История о двух юных сердцах, потянувшихся друг к другу вопреки непрекращающейся многолетней вражде между их семьями, произошедшая (возможно) в Вероне несколько столетий назад и увековеченная британским драматургом У.Шекспиром в конце XVI века (1591 – 1592), кажется, знакома каждому современному человеку. Вероятно, все хоть раз слышали о Ромео и Джульетте и знают как минимум одну экранизацию или постановку этой жемчужины мировой драматургии.
Еще же одно литературное произведение, в котором упоминаются имена веронских влюбленных, - новелла итальянского писателя эпохи Позднего Возрождения М.Банделло (1485 – 1561) «Ромео и Джульетта» - в широких кругах известна гораздо меньше. Именно это сочинение вдохновило У.Шекспира на создание одной из самых популярных трагедий, и в наши дни украшающей репертуар многих театров по всему миру, как драматических, так и музыкальных (оперы, балет, мюзикл).
Одноименные новелла М.Банделло и пьеса У.Шекспира вдохновили итальянского композитора В.Беллини (1801 – 1835) на создание оперы «Капулетти и Монтекки» (1830). Автор либретто – Ф.Романи. Наличие сразу двух литературных источников привело к тому, что в привычном сюжете о Ромео и Джульетте есть несколько неожиданных перипетий.
Прежде всего, вражда двух веронских семейств здесь имеет совершенно четкое обоснование. Клан Капулетти принадлежит к лагерю гвельфов (призывает к ограничению власти правителя и к существенному расширению полномочий высших церковных иерархов, в том числе Папы Римского), а Монтекки представляют их идейных и политических оппонентов – гибеллинов (сторонников правящего монарха).
Ромео здесь – военачальник, убивший когда-то сына Капеллио Капулетти и пытающийся договориться с главой недружественного семейства о заключении мира путем брака с его (Капеллио) дочерью Джульеттой, в которую молодой человек давно влюблен.
Тебальдо здесь – не кузен синьорины Капулетти, а ее жених. Делом чести для него становится убийство Ромео, врага в скором времени его семьи.
Наконец, Лоренцо – не священнослужитель, а лекарь. Именно он помогает молодым влюбленным встретиться, минуя полчища гвельфов.
Услышать оперу «Капулетти и Монтекки» в России – задача не из легких. В начале 2016 года такую возможность своим зрителям предоставил московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. 5 февраля в рамках традиционного Крещенского фестиваля (проходящего под заголовком «Диалоги и двойники») сочинение В.Беллини прозвучало в концертном исполнении. Режиссер – Денис Петров-Жеребченко. Дирижер – Дмитрий Волосников.
Музыкальный материал этого произведения представляет собой причудливое переплетение агрессивно-враждебных, воинственных мотивов с изящной, нежной, пластичной, по-настоящему элегантной, утонченной и причудливой линией любви. Множество трелей и прочих изысканных украшений – элемент авторского почерка Беллини – в военно-враждебной теме представляется, на мой взгляд, чем-то лишним. Здесь куда более логичным кажется использование маршей с их торжественным, зачастую грозным звучанием, сразу настраивающим на нужный лад.
Тем не менее, изысканные мелодии с обилием изящных, словно кружева, украшений, в виртуозном исполнении симфонического оркестра театра «Новая Опера» - неизменное эстетическое удовольствие. К тому же, именно с такими звуками, нежными, заставляющими трепетать душу и включать бурную фантазию, ассоциируется солнечная Италия, точнее, один из самых романтичных ее городов – Верона.
Каждый персонаж в исполнении солистов «Новой Оперы» - личность харизматичная, с яркой энергетикой и сильным характером. Этим героям сопереживаешь с первых секунд спектакля (да-да, именно спектакля, ведь ювелирно точные актерские работы заставляют зрителей забыть, что мы присутствуем на концертном исполнении оперы, настолько живые и естественные все пережитые на наших глазах чувства).
Партию Джульетты спела Ирина Костина (лауреат Международных конкурсов, сопрано). Центральная героиня, юная, тонкая, уже с первых секунд своего появления находится в подавленном состоянии. Светлая грусть, трепет и волнение с течением действия перерастут в глубокую личную драму с трагической развязкой.
Звонкий, нежный, журчащий голос с «соловьиными трелями» отражает задумчиво-мечтательное, печальное настроение героини, постепенно приобретающие все более ярко выраженный драматический оттенок.
Но в этой изящной, хрупкой девушке ощущается мощный энергетический стержень, ярко выражены лидерские качества. Весьма вероятно, что она не смогла бы комфортно жить в тех условиях, которые диктовала женщинам эпоха Средневековья.
Виктория Яровая (лауреат Международного конкурса, меццо-сопрано) предстала в образе травести. Ромео в ее исполнении – эффектное сочетание храброго, отважного, мудрого, тактически грамотного военачальника и пылкого, страстного, искреннего, порывистого юного влюбленного.
В глубоком, насыщенном, пряно-опьяняющем голосе певицы гармонично сосуществуют два начала: яростно-агрессивное - от героя-полководца и нежное, трогательное, трепетное - от лирического персонажа.
Тебальдо в исполнении Сергея Романовского (лауреат Международных конкурсов, тенор) – человек, которому не чуждо понятие родовой чести. Чтобы отстоять ее, жених Джульетты, выбранный ее отцом, готов пойти на самые крайние меры.
Алексей Тихомиров (лауреат Международного конкурса, бас) предстал в образе лекаря Лоренцо. Этот персонаж в его исполнении – олицетворение добра и справедливости. Мудрость и глубокие познания во многих областях позволяют ему помочь попавшим в беду влюбленным. Жаль, что благие намерения не удалось довести до победного конца.
Каждое слово, спетое завораживающим голосом, воспринимается как непреложная истина, факт, не подлежащий обсуждению.
Капеллио Капулетти в исполнении Михаила Первушина (лауреат Международного конкурса, бас) - сильная, яркая, харизматичная личность, истинный глава клана, могущий не только управлять огромным поместьем, но и руководить военными действиями многочисленной родни и слуг.
Артисты хора на этот раз предстали в образах солдат, оруженосцев и представителей враждующих кланов Капулетти и Монтекки. Великолепная, мощная полифония в сценах боев и сражений заполняла пространство зала практически до отказа, многократно повышая градус эмоционального накала.
Красота мелодий в опере «Капулетти и Монтекки» буквально завораживает. Несмотря на обилие не вполне уместных трелей в сценах словесных и вооруженных конфликтов, прекрасные пейзажи Вероны, «нарисованные» красками музыки и великолепными голосами, хочется созерцать, точнее, слушать снова и снова. Но при этом лучше не слишком заострять внимание на сюжете.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
Еще же одно литературное произведение, в котором упоминаются имена веронских влюбленных, - новелла итальянского писателя эпохи Позднего Возрождения М.Банделло (1485 – 1561) «Ромео и Джульетта» - в широких кругах известна гораздо меньше. Именно это сочинение вдохновило У.Шекспира на создание одной из самых популярных трагедий, и в наши дни украшающей репертуар многих театров по всему миру, как драматических, так и музыкальных (оперы, балет, мюзикл).
Одноименные новелла М.Банделло и пьеса У.Шекспира вдохновили итальянского композитора В.Беллини (1801 – 1835) на создание оперы «Капулетти и Монтекки» (1830). Автор либретто – Ф.Романи. Наличие сразу двух литературных источников привело к тому, что в привычном сюжете о Ромео и Джульетте есть несколько неожиданных перипетий.
Прежде всего, вражда двух веронских семейств здесь имеет совершенно четкое обоснование. Клан Капулетти принадлежит к лагерю гвельфов (призывает к ограничению власти правителя и к существенному расширению полномочий высших церковных иерархов, в том числе Папы Римского), а Монтекки представляют их идейных и политических оппонентов – гибеллинов (сторонников правящего монарха).
Ромео здесь – военачальник, убивший когда-то сына Капеллио Капулетти и пытающийся договориться с главой недружественного семейства о заключении мира путем брака с его (Капеллио) дочерью Джульеттой, в которую молодой человек давно влюблен.
Тебальдо здесь – не кузен синьорины Капулетти, а ее жених. Делом чести для него становится убийство Ромео, врага в скором времени его семьи.
Наконец, Лоренцо – не священнослужитель, а лекарь. Именно он помогает молодым влюбленным встретиться, минуя полчища гвельфов.
Услышать оперу «Капулетти и Монтекки» в России – задача не из легких. В начале 2016 года такую возможность своим зрителям предоставил московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. 5 февраля в рамках традиционного Крещенского фестиваля (проходящего под заголовком «Диалоги и двойники») сочинение В.Беллини прозвучало в концертном исполнении. Режиссер – Денис Петров-Жеребченко. Дирижер – Дмитрий Волосников.
Музыкальный материал этого произведения представляет собой причудливое переплетение агрессивно-враждебных, воинственных мотивов с изящной, нежной, пластичной, по-настоящему элегантной, утонченной и причудливой линией любви. Множество трелей и прочих изысканных украшений – элемент авторского почерка Беллини – в военно-враждебной теме представляется, на мой взгляд, чем-то лишним. Здесь куда более логичным кажется использование маршей с их торжественным, зачастую грозным звучанием, сразу настраивающим на нужный лад.
Тем не менее, изысканные мелодии с обилием изящных, словно кружева, украшений, в виртуозном исполнении симфонического оркестра театра «Новая Опера» - неизменное эстетическое удовольствие. К тому же, именно с такими звуками, нежными, заставляющими трепетать душу и включать бурную фантазию, ассоциируется солнечная Италия, точнее, один из самых романтичных ее городов – Верона.
Каждый персонаж в исполнении солистов «Новой Оперы» - личность харизматичная, с яркой энергетикой и сильным характером. Этим героям сопереживаешь с первых секунд спектакля (да-да, именно спектакля, ведь ювелирно точные актерские работы заставляют зрителей забыть, что мы присутствуем на концертном исполнении оперы, настолько живые и естественные все пережитые на наших глазах чувства).
Партию Джульетты спела Ирина Костина (лауреат Международных конкурсов, сопрано). Центральная героиня, юная, тонкая, уже с первых секунд своего появления находится в подавленном состоянии. Светлая грусть, трепет и волнение с течением действия перерастут в глубокую личную драму с трагической развязкой.
Звонкий, нежный, журчащий голос с «соловьиными трелями» отражает задумчиво-мечтательное, печальное настроение героини, постепенно приобретающие все более ярко выраженный драматический оттенок.
Но в этой изящной, хрупкой девушке ощущается мощный энергетический стержень, ярко выражены лидерские качества. Весьма вероятно, что она не смогла бы комфортно жить в тех условиях, которые диктовала женщинам эпоха Средневековья.
Виктория Яровая (лауреат Международного конкурса, меццо-сопрано) предстала в образе травести. Ромео в ее исполнении – эффектное сочетание храброго, отважного, мудрого, тактически грамотного военачальника и пылкого, страстного, искреннего, порывистого юного влюбленного.
В глубоком, насыщенном, пряно-опьяняющем голосе певицы гармонично сосуществуют два начала: яростно-агрессивное - от героя-полководца и нежное, трогательное, трепетное - от лирического персонажа.
Тебальдо в исполнении Сергея Романовского (лауреат Международных конкурсов, тенор) – человек, которому не чуждо понятие родовой чести. Чтобы отстоять ее, жених Джульетты, выбранный ее отцом, готов пойти на самые крайние меры.
Алексей Тихомиров (лауреат Международного конкурса, бас) предстал в образе лекаря Лоренцо. Этот персонаж в его исполнении – олицетворение добра и справедливости. Мудрость и глубокие познания во многих областях позволяют ему помочь попавшим в беду влюбленным. Жаль, что благие намерения не удалось довести до победного конца.
Каждое слово, спетое завораживающим голосом, воспринимается как непреложная истина, факт, не подлежащий обсуждению.
Капеллио Капулетти в исполнении Михаила Первушина (лауреат Международного конкурса, бас) - сильная, яркая, харизматичная личность, истинный глава клана, могущий не только управлять огромным поместьем, но и руководить военными действиями многочисленной родни и слуг.
Артисты хора на этот раз предстали в образах солдат, оруженосцев и представителей враждующих кланов Капулетти и Монтекки. Великолепная, мощная полифония в сценах боев и сражений заполняла пространство зала практически до отказа, многократно повышая градус эмоционального накала.
Красота мелодий в опере «Капулетти и Монтекки» буквально завораживает. Несмотря на обилие не вполне уместных трелей в сценах словесных и вооруженных конфликтов, прекрасные пейзажи Вероны, «нарисованные» красками музыки и великолепными голосами, хочется созерцать, точнее, слушать снова и снова. Но при этом лучше не слишком заострять внимание на сюжете.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии