интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » "Век Свиридова" стартовал музыкальным путешествием "От Шекспира к ХХ веку"

 
 
 

"Век Свиридова" стартовал музыкальным путешествием "От Шекспира к ХХ веку"

Автор: Ольга Пурчинская от 30-10-2015, 01:17, посмотрело: 1881

Георгий Васильевич Свиридов (1915 – 1998) – человек, чей жизненный путь был построен таким образом, что коснулся очень многих важнейших событий прошлого столетия. Родился на закате Российской Империи, прошел через весь период существования Советского Союза и скончался уже в Российской Федерации.

Богатейшее творческое наследие композитора и пианиста – загадка для историков музыки и любителей этого вида искусства, настоящая тайна ХХ века. Существует немало примеров, когда его произведение, едва увидев свет, становилось классикой. К таковым относится сюита «Время, вперед!», фрагмент из которой на протяжении вот уже более 50 лет ежедневно звучит в 21-00, предваряя очередной выпуск новостной программы «Время» на Первом канале отечественного телевидения.

В 2015 году, когда отмечается 100-летие со дня рождения Г.В.Свиридова, в репертуаре многих российских учреждений культуры можно увидеть интересные программы, посвященные творчеству знаменитого музыканта, являвшегося, безо всяких преувеличений, одним из символов прошлого века. Не остался в стороне и московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова, где 27 октября открылся фестиваль «Век Свиридова», за шесть вечеров представляющий практически полную панораму вокального камерного наследия композитора. Первый концерт получил название «От Шекспира к ХХ веку». Каждое произведение – дуэт голоса и рояля. В таком симбиозе рождается по-настоящему живописное, объемное полотно, яркий образ героя со своей историей и всеми важнейшими перипетиями.

"Век Свиридова" стартовал музыкальным путешествием "От Шекспира к ХХ веку"Краткий «экскурс в историю» камерных вокальных миниатюр, написанных композитором как отдельно, так и объединенных в циклы, зрителям помог совершить ведущий вечера Михаил Сегельман.

Открыл фестиваль вокальный цикл «Шесть романсов на стихи А.С.Пушкина», написанный еще совсем юным композитором в 1935 году. Делая лишь первые профессиональные шаги в музыке, Свиридов, тем не менее, уже сумел создать и утвердить свой собственный язык, узнаваемый авторский почерк.
Романсы «Роняет лес багряный свой убор», «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер», «Предчувствие» и «Подъезжая под Ижоры» прозвучали в исполнении дуэта Василий Ладюк (лауреат Международных конкурсов, баритон) – Дмитрий Сибирцев (лауреат Премии города Москвы, лауреат Премии «Национальное достояние», лауреат Премии Фонда Ирины Архиповой, фортепиано). В драгоценном музыкальном обрамлении знакомые с детства стихотворения воспринимаются совершенно иначе, нежели во время декламации.
Мелодическая палитра иллюстраций этого «камерного издания» «Энциклопедии русской жизни» позволяет услышать раскаты грома, предвещающие скорую бурю, свирепствующую вьюгу, а также уловить внутреннюю тревогу, трепет и колебания души с одной стороны и солнечный свет, радость, счастье, ликование – с другой.

"Век Свиридова" стартовал музыкальным путешествием "От Шекспира к ХХ веку"Василий Ладюк, исполняя камерную музыку, превращается в глубокого, внимательного, вдумчивого рассказчика, способного даже совсем небольшую историю довести до сознания как искушенной публики, так и зрителей, только начинающих познавать искусство музыкального театра, используя для этого все богатство средств музыкальной выразительности и безграничной силы русского языка.
Элегантное, стильное, прочувствованное, изысканное исполнение, помноженное на артистическую выразительность, харизму и красивый, благородный, бархатистый тембр голоса, оставляет глубокий след в душе. Неизменно возникает желание слушать эти произведения снова и снова, неустанно находить новые нюансы, знаки, скрытые символы, тайны и смыслы.
"Век Свиридова" стартовал музыкальным путешествием "От Шекспира к ХХ веку"Дмитрий Сибирцев, словно художник, виртуозно изображает пейзажи стремительно набирающей обороты стихии, которая, то грозно ревет, то рыдает тяжко, безутешно, словно маленький ребенок («…то как зверь она завоет, то заплачет, как дитя…»). Следующая «картина» - спокойствие, вальяжность и уют родного дома, умиротворяющее потрескивание поленьев в камине, теплая обстановка. Только инструменты художника у Маэстро необычны. Вместо холста – зрительское воображение, кисти и краски заменяют оттенки музыки.

"Век Свиридова" стартовал музыкальным путешествием "От Шекспира к ХХ веку"Следующий блок концерта был посвящен камерной лирике Г.В.Свиридова, написанной на слова советских композиторов.
В исполнении Георгия Фараджева (тенор) прозвучали романсы «Смоленский рожок» из поэмы «Василий Теркин» (слова А.Твардовского, 1958) и «Протяжная песня» (слова А.Прокофьева, 1948).
Светлая, положительная, мощная энергетика и яркая харизма, исходящие от артиста, звонкий, солнечный голос и драматический талант в комбинации создают образ сильного, благородного человека, который сможет преодолеть самые разные препятствия, постоянно возникшие на его пути, от свойственных лирическому герою душевных метаний, страданий и ревности до глобальных проблем человечества, актуальных в любое время, в любую эпоху.
"Век Свиридова" стартовал музыкальным путешествием "От Шекспира к ХХ веку"Андрей Бреус (баритон) спел миниатюры «Я много жил в гостиницах» (слова К.Симонова, 1948) и «На земле живут лишь раз» (слова С.Есенина, 1958).
Стремительно, энергично, в высоком темпе артист создает глубокие, эмоционально насыщенные образы. Голос певца, объемный, завораживающий, доносит смысл каждой фразы, глубоко впечатывая его в память.
"Век Свиридова" стартовал музыкальным путешествием "От Шекспира к ХХ веку"Артем Гарнов (баритон) исполнил романсы «Простая песенка» (слова К.Кулиева, 1978), «Утренняя песенка» и «Песня о Хулиане Гримао» (слова С.Виленского, 1967).
Положительная энергетика и харизма артиста, выразительность и глубина его голоса превращают каждую исполненную им миниатюру в увлекательный рассказ, заостряющий внимание на самом главном и не позволяющий отвлечься ни на минуту.
В этой «серии» партию фортепиано вела Юлия Банькова (лауреат Международных конкурсов). Музыкальные фразы и пассажи придают каждой истории, рассказанной солистами, особый оттенок. Мысли становятся более глубокими, чувства – открытыми, обостренными, а герои – очень реалистичными.

Второе отделение концерта открыл цикл «Из Шекспира. Семь песен» (1944 – 1960), который Г.В.Свиридов начал писать в Новосибирске, куда были эвакуированы, в том числе, Ленинградская филармония и Академический театр драмы имени А.С.Пушкина (сам композитор был демобилизован по состоянию здоровья).
"Век Свиридова" стартовал музыкальным путешествием "От Шекспира к ХХ веку"Виталий Ефанов (лауреат Международных конкурсов, бас) спел миниатюры «Людская неблагодарность» (перевод Л.Мартынова), «Зима» и «Песня могильщика» из трагедии «Гамлет» (перевод Б.Пастернака).
Насыщенный, густой, мощный голос артиста звучит, подобно раскатам грома. Есть в его речах что-то мистическое, зловещее, словно предзнаменование.
"Век Свиридова" стартовал музыкальным путешествием "От Шекспира к ХХ веку"В исполнении Дмитрия Орлова (лауреат Международного конкурса, бас) прозвучали: «Солдатский тост» - песенка Яго из музыки к трагедии «Гамлет» (перевод Б.Пастернака) и Песня Шута из комедии «Двенадцатая ночь» (перевод М.Лозинского).
Виртуозное владение мастерством вокалиста в сочетании с драматическим талантом и яркой харизмой помогают певцу создавать образы сильных, смелых, отважных, порой несколько хвастливых героев, настолько обаятельных, что симпатии зрителей могут оказаться на его стороне при любом повороте сюжета.
"Век Свиридова" стартовал музыкальным путешествием "От Шекспира к ХХ веку"Настоящий мини-спектакль получился у Татьяны Табачук (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано), спевшей Песню Дездемоны об Иве из музыки к трагедии «Отелло» (перевод Б.Пастернака). Эффектное сочетание монолога с глубокой вокальной партией раскрывает переживания и горестные воспоминания героини с разных сторон.

"Век Свиридова" стартовал музыкальным путешествием "От Шекспира к ХХ веку"В завершении концерта прозвучал цикл «Четыре песни на слова А.Блока» (1981). Владимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас) исполнил миниатюры «Видение», «Когда невзначай в воскресенье», «Петербургская песенка» и «Голос из хора».
Глубокий, мощный голос певца заполняет собой все пространство зала. Слушая его, порой забываешь, что присутствуешь на фестивале камерной музыки: складывается устойчивое ощущение, будто, неожиданно для себя, оказываешься внутри оперного спектакля.

Партию фортепиано в этих двух циклах исполнила Екатерина Маклярская (лауреат Международного конкурса). Прикосновение ее пальцев к клавишам отправляло зрителей во времена шекспировских и блоковских персонажей, рисуя незнакомые портреты знаменитых героев и открывая новые черты их характеров.

Всегда очень интересно слушать камерную музыку в исполнении артистов оперы, особенно мелодии, звучавшие когда-то в знаменитых драматических спектаклях. «Старые новые» знакомцы из классики мировой литературы и театра раскрываются с неожиданной стороны.

Ольга Пурчинская

Фотографии Марины Айриянц

Еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр