Двадцать пять лет - одна из знаковых дат, первый настоящий юбилей, «красивая цифра». Это много или мало? Ненадолго задумавшись, каждый человек поймает свои ощущения и даст собственный, уникальный ответ на довольно простой вопрос. Большинство воспринимает день рождения как праздник, но многие начинают подводить какие-то итоги, пытаются понять, с каким багажом подошли к определенному психологически важному «рубежу». В особенный день хочется яркого события, полного радостных мгновений, приятных встреч, незабываемых сюрпризов, исполнения желаний.
Двадцать пять лет – это много или мало? Время юности, пора цветения, время, когда все горизонты открыты и, как говорится, море по колено. Этап творческого поиска, экспериментов, освоения новых горизонтов путем проб и ошибок, самостоятельного Просвещения и глобальных достижений.
От обыкновенного дня рождения юбилей отличается, прежде всего, тем, что торжества растягиваются на долгий срок, порой достигающий целого года. 2016 – особенный год для московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова: 19 января исполнилось 70 лет со дня рождения его основателя, дирижера, Народного артиста России Евгения Колобова, а 22 марта «детище» Маэстро отметило свое 25-летие.
Свой праздник «Новая Опера» встретила грандиозным Гала-концертом с символичным названием «Первая четверть (века)». Дирижер – Евгений Самойлов (Заслуженный артист России). Режиссеры – Марианна Автандилова и Денис Петров-Жеребченко. Хормейстеры – Наталья Попович (Народная артистка России), Марина Василькова и Андрей Лазарев. Видеоряд – Юлия Гурина и Данил Герасименко. Ведущий – Михаил Сегельман.
В три отделения продолжительностью 4 часа 15 минут вместились фрагменты двадцати пяти спектаклей, буквально на наших глазах пишущих славную историю одного из самых молодых музыкальных театров нашей страны. В течение праздничного вечера на одной сцене можно было увидеть героев русских и зарубежных опер, шедевров бельканто и веризма, произведений, основанных на мифических, библейских и литературных сюжетах. В небольших фрагментах свое мастерство показали солисты, хор и симфонический оркестр театра, раскрывшись во всех неотъемлемых элементах оперного спектакля: соло, дуэтах, ансамблевых (терцет, квартет, септет и т.д.), хоровых и оркестровых эпизодах.
Праздничный Гала-концерт – торжество оперного и симфонического искусства. Тем не менее, при совершении далекого путешествия по страницам истории театра со всеми обращениями к разнообразным жанрам произведений (опера-буффа, романтическая опера, опера-трагедия, опера-сериа и т.д.) и командам постановщиков, хотелось, чтобы в этой «поездке» сопровождал грамотный «экскурсовод», который поможет не заблудиться в богатом, ярком прекрасном мире. По страницам славной истории театра зрителей «провел» ведущий Михаил Сегельман.
Фрагменты опер исполнялись не в хронологическом порядке. Каждый спектакль – важная веха в истории театра. В этот вечер можно было услышать как всенародно любимые хиты, так и редчайшие произведения, знакомые лишь самым рафинированным меломанам.
1. М.П.Мусоргский. Опера «Борис Годунов». Музыкальная драма в двух частях. Дирижеры – Дмитрий Волосников и Валерий Крицков. Режиссер – Валерий Белякович. Премьера состоялась 20 сентября 1998 года.
В этот вечер был исполнен первый эпизод – Сцена коронации. Борис Годунов – Виталий Ефанов (лауреат Международных конкурсов, бас), князь Василий Шуйский – Марат Гареев (Заслуженный артист России, тенор), Щелкалов – Артем Гарнов (баритон), пристав – Олег Шагоцкий (лауреат Международного конкурса, баритон), ближний боярин – Александр Попов (баритон), хор театра «Новая Опера».
Торжественная, величественная, по-царски роскошная и по-русски масштабная, эта сцена тесно ассоциируется с грандиозной, народной оперой, полной глубокого внутреннего драматизма. Торжественная, величественная, по-царски роскошная и по-русски масштабная, эта сцена тесно ассоциируется с грандиозной, народной оперой, полной глубокого внутреннего драматизма. Ей свойственна сила мыслей и чувств, скрытых глубоко внутри. Герои открывают свою душу лишь в случае нахождения в одиночестве, таким образом отражают сложнейшую материю, именуемую «русским характером».
Хор создает особое, «панорамное» звучание, мгновенно создающее ощущение присутствия в главном соборе страны на коронации очередного царя, призванного спасти Русь-матушку от затянувшихся Смутных времен.
2. А.Каталани. Опера «Валли» в двух действиях. Дирижер-постановщик – Евгений Колобов. Режиссер-постановщик – Валерий Раку. Премьера состоялась 17 января 1997 года.
В исполнении Ольги Терентьевой (лауреат Международных конкурсов, сопрано) прозвучала ария заглавной героини.
Завораживающий, теплый, словно опьяняющий голос артистки в сочетании с сияющими глазами и королевской осанкой создает образ независимой, свободолюбивой героини, выросшей среди прекрасной, величественной альпийской природы.
3. П.И.Чайковский. Опера «Евгений Онегин». Лирические сцены в семи картинах. Музыкальная редакция – Евгений Колобов. Режиссер-постановщик – Сергей Арцибашев. Премьера состоялась 5 октября 1996 года.
Арию Ленского спел Алексей Неклюдов (лауреат Международных конкурсов, тенор). Нежный, звонкий, чарующий голос рисует портрет юного героя, обреченно прощающегося со своей возлюбленной, человека, в одночасье потерявшего все, что еще недавно наполняло его жизнь безмятежной радостью и безоблачным счастьем.
4. Дж.Верди. Опера «Риголетто» в трех действиях. Совместный проект московского театра «Новая Опера» и Савонлиннского оперного фестиваля. Дирижер-постановщик – Евгений Самойлов. Режиссер-постановщик – Ральф Лянгбака. Премьера состоялась 19 декабря 2000 года.
22 марта прозвучал квартет из III действия. Риголетто – Андрей Борисенко (баритон), Джильда – Ирина Боженко (лауреат Международных конкурсов, сопрано), Маддалена – Татьяна Табачук (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано), Герцог – Александр Богданов (лауреат Международного конкурса, тенор).
В этом ансамбле в эффектное полотно сплетаются четыре совершенно по-разному ориентированных характера: суровый, жаждущий жестокой мести Риголетто; нежная, трепещущая, скорбящая о своей любви Джильда; экспрессивная, страстная, кокетливая Маддалена; лирически настроенный, находящийся во власти романтических чувств Герцог. Каждый персонаж – яркая, самостоятельная личность, но в ансамбле они гармонично соединяются, доставляя истинное удовольствие красотой звучания.
5. А.Г.Рубинштейн. Опера «Демон» в двух действиях. Дирижеры – Евгений Самойлов и Валерий Крицков. Режиссер-постановщик – Михаил Ефремов. Премьера состоялась 30 января 1999 года.
В программу юбилейного Гала-концерта был включен романс заглавного персонажа, который спел Анджей Белецкий (лауреат Международного конкурса, баритон). Голос артиста рисует образ героя эпохи романтизма, внешне абсолютно холодного, словно отстраненного. Но это – не более, чем иллюзия: в глубине души Демона все сильнее разгорается пламя, буквально сжигающее его изнутри.
6. А.П.Бородин. Опера «Князь Игорь» в двух действиях. Музыкальный руководитель – Евгений Самойлов. Режиссер-постановщик – Юрий Александров. Премьера состоялась 16 апреля 2011 года.
Этот спектакль в праздничном «параде» представляла Сцена и песня Галицкого. Галицкий – Дмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас), Ерошка – Вениамин Егоров (лауреат Международных конкурсов, тенор), Скула – Анатолий Григорьев (баритон), хор театра «Новая Опера».
Дерзкая, несколько фривольная манера держаться, лихой задор и харизма артистов практически искореняют образы отрицательных персонажей и еще раз напоминают, что люди не делятся строго на «плохих» и «хороших», у каждого есть свои положительные и отрицательные качества.
7. Ш.Гуно. Опера-трагедия «Ромео и Джульетта» в трех действиях. Дирижер-постановщик – Фабио Мастранджело. Режиссер-постановщик – Арно Бернар. Премьера состоялась 29 ноября 2014 года.
В рамках юбилейных торжеств прозвучала Песенка Стефано в оригинальной форме – юных пажей было двое: Анна Синицына (меццо-сопрано) и Валерия Пфистер (лауреат Международного конкурса, меццо-сопрано).
Сцена превратилась в площадку для яркого, зрелищного вокально-фехтовального поединка. Его участникам свойственны мальчишеские манеры, сочетающиеся с чисто девичьими грацией и изяществом. Кокетство борется с дерзостью, а озорство – с изяществом. А что же в итоге? В результате безоговорочно победила дружба.
8. Дж.Верди. Опера «Аида» в четырех действиях. В репертуаре театра существует в концертном исполнении. Дирижер – Евгений Самойлов.
Анастасия Бибичева (лауреат Международного конкурса, меццо-сопрано) и Сергей Поляков (тенор) исполнили Дуэт Амнерис и Радамеса. Сложные, противоречивые чувства живут в сердце египетской царевны. Ее попеременно охватывают нежность, любовь, страсть, ревность, неутолимая жажда жестокой мести. Общение отважного полководца с обиженной на него женщиной проходит в стремительно раскаляющейся добела атмосфере. В такой ситуации трагическая развязка практически неизбежна.
9. Концертная программа «Россини». Музыкальный дивертисмент в двух частях. Музыкальная редакция – Евгений Колобов. Сценическая композиция – Станислав Митин. Премьера состоялась 9 июля 1992 года.
22 марта прозвучал финал I действия оперы «Итальянка в Алжире». Изабелла – Ирина Ромишевская (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано), Эльвира – Ольга Ионова (лауреат Международного конкурса, сопрано), Зульма – Татьяна Смирнова (сопрано), Линдоро – Антон Бочкарев (тенор), Али – Александр Попов (баритон), Таддео – Илья Кузьмин (баритон), Мустафа – Андрей Фетисов (бас), хор театра «Новая Опера».
Элегантный, стильный, изящный септет – оригинальные диалоги в крайне специфических интонациях. Эффектные пародии на известные звуки вроде серебристого звона колокольчика или скрипуче-повелительного карканья вороны в сочетании с выразительными характерами персонажей и виртуозным мастерством исполнителей рассказывают веселую историю о хитрости и находчивости девушки, сумевшей спасти из плена не только себя и своего возлюбленного, но и многих соотечественников.
10. Р.Вагнер. Опера «Лоэнгрин» в трех действиях. Музыкальный руководитель – Ян Латам-Кениг. Режиссер-постановщик – Каспер Хольтен. Премьера состоялась 29 февраля 2008 года.
Симфонический оркестр театра сыграл вступление к III действию. Мелодия пропитана духом приближающегося праздника – следом за ней последует свадьба.
11. Р.Вагнер. Опера «Тристан и Изольда». Музыкальная драма в трех действиях. Музыкальный руководитель – Ян Латам-Кениг. Режиссер-постановщик – Никола Рааб. Премьера состоялась 19 мая 2013 года.
В исполнении Елены Поповской (сопрано) прозвучала сцена Смерти Изольды. В момент приближающейся кончины заглавная героиня становится светлой, эфемерной, воздушной. И это состояние развивается на фоне сосредоточенности, граничащей с глубоким драматизмом. На момент возникает ощущение, будто она превращается в ангела.
12. В.И.Мартынов. Опера-буффа «Школа жен» в одном действии. Автор идеи и либретто - Юрий Любимов (последняя работа режиссера). Музыкальный руководитель – Дмитрий Юровский. Режиссер-постановщик – Игорь Ушаков. Премьера состоялась 20 мая 2014 года.
В программу юбилейного Гала-концерта был включен один из самых зрелищных эпизодов – Сцена Мольера и Дуэт философов. Мольер – Дмитрий Орлов, Клефистон – Владимир Магомадов (лауреат Международного конкурса, котратенор), Стиф – Артем Крутько (лауреат Международного конкурса, контратенор), хор театра «Новая Опера».
Мощный бас, звучащий по-настоящему торжественно, эффектно контрастирует с изящными, звонкими, словно доносящимися с небес голосами «древних греков». В этом номере сочетаются заведомо несочетаемые элегантные голоса и гротесковые одеяния, очень похожие на античные тоги и дополненные накладными животами.
13. Дж.Верди. Опера «Набукко» в двух действиях. Музыкальный руководитель – Евгений Самойлов. Режиссер – Андрейс Жагарс. Премьера состоялась 2 декабря 2006 года.
22 марта в исполнении хора «Новой Оперы» прозвучала одна из его «визитных карточек» - знаменитый Хор иудеев.
Сила звука ассоциируется с неотвратимостью Рока, невозможностью что-то изменить, миновать справедливой кары. В тоже время это произведение буквально наполнено внутренним светом и чистотой души, пропитано оптимизмом, верой в прекрасное будущее, чуть ли не жизненно необходимого людям в трудные, неспокойные времена, к сожалению, слишком часто имеющие место в жизни общества любых стран, народов и эпох.
14. В.Беллини. Опера «Норма» в двух действиях. Музыкальный руководитель – Феликс Коробов. Режиссеры – Серджио Морабито и Йосси Вилер. Премьера состоялась 7 сентября 2005 года.
В программу юбилейного Гала-концерта был включен Терцет из I действия. Норма – Татьяна Печникова (Заслуженная артистка России, лауреат премий «Casta Diva» и «Золотая маска», сопрано), Адальжиза – Галина Бадиковская (сопрано), Поллион – Александр Скварко (лауреат Международного конкурса, тенор), хор театра «Новая Опера».
Герои оперы – верховная жрица Норма, жрица Адальжиза и римский проконсул Поллион – находятся во власти сильных чувств. Любовь и коварство, верность и предательство, испепеляющая страсть и неуемная жажда мести, проклятья и угрызения совести, величие и поклонение, справедливость и священный долг, - все гармонично соединилось в великолепной музыке и виртуозном мастерстве исполнителей.
15. Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Царская невеста» в двух действиях. Музыкальный руководитель – Феликс Коробов. Режиссер-постановщик – Юрий Грымов. Премьера состоялась 23 января 2005 года.
В исполнении Андрея Бреуса (баритон) прозвучала Ария Грязного. Взволнованный, одолеваемый невеселыми думами герой оказывается во власти неведомого доселе чувства, которое, как известно, ни к чему хорошему не приведет.
16. Дж.Пуччини. Комическая опера «Джанни Скикки» в одном действии. Музыкальный руководитель – Дмитрий Волосников. Режиссер-постановщик – Геннадий Шапошников. Премьера состоялась 31 января 2009 года.
Галина Королева (лауреат Международных конкурсов, сопрано) спела Арию Лауретты. Ласково, нежно, по-настоящему трогательно звучит обращение дочери к отцу. Между тем, имеет место точный расчет: в случае, если родитель откажет – героиня обещает совершить непоправимое.
В этом номере в гармоничном симбиозе слились лирическая мелодия и подчеркнуто комичный образ Лауретты.
17. П.Масканьи. Опера «Сельская честь». Музыкальная драма в одном действии. Дирижеры – Анатолий Гусь и Валерий Крицков. Режиссер-постановщик – Кари Хейсканен. Премьера состоялась 20 апреля 2001 года.
В программу юбилейного Гала-концерта была включена Сцена и Молитва Сантуццы. Сантуцца – Ирина Морева (лауреат Международных конкурсов, сопрано), Мама Лючия – Елена Свечникова (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано), хор театра «Новая Опера».
Обращение молодой героини, кажется, потерявшей все, к Высшим Силам – настоящий крик о помощи, полный отчаяния, глубокой внутренней боли, страха и невыносимых страданий. Хор эффектно оттеняет эмоции девушки, делая их еще более яркими и выразительными.
18. «О, Моцарт! Моцарт»… Реквием в двух частях. В основе спектакля – Реквием В.А.Моцарта, опера Н.А.Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». Музыкальная редакция – Евгений Колобов. Режиссер – Владимир Васильев. Премьера состоялась 17 февраля 1995 года.
Юбилей – это не только праздник, но и день, когда хочется вспомнить друзей и коллег, уже покинувших этот мир. Под музыку второй части (Adagio) Концерта для фортепиано с оркестром №23 (A-dur, K.488) В.А.Моцарта в исполнении Екатерины Маклярской (дипломант Международного конкурса, фортепиано) и симфонического оркестра театра на большом экране прошли изображения артистов (певцов, музыкантов, режиссеров и дирижеров), чья жизнь была неразрывно связана с «Новой Оперой».
19. Диптих«DIDO». М.Найман: Пролог к опере Г.Перселла «Дидона и Эней». Опера Г.Перселла «Дидона и Эней». Музыкальный руководитель - Дмитрий Волосников. Режиссер-постановщик – Наталия Анастасьева-Лайнер. Премьера состоялась 19 июня 2014 года.
Юлия Меннибаева (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано) исполнила Плач Дидоны. Глубокий, бархатистый голос создает образ сильной, волевой, величественной личности, истинной повелительницы Карфагена, которая не слишком часто поддается власти чувств, но полностью покорилась своей безрадостной судьбе.
20. Г.Доницетти. Комическая опера «Любовный напиток» в двух действиях. Музыкальный руководитель – Эри Клас. Режиссер-постановщик – Юрий Александров. Премьера состоялась 10 марта 2007 года.
В программу юбилейного Гала-концерта был включен Дуэт Адины и Дулькамары. Адина – Ирина Костина (лауреат Международных конкурсов, сопрано), Дулькамара – Владимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас).
Искрящийся, веселый дуэт гордой, бойкой, темпераментной героини и хитрого, коварного доктора, везде ищущего личную выгоду, наполнен изысканным юмором, грацией и изяществом. Такая девушка, как Адина, знает, чего хочет, и не даст шарлатанам водить себя за нос!
21. Р.Штраус. Опера «Саломея». Музыкальная драма в одном действии. Музыкальный руководитель – Ян Латам-Кениг. Режиссер-постановщик – Екатерина Одегова. Консультант по драматургии – Михаил Мугинштейн. Премьера состоялась 14 сентября 2015 года.
В исполнении симфонического оркестра «Новой Оперы» прозвучал Танец семи покрывал. Эта мелодия рисует образы прекрасной южной природы, ласкового солнца и теплого моря. Здесь сошлись воедино скульптурная красота и завораживающая пластика, страстный темперамент и пленительная чувственность, ангельская внешность и демоническое нутро заглавной героини.
22. Дж.Пуччини. Опера «Богема» в трех действиях. Дирижеры-постановщики – Фабио Мастранджело и Андрей Лебедев. Режиссер-постановщик – Георгий Исаакян. Премьера состоялась 4 декабря 2015 года.
В программу концерта была включена Сцена и Вальс Мюзетты в необычной форме. Мюзетта – Екатерина Миронычева (сопрано), Альциндор – Михаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас) и Сергей Тарасов (бас), Рудольф – Георгий Фараджев (тенор), Мими – Жаля Исмаилова (сопрано), Шонар – Артем Гарнов, Коллен – Станислав Черненков (лауреат Международных конкурсов, бас), Марсель - Александр Мартынов (баритон).
Яркая, эффектная, харизматичная, темпераментная, целеустремленная, естественная Мюзетта в праздничный вечер рождественского Сочельника всецело завладевает вниманием чуть ли не всех обитателей Латинского квартала. За ней наблюдают и друзья, и сразу два кавалера (такое возможно лишь в особых случаях!), неустанно пытающихся завладеть ее вниманием.
23. Дж.Россини. Комическая опера «Севильский цирюльник» в двух действиях. Музыкальный руководитель – Эри Клас. Режиссер-постановщик – Элайджа Мошински. Премьера состоялась 31 октября 2008 года.
В праздничный вечер прозвучал Дуэт Фигаро и Графа Альмавивы. Фигаро – Василий Ладюк (лауреат Международных конкурсов, баритон), Граф Альмавива – Сергей Романовский (лауреат Международных конкурсов, тенор), Фиорелло – Сергей Сатаров.
Этот дуэт буквально пропитан светлым оптимизмом, позитивом и верой в наилучший исход событий. Для каждого участника этот итог особый: для одного – воссоединение с прекрасной возлюбленной, для другого – источник неплохого дохода.
24. Г.Доницетти. Опера «Мария Стюарт» в двух действиях. Музыкальная редакция – Евгений Колобов. Режиссер-постановщик – Станислав Митин. Премьера состоялась 3 декабря 1992 года.
В рамках юбилейного Гала-концерта была исполнена Сцена и Финал I действия. Мария – Эльвира Хохлова (Заслуженная артистка России, сопрано), Елизавета – Маргарита Некрасова (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано)Тальбот – Анджей Белецкий, Лестер – Александр Богданов, Сессил – Андрей Фетисов, Анна – Светлана Скрипкина (лауреат Международного конкурса, сопрано), Шут – Денис Петров-Жеребченко, хор театра «Новая Опера».
Ярчайший эпизод, основанный на историческом конфликте двух британских королев – опальной и правящей. Две сестры с разными судьбами: одной досталась красота и благосклонность со стороны возлюбленного, вторая оказалась ни с чем, и только полученная власть может принести ей моральное удовлетворение, пусть даже и частичное, условное. Роскошные костюмы королев, богато одетые придворные и хромающий, подвижный, пластичный шут создают антураж переживающего лучшие (на первый взгляд) времена английского двора.
25. Дж.Верди. Опера «Травиата» в двух действиях. Музыкальная редакция – Евгений Колобов. Режиссер-постановщик – Алла Сигалова. Премьера состоялась 14 июля 1999 года.
В день рождения театра прозвучал самый праздничный фрагмент этой оперы – Сцена и Застольная - в исполнении четырех пар главных героев. Виолетта – Джульетта Аванесян (лауреат Международного конкурса, сопрано), Елена Митракова (лауреат Международных конкурсов, сопрано), Елена Терентьева (лауреат Международных конкурсов, сопрано), Виктория Шевцова (лауреат Международного конкурса, сопрано); Альфред – Дмитрий Бобров (тенор), Дмитрий Пьянов (тенор), Александр Скварко, Георгий Фараджев; Гастон – Максим Остроухов (тенор); Флора – Александра Саульская-Шулятьева (Заслуженная артистка Удмуртии, меццо-сопрано); Барон – Олег Шагоцкий; хор театра «Новая Опера».
26. М.И.Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Фантазия в двух частях. Музыкальная редакция – Евгений Колобов. Режиссер-постановщик – Иван Фадеев. Премьера состоялась 15 декабря 2005 года.
Как бы парадоксально это не прозвучало, но точку в юбилейном Гала-концерте поставила Увертюра из этого спектакля. Соло в оркестре: Юрий Прялкин (лауреат Международных конкурсов, флейта), Тарас Золотько (гобой), Денис Голубев (английский рожок), Борис Сокол (Заслуженный артист России, кларнет), Андрей Волохов (бас-кларнет), Андрей Балашов (Заслуженный артист России, скрипка), Ирина Шевцова (лауреат Международного конкурса, виолончель), Екатерина Маклярская (орган), Наталья Казакова (лауреат Международных конкурсов, клавесин).
В течение трех отделений симфонический оркестр театра под управлением Евгения Самойлова сопровождал публику в насыщенном путешествии по бескрайним просторам морей и океанов мировой оперы, трагической и комической, библейской и литературной, исторической и мифической, отечественной и зарубежной, классической и веристской.
Четыре с лишним часа восхитительного праздника, этого торжества музыки, виртуозности и таланта, пролетели незаметно. С Днем Рождения, «Новая Опера»! Хочется пожелать одному из любимейших театров ярких премьер, интересных концертных программ и опер в концертном исполнении, в том числе – раритетов.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии
Двадцать пять лет – это много или мало? Время юности, пора цветения, время, когда все горизонты открыты и, как говорится, море по колено. Этап творческого поиска, экспериментов, освоения новых горизонтов путем проб и ошибок, самостоятельного Просвещения и глобальных достижений.
От обыкновенного дня рождения юбилей отличается, прежде всего, тем, что торжества растягиваются на долгий срок, порой достигающий целого года. 2016 – особенный год для московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова: 19 января исполнилось 70 лет со дня рождения его основателя, дирижера, Народного артиста России Евгения Колобова, а 22 марта «детище» Маэстро отметило свое 25-летие.
Свой праздник «Новая Опера» встретила грандиозным Гала-концертом с символичным названием «Первая четверть (века)». Дирижер – Евгений Самойлов (Заслуженный артист России). Режиссеры – Марианна Автандилова и Денис Петров-Жеребченко. Хормейстеры – Наталья Попович (Народная артистка России), Марина Василькова и Андрей Лазарев. Видеоряд – Юлия Гурина и Данил Герасименко. Ведущий – Михаил Сегельман.
В три отделения продолжительностью 4 часа 15 минут вместились фрагменты двадцати пяти спектаклей, буквально на наших глазах пишущих славную историю одного из самых молодых музыкальных театров нашей страны. В течение праздничного вечера на одной сцене можно было увидеть героев русских и зарубежных опер, шедевров бельканто и веризма, произведений, основанных на мифических, библейских и литературных сюжетах. В небольших фрагментах свое мастерство показали солисты, хор и симфонический оркестр театра, раскрывшись во всех неотъемлемых элементах оперного спектакля: соло, дуэтах, ансамблевых (терцет, квартет, септет и т.д.), хоровых и оркестровых эпизодах.
Праздничный Гала-концерт – торжество оперного и симфонического искусства. Тем не менее, при совершении далекого путешествия по страницам истории театра со всеми обращениями к разнообразным жанрам произведений (опера-буффа, романтическая опера, опера-трагедия, опера-сериа и т.д.) и командам постановщиков, хотелось, чтобы в этой «поездке» сопровождал грамотный «экскурсовод», который поможет не заблудиться в богатом, ярком прекрасном мире. По страницам славной истории театра зрителей «провел» ведущий Михаил Сегельман.
Фрагменты опер исполнялись не в хронологическом порядке. Каждый спектакль – важная веха в истории театра. В этот вечер можно было услышать как всенародно любимые хиты, так и редчайшие произведения, знакомые лишь самым рафинированным меломанам.
1. М.П.Мусоргский. Опера «Борис Годунов». Музыкальная драма в двух частях. Дирижеры – Дмитрий Волосников и Валерий Крицков. Режиссер – Валерий Белякович. Премьера состоялась 20 сентября 1998 года.
В этот вечер был исполнен первый эпизод – Сцена коронации. Борис Годунов – Виталий Ефанов (лауреат Международных конкурсов, бас), князь Василий Шуйский – Марат Гареев (Заслуженный артист России, тенор), Щелкалов – Артем Гарнов (баритон), пристав – Олег Шагоцкий (лауреат Международного конкурса, баритон), ближний боярин – Александр Попов (баритон), хор театра «Новая Опера».
Торжественная, величественная, по-царски роскошная и по-русски масштабная, эта сцена тесно ассоциируется с грандиозной, народной оперой, полной глубокого внутреннего драматизма. Торжественная, величественная, по-царски роскошная и по-русски масштабная, эта сцена тесно ассоциируется с грандиозной, народной оперой, полной глубокого внутреннего драматизма. Ей свойственна сила мыслей и чувств, скрытых глубоко внутри. Герои открывают свою душу лишь в случае нахождения в одиночестве, таким образом отражают сложнейшую материю, именуемую «русским характером».
Хор создает особое, «панорамное» звучание, мгновенно создающее ощущение присутствия в главном соборе страны на коронации очередного царя, призванного спасти Русь-матушку от затянувшихся Смутных времен.
2. А.Каталани. Опера «Валли» в двух действиях. Дирижер-постановщик – Евгений Колобов. Режиссер-постановщик – Валерий Раку. Премьера состоялась 17 января 1997 года.
В исполнении Ольги Терентьевой (лауреат Международных конкурсов, сопрано) прозвучала ария заглавной героини.
Завораживающий, теплый, словно опьяняющий голос артистки в сочетании с сияющими глазами и королевской осанкой создает образ независимой, свободолюбивой героини, выросшей среди прекрасной, величественной альпийской природы.
3. П.И.Чайковский. Опера «Евгений Онегин». Лирические сцены в семи картинах. Музыкальная редакция – Евгений Колобов. Режиссер-постановщик – Сергей Арцибашев. Премьера состоялась 5 октября 1996 года.
Арию Ленского спел Алексей Неклюдов (лауреат Международных конкурсов, тенор). Нежный, звонкий, чарующий голос рисует портрет юного героя, обреченно прощающегося со своей возлюбленной, человека, в одночасье потерявшего все, что еще недавно наполняло его жизнь безмятежной радостью и безоблачным счастьем.
4. Дж.Верди. Опера «Риголетто» в трех действиях. Совместный проект московского театра «Новая Опера» и Савонлиннского оперного фестиваля. Дирижер-постановщик – Евгений Самойлов. Режиссер-постановщик – Ральф Лянгбака. Премьера состоялась 19 декабря 2000 года.
22 марта прозвучал квартет из III действия. Риголетто – Андрей Борисенко (баритон), Джильда – Ирина Боженко (лауреат Международных конкурсов, сопрано), Маддалена – Татьяна Табачук (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано), Герцог – Александр Богданов (лауреат Международного конкурса, тенор).
В этом ансамбле в эффектное полотно сплетаются четыре совершенно по-разному ориентированных характера: суровый, жаждущий жестокой мести Риголетто; нежная, трепещущая, скорбящая о своей любви Джильда; экспрессивная, страстная, кокетливая Маддалена; лирически настроенный, находящийся во власти романтических чувств Герцог. Каждый персонаж – яркая, самостоятельная личность, но в ансамбле они гармонично соединяются, доставляя истинное удовольствие красотой звучания.
5. А.Г.Рубинштейн. Опера «Демон» в двух действиях. Дирижеры – Евгений Самойлов и Валерий Крицков. Режиссер-постановщик – Михаил Ефремов. Премьера состоялась 30 января 1999 года.
В программу юбилейного Гала-концерта был включен романс заглавного персонажа, который спел Анджей Белецкий (лауреат Международного конкурса, баритон). Голос артиста рисует образ героя эпохи романтизма, внешне абсолютно холодного, словно отстраненного. Но это – не более, чем иллюзия: в глубине души Демона все сильнее разгорается пламя, буквально сжигающее его изнутри.
6. А.П.Бородин. Опера «Князь Игорь» в двух действиях. Музыкальный руководитель – Евгений Самойлов. Режиссер-постановщик – Юрий Александров. Премьера состоялась 16 апреля 2011 года.
Этот спектакль в праздничном «параде» представляла Сцена и песня Галицкого. Галицкий – Дмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас), Ерошка – Вениамин Егоров (лауреат Международных конкурсов, тенор), Скула – Анатолий Григорьев (баритон), хор театра «Новая Опера».
Дерзкая, несколько фривольная манера держаться, лихой задор и харизма артистов практически искореняют образы отрицательных персонажей и еще раз напоминают, что люди не делятся строго на «плохих» и «хороших», у каждого есть свои положительные и отрицательные качества.
7. Ш.Гуно. Опера-трагедия «Ромео и Джульетта» в трех действиях. Дирижер-постановщик – Фабио Мастранджело. Режиссер-постановщик – Арно Бернар. Премьера состоялась 29 ноября 2014 года.
В рамках юбилейных торжеств прозвучала Песенка Стефано в оригинальной форме – юных пажей было двое: Анна Синицына (меццо-сопрано) и Валерия Пфистер (лауреат Международного конкурса, меццо-сопрано).
Сцена превратилась в площадку для яркого, зрелищного вокально-фехтовального поединка. Его участникам свойственны мальчишеские манеры, сочетающиеся с чисто девичьими грацией и изяществом. Кокетство борется с дерзостью, а озорство – с изяществом. А что же в итоге? В результате безоговорочно победила дружба.
8. Дж.Верди. Опера «Аида» в четырех действиях. В репертуаре театра существует в концертном исполнении. Дирижер – Евгений Самойлов.
Анастасия Бибичева (лауреат Международного конкурса, меццо-сопрано) и Сергей Поляков (тенор) исполнили Дуэт Амнерис и Радамеса. Сложные, противоречивые чувства живут в сердце египетской царевны. Ее попеременно охватывают нежность, любовь, страсть, ревность, неутолимая жажда жестокой мести. Общение отважного полководца с обиженной на него женщиной проходит в стремительно раскаляющейся добела атмосфере. В такой ситуации трагическая развязка практически неизбежна.
9. Концертная программа «Россини». Музыкальный дивертисмент в двух частях. Музыкальная редакция – Евгений Колобов. Сценическая композиция – Станислав Митин. Премьера состоялась 9 июля 1992 года.
22 марта прозвучал финал I действия оперы «Итальянка в Алжире». Изабелла – Ирина Ромишевская (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано), Эльвира – Ольга Ионова (лауреат Международного конкурса, сопрано), Зульма – Татьяна Смирнова (сопрано), Линдоро – Антон Бочкарев (тенор), Али – Александр Попов (баритон), Таддео – Илья Кузьмин (баритон), Мустафа – Андрей Фетисов (бас), хор театра «Новая Опера».
Элегантный, стильный, изящный септет – оригинальные диалоги в крайне специфических интонациях. Эффектные пародии на известные звуки вроде серебристого звона колокольчика или скрипуче-повелительного карканья вороны в сочетании с выразительными характерами персонажей и виртуозным мастерством исполнителей рассказывают веселую историю о хитрости и находчивости девушки, сумевшей спасти из плена не только себя и своего возлюбленного, но и многих соотечественников.
10. Р.Вагнер. Опера «Лоэнгрин» в трех действиях. Музыкальный руководитель – Ян Латам-Кениг. Режиссер-постановщик – Каспер Хольтен. Премьера состоялась 29 февраля 2008 года.
Симфонический оркестр театра сыграл вступление к III действию. Мелодия пропитана духом приближающегося праздника – следом за ней последует свадьба.
11. Р.Вагнер. Опера «Тристан и Изольда». Музыкальная драма в трех действиях. Музыкальный руководитель – Ян Латам-Кениг. Режиссер-постановщик – Никола Рааб. Премьера состоялась 19 мая 2013 года.
В исполнении Елены Поповской (сопрано) прозвучала сцена Смерти Изольды. В момент приближающейся кончины заглавная героиня становится светлой, эфемерной, воздушной. И это состояние развивается на фоне сосредоточенности, граничащей с глубоким драматизмом. На момент возникает ощущение, будто она превращается в ангела.
12. В.И.Мартынов. Опера-буффа «Школа жен» в одном действии. Автор идеи и либретто - Юрий Любимов (последняя работа режиссера). Музыкальный руководитель – Дмитрий Юровский. Режиссер-постановщик – Игорь Ушаков. Премьера состоялась 20 мая 2014 года.
В программу юбилейного Гала-концерта был включен один из самых зрелищных эпизодов – Сцена Мольера и Дуэт философов. Мольер – Дмитрий Орлов, Клефистон – Владимир Магомадов (лауреат Международного конкурса, котратенор), Стиф – Артем Крутько (лауреат Международного конкурса, контратенор), хор театра «Новая Опера».
Мощный бас, звучащий по-настоящему торжественно, эффектно контрастирует с изящными, звонкими, словно доносящимися с небес голосами «древних греков». В этом номере сочетаются заведомо несочетаемые элегантные голоса и гротесковые одеяния, очень похожие на античные тоги и дополненные накладными животами.
13. Дж.Верди. Опера «Набукко» в двух действиях. Музыкальный руководитель – Евгений Самойлов. Режиссер – Андрейс Жагарс. Премьера состоялась 2 декабря 2006 года.
22 марта в исполнении хора «Новой Оперы» прозвучала одна из его «визитных карточек» - знаменитый Хор иудеев.
Сила звука ассоциируется с неотвратимостью Рока, невозможностью что-то изменить, миновать справедливой кары. В тоже время это произведение буквально наполнено внутренним светом и чистотой души, пропитано оптимизмом, верой в прекрасное будущее, чуть ли не жизненно необходимого людям в трудные, неспокойные времена, к сожалению, слишком часто имеющие место в жизни общества любых стран, народов и эпох.
14. В.Беллини. Опера «Норма» в двух действиях. Музыкальный руководитель – Феликс Коробов. Режиссеры – Серджио Морабито и Йосси Вилер. Премьера состоялась 7 сентября 2005 года.
В программу юбилейного Гала-концерта был включен Терцет из I действия. Норма – Татьяна Печникова (Заслуженная артистка России, лауреат премий «Casta Diva» и «Золотая маска», сопрано), Адальжиза – Галина Бадиковская (сопрано), Поллион – Александр Скварко (лауреат Международного конкурса, тенор), хор театра «Новая Опера».
Герои оперы – верховная жрица Норма, жрица Адальжиза и римский проконсул Поллион – находятся во власти сильных чувств. Любовь и коварство, верность и предательство, испепеляющая страсть и неуемная жажда мести, проклятья и угрызения совести, величие и поклонение, справедливость и священный долг, - все гармонично соединилось в великолепной музыке и виртуозном мастерстве исполнителей.
15. Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Царская невеста» в двух действиях. Музыкальный руководитель – Феликс Коробов. Режиссер-постановщик – Юрий Грымов. Премьера состоялась 23 января 2005 года.
В исполнении Андрея Бреуса (баритон) прозвучала Ария Грязного. Взволнованный, одолеваемый невеселыми думами герой оказывается во власти неведомого доселе чувства, которое, как известно, ни к чему хорошему не приведет.
16. Дж.Пуччини. Комическая опера «Джанни Скикки» в одном действии. Музыкальный руководитель – Дмитрий Волосников. Режиссер-постановщик – Геннадий Шапошников. Премьера состоялась 31 января 2009 года.
Галина Королева (лауреат Международных конкурсов, сопрано) спела Арию Лауретты. Ласково, нежно, по-настоящему трогательно звучит обращение дочери к отцу. Между тем, имеет место точный расчет: в случае, если родитель откажет – героиня обещает совершить непоправимое.
В этом номере в гармоничном симбиозе слились лирическая мелодия и подчеркнуто комичный образ Лауретты.
17. П.Масканьи. Опера «Сельская честь». Музыкальная драма в одном действии. Дирижеры – Анатолий Гусь и Валерий Крицков. Режиссер-постановщик – Кари Хейсканен. Премьера состоялась 20 апреля 2001 года.
В программу юбилейного Гала-концерта была включена Сцена и Молитва Сантуццы. Сантуцца – Ирина Морева (лауреат Международных конкурсов, сопрано), Мама Лючия – Елена Свечникова (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано), хор театра «Новая Опера».
Обращение молодой героини, кажется, потерявшей все, к Высшим Силам – настоящий крик о помощи, полный отчаяния, глубокой внутренней боли, страха и невыносимых страданий. Хор эффектно оттеняет эмоции девушки, делая их еще более яркими и выразительными.
18. «О, Моцарт! Моцарт»… Реквием в двух частях. В основе спектакля – Реквием В.А.Моцарта, опера Н.А.Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». Музыкальная редакция – Евгений Колобов. Режиссер – Владимир Васильев. Премьера состоялась 17 февраля 1995 года.
Юбилей – это не только праздник, но и день, когда хочется вспомнить друзей и коллег, уже покинувших этот мир. Под музыку второй части (Adagio) Концерта для фортепиано с оркестром №23 (A-dur, K.488) В.А.Моцарта в исполнении Екатерины Маклярской (дипломант Международного конкурса, фортепиано) и симфонического оркестра театра на большом экране прошли изображения артистов (певцов, музыкантов, режиссеров и дирижеров), чья жизнь была неразрывно связана с «Новой Оперой».
19. Диптих«DIDO». М.Найман: Пролог к опере Г.Перселла «Дидона и Эней». Опера Г.Перселла «Дидона и Эней». Музыкальный руководитель - Дмитрий Волосников. Режиссер-постановщик – Наталия Анастасьева-Лайнер. Премьера состоялась 19 июня 2014 года.
Юлия Меннибаева (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано) исполнила Плач Дидоны. Глубокий, бархатистый голос создает образ сильной, волевой, величественной личности, истинной повелительницы Карфагена, которая не слишком часто поддается власти чувств, но полностью покорилась своей безрадостной судьбе.
20. Г.Доницетти. Комическая опера «Любовный напиток» в двух действиях. Музыкальный руководитель – Эри Клас. Режиссер-постановщик – Юрий Александров. Премьера состоялась 10 марта 2007 года.
В программу юбилейного Гала-концерта был включен Дуэт Адины и Дулькамары. Адина – Ирина Костина (лауреат Международных конкурсов, сопрано), Дулькамара – Владимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас).
Искрящийся, веселый дуэт гордой, бойкой, темпераментной героини и хитрого, коварного доктора, везде ищущего личную выгоду, наполнен изысканным юмором, грацией и изяществом. Такая девушка, как Адина, знает, чего хочет, и не даст шарлатанам водить себя за нос!
21. Р.Штраус. Опера «Саломея». Музыкальная драма в одном действии. Музыкальный руководитель – Ян Латам-Кениг. Режиссер-постановщик – Екатерина Одегова. Консультант по драматургии – Михаил Мугинштейн. Премьера состоялась 14 сентября 2015 года.
В исполнении симфонического оркестра «Новой Оперы» прозвучал Танец семи покрывал. Эта мелодия рисует образы прекрасной южной природы, ласкового солнца и теплого моря. Здесь сошлись воедино скульптурная красота и завораживающая пластика, страстный темперамент и пленительная чувственность, ангельская внешность и демоническое нутро заглавной героини.
22. Дж.Пуччини. Опера «Богема» в трех действиях. Дирижеры-постановщики – Фабио Мастранджело и Андрей Лебедев. Режиссер-постановщик – Георгий Исаакян. Премьера состоялась 4 декабря 2015 года.
В программу концерта была включена Сцена и Вальс Мюзетты в необычной форме. Мюзетта – Екатерина Миронычева (сопрано), Альциндор – Михаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас) и Сергей Тарасов (бас), Рудольф – Георгий Фараджев (тенор), Мими – Жаля Исмаилова (сопрано), Шонар – Артем Гарнов, Коллен – Станислав Черненков (лауреат Международных конкурсов, бас), Марсель - Александр Мартынов (баритон).
Яркая, эффектная, харизматичная, темпераментная, целеустремленная, естественная Мюзетта в праздничный вечер рождественского Сочельника всецело завладевает вниманием чуть ли не всех обитателей Латинского квартала. За ней наблюдают и друзья, и сразу два кавалера (такое возможно лишь в особых случаях!), неустанно пытающихся завладеть ее вниманием.
23. Дж.Россини. Комическая опера «Севильский цирюльник» в двух действиях. Музыкальный руководитель – Эри Клас. Режиссер-постановщик – Элайджа Мошински. Премьера состоялась 31 октября 2008 года.
В праздничный вечер прозвучал Дуэт Фигаро и Графа Альмавивы. Фигаро – Василий Ладюк (лауреат Международных конкурсов, баритон), Граф Альмавива – Сергей Романовский (лауреат Международных конкурсов, тенор), Фиорелло – Сергей Сатаров.
Этот дуэт буквально пропитан светлым оптимизмом, позитивом и верой в наилучший исход событий. Для каждого участника этот итог особый: для одного – воссоединение с прекрасной возлюбленной, для другого – источник неплохого дохода.
24. Г.Доницетти. Опера «Мария Стюарт» в двух действиях. Музыкальная редакция – Евгений Колобов. Режиссер-постановщик – Станислав Митин. Премьера состоялась 3 декабря 1992 года.
В рамках юбилейного Гала-концерта была исполнена Сцена и Финал I действия. Мария – Эльвира Хохлова (Заслуженная артистка России, сопрано), Елизавета – Маргарита Некрасова (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано)Тальбот – Анджей Белецкий, Лестер – Александр Богданов, Сессил – Андрей Фетисов, Анна – Светлана Скрипкина (лауреат Международного конкурса, сопрано), Шут – Денис Петров-Жеребченко, хор театра «Новая Опера».
Ярчайший эпизод, основанный на историческом конфликте двух британских королев – опальной и правящей. Две сестры с разными судьбами: одной досталась красота и благосклонность со стороны возлюбленного, вторая оказалась ни с чем, и только полученная власть может принести ей моральное удовлетворение, пусть даже и частичное, условное. Роскошные костюмы королев, богато одетые придворные и хромающий, подвижный, пластичный шут создают антураж переживающего лучшие (на первый взгляд) времена английского двора.
25. Дж.Верди. Опера «Травиата» в двух действиях. Музыкальная редакция – Евгений Колобов. Режиссер-постановщик – Алла Сигалова. Премьера состоялась 14 июля 1999 года.
В день рождения театра прозвучал самый праздничный фрагмент этой оперы – Сцена и Застольная - в исполнении четырех пар главных героев. Виолетта – Джульетта Аванесян (лауреат Международного конкурса, сопрано), Елена Митракова (лауреат Международных конкурсов, сопрано), Елена Терентьева (лауреат Международных конкурсов, сопрано), Виктория Шевцова (лауреат Международного конкурса, сопрано); Альфред – Дмитрий Бобров (тенор), Дмитрий Пьянов (тенор), Александр Скварко, Георгий Фараджев; Гастон – Максим Остроухов (тенор); Флора – Александра Саульская-Шулятьева (Заслуженная артистка Удмуртии, меццо-сопрано); Барон – Олег Шагоцкий; хор театра «Новая Опера».
26. М.И.Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Фантазия в двух частях. Музыкальная редакция – Евгений Колобов. Режиссер-постановщик – Иван Фадеев. Премьера состоялась 15 декабря 2005 года.
Как бы парадоксально это не прозвучало, но точку в юбилейном Гала-концерте поставила Увертюра из этого спектакля. Соло в оркестре: Юрий Прялкин (лауреат Международных конкурсов, флейта), Тарас Золотько (гобой), Денис Голубев (английский рожок), Борис Сокол (Заслуженный артист России, кларнет), Андрей Волохов (бас-кларнет), Андрей Балашов (Заслуженный артист России, скрипка), Ирина Шевцова (лауреат Международного конкурса, виолончель), Екатерина Маклярская (орган), Наталья Казакова (лауреат Международных конкурсов, клавесин).
В течение трех отделений симфонический оркестр театра под управлением Евгения Самойлова сопровождал публику в насыщенном путешествии по бескрайним просторам морей и океанов мировой оперы, трагической и комической, библейской и литературной, исторической и мифической, отечественной и зарубежной, классической и веристской.
Четыре с лишним часа восхитительного праздника, этого торжества музыки, виртуозности и таланта, пролетели незаметно. С Днем Рождения, «Новая Опера»! Хочется пожелать одному из любимейших театров ярких премьер, интересных концертных программ и опер в концертном исполнении, в том числе – раритетов.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии