Романс – особенный жанр камерной вокальной музыки. За сравнительно небольшой временной промежуток – не более нескольких минут – исполнители рассказывают целую историю, максимально полно раскрывают заложенный в стихах и мелодиях образ. Такие миниатюры представляют собой диалог голоса и музыкального инструмента.
28 ноября 2017 года на сцене московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова прошел сольный концерт Игоря Головатенко (лауреат Международных конкурсов, баритон). В программе вечера в двух отделениях – романсы П.И.Чайковского на стихи русских и зарубежных композиторов. Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев (лауреат Премии города Москвы, лауреат Премии «Национальное достояние», лауреат Премии Фонда Ирины Архиповой). Ведущий – Михаил Сегельман.
В первом отделении концерта звучали романсы на стихи А.К.Толстого (1817 – 1875):
«Не верь, мой друг…», соч.6 №1;
«Слеза дрожит…», соч.6 №4;
«Серенада Дон Жуана», соч.38 №1;
«То было раннею весной…», соч.38 №2;
«Средь шумного бала…», соч.38 №3;
«О, если б ты могла…», соч.38 №4;
«Усни, печальный друг…», соч.47 №4;
«Благословляю вас, леса…», соч.47 №5;
«На нивы желтые…», соч.57 №2;
«Горними тихо летала душа небесами…», соч.47 №2.
Во втором отделении были исполнены два вокальных цикла:
Шесть французских песен, соч.65:
«Серенада», стихи Э.Тюркети;
«Разочарование», стихи П.Коллена;
«Серенада», стихи П.Коллена;
«Пускай зима…», стихи П.Коллена;
«Слезы», стихи А.Бланшкот;
«Чаровница», стихи П.Коллена.
Шесть романсов на стихи Д.М.Ратгауза, соч.73:
«Мы сидели с тобой…»;
«Ночь»;
«В эту лунную ночь…»;
«Закатилось солнце…»;
«Средь мрачных дней…»;
«Снова, как прежде, один…».
Каждый романс – спектакль в миниатюре, сыгранный, спетый и прочувствованный исполнителями-виртуозами. Глубокий, насыщенный, благородный голос Игоря Головатенко в симбиозе с роялем Дмитрия Сибирцева щедро дарил публике чувства, эмоции и скрытые смыслы, зашифрованные в романсах, созданных П.И.Чайковским в разные периоды жизни и творчества.
Ведущий концерта Михаил Сегельман провел интересный, подробный экскурс в историю создания исполняемых произведений, что позволило еще глубже прочувствовать наполняющие их эмоции. На многие драмы героев вокальных миниатюр серьезное влияние оказывали личные переживания поэтов и композиторов.
Романс в исполнении оперного певца становится похож на оперную арию. Только рассказать за две – три минуты звучания вокальной миниатюры артисту порой удается гораздо больше, чем в произведении крупной формы. Герои некоторых миниатюр немного напомнили мне Евгения Онегина, князя Елецкого («Пиковая дама») и Роберта («Иоланта») – знаменитых персонажей шедевров П.И.Чайковского. Яркие, страстные, способные на сильные, искренние чувства, эти люди – лучшие примеры представителей эпохи романтизма. Они находятся в постоянном поиске родственных душ и мест, где смогут обрести душевный комфорт, гармонию с собой и окружающим миром.
Очень сильное впечатление произвела на меня «французская» часть концерта. Шесть песен прозвучали на одном из самых изысканных языков, прочно ассоциирующихся с романтизмом. В каком прекрасном, совершенном симбиозе слились русская музыка и французский текст, русская душа и французский стиль!
Насыщенный музыкальный материал буквально пропитан образами прекрасной природы. Он подчеркивает и обостряет все эмоции и переживания героев, помогает максимально точно выразить невыносимые страдания, тяжким грузом давящие на сердце, и легкую, светлую грусть. Предельно выразительны смелость и отвага, чистота побуждений и благородство, драматизм и меланхолия, лиризм и тоска, и так далее.
Игорь Головатенко и Дмитрий Сибирцев создали целую галерею ярких, живых образов, наполненных, чутких, глубоких, одухотворенных. Герои неспокойны, готовы отравиться в дальние страны в поисках счастья. Прекрасный голос, глубокий, мягкий, бархатистый, и гибкий, отзывчивый, величественный рояль, подарили зрителям волшебный вечер. Особенная атмосфера была на концерте: через несколько минут после его начала со сцены повеяло летним теплом! Два часа пролетели незаметно! В это время в воздухе царили тепло и уют.
Камерные вокальные миниатюры П.И.Чайковского – огромный мир, полный зашифрованных посланий и откровений. Каждое новое обращение к песенно-романсовому творчеству композитора позволяет открыть для себя что-то новое, до этого незаслуженно упущенное. В исполнении музыкантов-виртуозов знаменитые произведения всегда звучат ярко и выразительно. Очень интересно, насколько по-разному раскрываются образы в зависимости от многих обстоятельств. 28 ноября 2017 года в «Новой Опере» царили аристократизм, благородство и русско-французский безупречный стиль.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
28 ноября 2017 года на сцене московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова прошел сольный концерт Игоря Головатенко (лауреат Международных конкурсов, баритон). В программе вечера в двух отделениях – романсы П.И.Чайковского на стихи русских и зарубежных композиторов. Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев (лауреат Премии города Москвы, лауреат Премии «Национальное достояние», лауреат Премии Фонда Ирины Архиповой). Ведущий – Михаил Сегельман.
В первом отделении концерта звучали романсы на стихи А.К.Толстого (1817 – 1875):
«Не верь, мой друг…», соч.6 №1;
«Слеза дрожит…», соч.6 №4;
«Серенада Дон Жуана», соч.38 №1;
«То было раннею весной…», соч.38 №2;
«Средь шумного бала…», соч.38 №3;
«О, если б ты могла…», соч.38 №4;
«Усни, печальный друг…», соч.47 №4;
«Благословляю вас, леса…», соч.47 №5;
«На нивы желтые…», соч.57 №2;
«Горними тихо летала душа небесами…», соч.47 №2.
Во втором отделении были исполнены два вокальных цикла:
Шесть французских песен, соч.65:
«Серенада», стихи Э.Тюркети;
«Разочарование», стихи П.Коллена;
«Серенада», стихи П.Коллена;
«Пускай зима…», стихи П.Коллена;
«Слезы», стихи А.Бланшкот;
«Чаровница», стихи П.Коллена.
Шесть романсов на стихи Д.М.Ратгауза, соч.73:
«Мы сидели с тобой…»;
«Ночь»;
«В эту лунную ночь…»;
«Закатилось солнце…»;
«Средь мрачных дней…»;
«Снова, как прежде, один…».
Каждый романс – спектакль в миниатюре, сыгранный, спетый и прочувствованный исполнителями-виртуозами. Глубокий, насыщенный, благородный голос Игоря Головатенко в симбиозе с роялем Дмитрия Сибирцева щедро дарил публике чувства, эмоции и скрытые смыслы, зашифрованные в романсах, созданных П.И.Чайковским в разные периоды жизни и творчества.
Ведущий концерта Михаил Сегельман провел интересный, подробный экскурс в историю создания исполняемых произведений, что позволило еще глубже прочувствовать наполняющие их эмоции. На многие драмы героев вокальных миниатюр серьезное влияние оказывали личные переживания поэтов и композиторов.
Романс в исполнении оперного певца становится похож на оперную арию. Только рассказать за две – три минуты звучания вокальной миниатюры артисту порой удается гораздо больше, чем в произведении крупной формы. Герои некоторых миниатюр немного напомнили мне Евгения Онегина, князя Елецкого («Пиковая дама») и Роберта («Иоланта») – знаменитых персонажей шедевров П.И.Чайковского. Яркие, страстные, способные на сильные, искренние чувства, эти люди – лучшие примеры представителей эпохи романтизма. Они находятся в постоянном поиске родственных душ и мест, где смогут обрести душевный комфорт, гармонию с собой и окружающим миром.
Очень сильное впечатление произвела на меня «французская» часть концерта. Шесть песен прозвучали на одном из самых изысканных языков, прочно ассоциирующихся с романтизмом. В каком прекрасном, совершенном симбиозе слились русская музыка и французский текст, русская душа и французский стиль!
Насыщенный музыкальный материал буквально пропитан образами прекрасной природы. Он подчеркивает и обостряет все эмоции и переживания героев, помогает максимально точно выразить невыносимые страдания, тяжким грузом давящие на сердце, и легкую, светлую грусть. Предельно выразительны смелость и отвага, чистота побуждений и благородство, драматизм и меланхолия, лиризм и тоска, и так далее.
Игорь Головатенко и Дмитрий Сибирцев создали целую галерею ярких, живых образов, наполненных, чутких, глубоких, одухотворенных. Герои неспокойны, готовы отравиться в дальние страны в поисках счастья. Прекрасный голос, глубокий, мягкий, бархатистый, и гибкий, отзывчивый, величественный рояль, подарили зрителям волшебный вечер. Особенная атмосфера была на концерте: через несколько минут после его начала со сцены повеяло летним теплом! Два часа пролетели незаметно! В это время в воздухе царили тепло и уют.
Камерные вокальные миниатюры П.И.Чайковского – огромный мир, полный зашифрованных посланий и откровений. Каждое новое обращение к песенно-романсовому творчеству композитора позволяет открыть для себя что-то новое, до этого незаслуженно упущенное. В исполнении музыкантов-виртуозов знаменитые произведения всегда звучат ярко и выразительно. Очень интересно, насколько по-разному раскрываются образы в зависимости от многих обстоятельств. 28 ноября 2017 года в «Новой Опере» царили аристократизм, благородство и русско-французский безупречный стиль.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии