Он был рожден для того, чтобы жить в искусстве. Свой путь прошел, будучи символом культуры. Общий имидж, стиль, манера общения и богатейшие познания этого человека сделали его настоящим проводником в мир Прекрасного для многих телезрителей, любителей театра и музыки. Желающим перечислить все регалии Народного артиста России, Заслуженного деятеля искусств России, Заслуженного деятеля польской культуры (и прочее, прочее, прочее) Святослава Бэлзы (1942 - 2014) пришлось бы посвящать им отдельный научный труд.
Святослав Игоревич умел в малой форме так рассказать о творчестве композиторов, актеров, певцов и музыкантов, что у зрителя обязательно возникало желание полностью погрузиться в него, открывая все новые грани и мельчайшие нюансы, делающие каждое произведение особенным. Его рассказы о шедеврах мирового музыкального театра, особенностях их мелодий, драматургии, наиболее ярких эпизодах и знаменитых постановках прививали публике любовь к таким видам искусства, как опера и балет.
Век Святослава Бэлзы завершился 3 июня 2014 года, но его жизнь в искусстве продолжается - на многочисленных записях концертов и программ, которые он вел, на фотографиях, наконец, в душах и сердцах людей, находящихся по обе стороны сцены или телевизионного экрана.
Святослав Игоревич остался в памяти своих друзей, коллег и поклонников человеком-праздником. Вот почему с его именем ассоциируется яркое торжество, действо, которое внесет в жизнь множество светлых впечатлений и запомнится надолго. 27 апреля 2015 года в московском театре "Новая Опера" имени Е.В.Колобова состоялся вечер под названием "Музыка жизни Святослава Бэлзы", приуроченный ко Дню Рождения Артиста (26 апреля). Автор, художественный руководитель и генеральный продюсер проекта – Заслуженный работник культуры России Дмитрий Самитов, режиссер – Алексей Вэйро, музыкальный руководитель и дирижер – Андрей Лебедев.
Человек, много лет рассказывавший публике о высоком искусстве, у нескольких поколений телезрителей ассоциируется с оперой, балетом, камерной и симфонической музыкой. Программа концерта, посвященного выдающемуся знатоку и ценителю Прекрасного, разнообразна не только диапазоном звучащего репертуара, но и исполнителями, в числе которых как яркие звезды, блещущие на самых известных площадках планеты, так и юные таланты, которым еще только предстоит покорение мирового музыкального Олимпа.
«Музыка жизни Святослава Бэлзы» поражает разнообразием жанров и характеров. В этот вечер звучали номера в исполнении хора и симфонического оркестра театра «Новая Опера» - «Павана» Г.Фори и «Va, pensiero» из оперы «Набукко» Дж.Верди. Разнообразные инструментальные произведения – Концерт для клавира с оркестром фа-минор, BWV 1056 Allegro maestoso И.С.Баха (солистка – лауреат Премии города Москвы Галина Петрова, фортепиано); Вальс №14 ми-минор, ор.Posth Ф.Шопена (лауреат Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик» Анна Денисова, фортепиано); Прелюдия №7 до-минор, ор.23 С.В.Рахманинова (Вадим Руденко, фортепиано); Вальс-скерцо П.И.Чайковского для скрипки с оркестром (солист – Максим Федотов, скрипка); Русский танец из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского (лауреат Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик» Валентин Ковалев, саксофон).
Знакомые мелодии в исполнении музыкантов-виртуозов открывались с новой стороны. Каждое произведение – яркая история, законченный рассказ, картина, повествующая о жизни, о чувствах, о таинствах, заветных мечтах и сокровенных желаниях. Все опусы насыщены эмоциями, настраивают то на созидательный лад, то предлагают помечтать, то задуматься, то погрустить, то улыбнуться, то отдаться всепоглощающему веселью и бездонному счастью.
Интереснейший эпизод концерта – эффектные импровизации, рассказывающие много нового о мелодиях, казалось бы, давно известных. В исполнении Государственного камерного оркестра джазовой музыки имени Олега Лундстрема прозвучали композиции «Слушая Рахманинова. Парафраза на тему Концерта №2 для фортепиано с оркестром» (солисты – Народный артист России Борис Фрумкин, фортепиано и Роман Секачев, баритон-саксофон) и «Колыбельная Клары» из оперы Дж.Гершвина «Порги и Бесс» (солист – Олег Грымов, сопрано-саксофон).
Самая важная функция высокого искусства – очищение души. Что может это сделать эффективнее, чем духовная музыка? Например, фрагмент Реквиема Г.Форе для солистов, хора и оркестра «Libera Me». Главную партию исполнил Василий Ладюк (лауреат Международных конкурсов, баритон). Финальная молитва, традиционно звучащая в конце «композиторской» заупокойной мессы, представляет собой просьбу об избавлении от вечной смерти.
В голосе певца слились воедино скорбь, печаль, а также внутренний свет и неугасающий огонек веры в прекрасное будущее, в обретение долгожданной свободы души. Хор создает объемное звучание, наполняющее все пространство зала. В такие минуты возникает устойчивое ощущение присутствия в огромном здании базилики на мессе, в самой торжественной обстановке.
«Музыка жизни» Святослава Бэлзы – это и яркие фрагменты признанных шедевров оперного и балетного искусства.
Адажио с четырьмя кавалерами из балета П.И.Чайковского «Спящая красавица» исполнили юные воспитанники Академии русского балета имени А.Я.Вагановой Анастасия Лукина (Аврора), Никита Копунов (1-й кавалер), Артем Келлерман (2-й кавалер), Никита Вронских (3-й кавалер) и Эдриан Митчелл (4-й кавалер). Легкая, изящная партнерша подобна только что распустившемуся цветку. Ее нежная пластика эффектно сочетается с мужественной энергетикой атлетичных, статных партнеров.
Одно из ярких впечатлений вечера – фрагмент «Флотской сюиты»: «День на корабле» в музыкальной обработке С.Гальперина и В.Жмыхова. На сцену в образах членов команды флотилии вышли воспитанники Школы-студии при Государственном академическом ансамбле народного танца имени И.А.Моисеева. На языке пластики молодые танцовщики рассказали историю рабочих будней моряков. Здесь встречались и танцы, и откачивание воды, и работа с канатом (роль которого выполняли руки артистов), и даже акробатические элементы.
Еще одна страница балетной классики – Адажио из балета «Дон Кихот» Л.Минкуса – была вписана в историю концерта Народной артисткой России Марией Александровой (Китри) и премьером Большого театра Владиславом Лантратовым (Базиль).
Среди оперных фрагментов – истинные шедевры, мелодии, давно полюбившиеся ценителям этого вида театрального искусства.
Марина Андреева (Заслуженная артистка России, сопрано) исполнила каватину Линды из оперы Г.Доницетти «Линда ди Шамуни». Артистка воплотила образ юной героини, впервые оказавшейся во власти всепоглощающего чувства любви. Чарующий голос передает романтическое, мечтательное настроение молодой девушки.
Страсти накаляются практически добела в терцете из оперы Дж.Верди «Аида». В полководца Радамеса (лауреат Международных конкурсов Илья Говзич, тенор) влюблены две царственные особы – наследница египетского престола Амнерис (Заслуженная артистка России Лариса Костюк, меццо-сопрано) и дочь царя Эфиопии Аида (лауреат Международных конкурсов Елена Михайленко, сопрано). Очень интересна вокальная «дуэль» между величественной египтянкой и ее пленницей. Сила и мощный темперамент меццо-сопрано контрастирует с томящейся, сломленной, мечущейся душой сопрано.
Изящный, элегантный секстет из оперы Дж.Россини «Золушка» прозвучал в исполнении Ирины Ромишевской (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано), Галины Королевой (лауреат Международных конкурсов, сопрано), Татьяны Смирновой (сопрано), Алексея Татаринцева (лауреат Международных конкурсов, тенор), Олега Шагоцкого (лауреат Международного конкурса, баритон) и Андрея Фетисова (бас). Специфический обмен мнениями в весьма необычных интонациях и выражениях напомнил игру со своей особой прелестью и философией, понятной лишь участникам действа. Образы героев, созданные в лучших традициях барокко, делает все, происходящее на сцене, похожим на жизнь в роскошном кукольном замке.
В завершении концерта был исполнен истинный хит мировой оперной литературы – куплеты Эскамильо из оперы Ж.Бизе «Кармен». Василий Ладюк мастерски воплотил образ знаменитого тореадора. Горящий взгляд, азарт, неутолимая жажда риска и сладостное ожидание последующей релаксации в приятной компании – все это артист передал не только голосом, но и жестами, глазами, статной осанкой.
Картину торжества победителя в сражении с быком, перешедшего в роскошный пир, дополнили «гости» праздника в исполнении Ирины Ромишевской, Виктории Шевцовой (лауреат Международного конкурса, сопрано), Галины Королевой, Григория Яковлева (Заслуженный артист Республики Ингушетия, баритон), Андрея Фетисова, а также хора и оркестра театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова.
Портрет бодрого, энергичного, пышущего силой и неуемной энергией мужчины, каким и представляется Эскамильо, вырисовывает яркая мелодия четырехдольного марша.
В течение всего вечера на экране менялись кадры, запечатлевшие Святослава Игоревича Бэлзу в разные моменты его жизни (видеопроекция – Данил Герасименко). Но чаще других появлялось фото стройного, неизменно элегантного аристократа, одетого в костюм принца эпохи барокко, с такой знакомой и любимой многими зрителями улыбкой. В этом образе Артист предстал перед публикой в 2012 году, на праздновании своего 70-летия. Видеоряд создавал ощущение, что виновник торжества присутствует в зале и внимает действу, происходящему на сцене в его честь. Эти кадры запомнятся надолго, как и «Музыка жизни» аристократа отечественного телевидения, проводника высокой культуры, настоящего символа высокого искусства. С днем рождения, Маэстро!
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Святослав Игоревич умел в малой форме так рассказать о творчестве композиторов, актеров, певцов и музыкантов, что у зрителя обязательно возникало желание полностью погрузиться в него, открывая все новые грани и мельчайшие нюансы, делающие каждое произведение особенным. Его рассказы о шедеврах мирового музыкального театра, особенностях их мелодий, драматургии, наиболее ярких эпизодах и знаменитых постановках прививали публике любовь к таким видам искусства, как опера и балет.
Век Святослава Бэлзы завершился 3 июня 2014 года, но его жизнь в искусстве продолжается - на многочисленных записях концертов и программ, которые он вел, на фотографиях, наконец, в душах и сердцах людей, находящихся по обе стороны сцены или телевизионного экрана.
Святослав Игоревич остался в памяти своих друзей, коллег и поклонников человеком-праздником. Вот почему с его именем ассоциируется яркое торжество, действо, которое внесет в жизнь множество светлых впечатлений и запомнится надолго. 27 апреля 2015 года в московском театре "Новая Опера" имени Е.В.Колобова состоялся вечер под названием "Музыка жизни Святослава Бэлзы", приуроченный ко Дню Рождения Артиста (26 апреля). Автор, художественный руководитель и генеральный продюсер проекта – Заслуженный работник культуры России Дмитрий Самитов, режиссер – Алексей Вэйро, музыкальный руководитель и дирижер – Андрей Лебедев.
Человек, много лет рассказывавший публике о высоком искусстве, у нескольких поколений телезрителей ассоциируется с оперой, балетом, камерной и симфонической музыкой. Программа концерта, посвященного выдающемуся знатоку и ценителю Прекрасного, разнообразна не только диапазоном звучащего репертуара, но и исполнителями, в числе которых как яркие звезды, блещущие на самых известных площадках планеты, так и юные таланты, которым еще только предстоит покорение мирового музыкального Олимпа.
«Музыка жизни Святослава Бэлзы» поражает разнообразием жанров и характеров. В этот вечер звучали номера в исполнении хора и симфонического оркестра театра «Новая Опера» - «Павана» Г.Фори и «Va, pensiero» из оперы «Набукко» Дж.Верди. Разнообразные инструментальные произведения – Концерт для клавира с оркестром фа-минор, BWV 1056 Allegro maestoso И.С.Баха (солистка – лауреат Премии города Москвы Галина Петрова, фортепиано); Вальс №14 ми-минор, ор.Posth Ф.Шопена (лауреат Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик» Анна Денисова, фортепиано); Прелюдия №7 до-минор, ор.23 С.В.Рахманинова (Вадим Руденко, фортепиано); Вальс-скерцо П.И.Чайковского для скрипки с оркестром (солист – Максим Федотов, скрипка); Русский танец из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского (лауреат Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик» Валентин Ковалев, саксофон).
Знакомые мелодии в исполнении музыкантов-виртуозов открывались с новой стороны. Каждое произведение – яркая история, законченный рассказ, картина, повествующая о жизни, о чувствах, о таинствах, заветных мечтах и сокровенных желаниях. Все опусы насыщены эмоциями, настраивают то на созидательный лад, то предлагают помечтать, то задуматься, то погрустить, то улыбнуться, то отдаться всепоглощающему веселью и бездонному счастью.
Интереснейший эпизод концерта – эффектные импровизации, рассказывающие много нового о мелодиях, казалось бы, давно известных. В исполнении Государственного камерного оркестра джазовой музыки имени Олега Лундстрема прозвучали композиции «Слушая Рахманинова. Парафраза на тему Концерта №2 для фортепиано с оркестром» (солисты – Народный артист России Борис Фрумкин, фортепиано и Роман Секачев, баритон-саксофон) и «Колыбельная Клары» из оперы Дж.Гершвина «Порги и Бесс» (солист – Олег Грымов, сопрано-саксофон).
Самая важная функция высокого искусства – очищение души. Что может это сделать эффективнее, чем духовная музыка? Например, фрагмент Реквиема Г.Форе для солистов, хора и оркестра «Libera Me». Главную партию исполнил Василий Ладюк (лауреат Международных конкурсов, баритон). Финальная молитва, традиционно звучащая в конце «композиторской» заупокойной мессы, представляет собой просьбу об избавлении от вечной смерти.
В голосе певца слились воедино скорбь, печаль, а также внутренний свет и неугасающий огонек веры в прекрасное будущее, в обретение долгожданной свободы души. Хор создает объемное звучание, наполняющее все пространство зала. В такие минуты возникает устойчивое ощущение присутствия в огромном здании базилики на мессе, в самой торжественной обстановке.
«Музыка жизни» Святослава Бэлзы – это и яркие фрагменты признанных шедевров оперного и балетного искусства.
Адажио с четырьмя кавалерами из балета П.И.Чайковского «Спящая красавица» исполнили юные воспитанники Академии русского балета имени А.Я.Вагановой Анастасия Лукина (Аврора), Никита Копунов (1-й кавалер), Артем Келлерман (2-й кавалер), Никита Вронских (3-й кавалер) и Эдриан Митчелл (4-й кавалер). Легкая, изящная партнерша подобна только что распустившемуся цветку. Ее нежная пластика эффектно сочетается с мужественной энергетикой атлетичных, статных партнеров.
Одно из ярких впечатлений вечера – фрагмент «Флотской сюиты»: «День на корабле» в музыкальной обработке С.Гальперина и В.Жмыхова. На сцену в образах членов команды флотилии вышли воспитанники Школы-студии при Государственном академическом ансамбле народного танца имени И.А.Моисеева. На языке пластики молодые танцовщики рассказали историю рабочих будней моряков. Здесь встречались и танцы, и откачивание воды, и работа с канатом (роль которого выполняли руки артистов), и даже акробатические элементы.
Еще одна страница балетной классики – Адажио из балета «Дон Кихот» Л.Минкуса – была вписана в историю концерта Народной артисткой России Марией Александровой (Китри) и премьером Большого театра Владиславом Лантратовым (Базиль).
Среди оперных фрагментов – истинные шедевры, мелодии, давно полюбившиеся ценителям этого вида театрального искусства.
Марина Андреева (Заслуженная артистка России, сопрано) исполнила каватину Линды из оперы Г.Доницетти «Линда ди Шамуни». Артистка воплотила образ юной героини, впервые оказавшейся во власти всепоглощающего чувства любви. Чарующий голос передает романтическое, мечтательное настроение молодой девушки.
Страсти накаляются практически добела в терцете из оперы Дж.Верди «Аида». В полководца Радамеса (лауреат Международных конкурсов Илья Говзич, тенор) влюблены две царственные особы – наследница египетского престола Амнерис (Заслуженная артистка России Лариса Костюк, меццо-сопрано) и дочь царя Эфиопии Аида (лауреат Международных конкурсов Елена Михайленко, сопрано). Очень интересна вокальная «дуэль» между величественной египтянкой и ее пленницей. Сила и мощный темперамент меццо-сопрано контрастирует с томящейся, сломленной, мечущейся душой сопрано.
Изящный, элегантный секстет из оперы Дж.Россини «Золушка» прозвучал в исполнении Ирины Ромишевской (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано), Галины Королевой (лауреат Международных конкурсов, сопрано), Татьяны Смирновой (сопрано), Алексея Татаринцева (лауреат Международных конкурсов, тенор), Олега Шагоцкого (лауреат Международного конкурса, баритон) и Андрея Фетисова (бас). Специфический обмен мнениями в весьма необычных интонациях и выражениях напомнил игру со своей особой прелестью и философией, понятной лишь участникам действа. Образы героев, созданные в лучших традициях барокко, делает все, происходящее на сцене, похожим на жизнь в роскошном кукольном замке.
В завершении концерта был исполнен истинный хит мировой оперной литературы – куплеты Эскамильо из оперы Ж.Бизе «Кармен». Василий Ладюк мастерски воплотил образ знаменитого тореадора. Горящий взгляд, азарт, неутолимая жажда риска и сладостное ожидание последующей релаксации в приятной компании – все это артист передал не только голосом, но и жестами, глазами, статной осанкой.
Картину торжества победителя в сражении с быком, перешедшего в роскошный пир, дополнили «гости» праздника в исполнении Ирины Ромишевской, Виктории Шевцовой (лауреат Международного конкурса, сопрано), Галины Королевой, Григория Яковлева (Заслуженный артист Республики Ингушетия, баритон), Андрея Фетисова, а также хора и оркестра театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова.
Портрет бодрого, энергичного, пышущего силой и неуемной энергией мужчины, каким и представляется Эскамильо, вырисовывает яркая мелодия четырехдольного марша.
В течение всего вечера на экране менялись кадры, запечатлевшие Святослава Игоревича Бэлзу в разные моменты его жизни (видеопроекция – Данил Герасименко). Но чаще других появлялось фото стройного, неизменно элегантного аристократа, одетого в костюм принца эпохи барокко, с такой знакомой и любимой многими зрителями улыбкой. В этом образе Артист предстал перед публикой в 2012 году, на праздновании своего 70-летия. Видеоряд создавал ощущение, что виновник торжества присутствует в зале и внимает действу, происходящему на сцене в его честь. Эти кадры запомнятся надолго, как и «Музыка жизни» аристократа отечественного телевидения, проводника высокой культуры, настоящего символа высокого искусства. С днем рождения, Маэстро!
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц