25 января 2015 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова завершился грандиозный Крещенский фестиваль. Всего через один день – 27 января – начался еще один яркий праздник. Торжество камерной музыки под названием «Вокальные перекрестки» проходит во второй раз. Место проведения – Зеркальное фойе.
В этом году автор идеи фестиваля Дмитрий Сибирцев посвятил его памяти Народной артистки СССР Ирины Константиновны Архиповой (1925 – 2010), к 90-летию со дня ее рождения. В репертуаре легендарной певицы меццо-сопрано значились как партии из опер российских и зарубежных композиторов, так и камерные произведения.
В программе фестиваля – сольные концерты шести ведущих баритонов театра «Новая Опера». Такой выбор не случаен: этот вид мужского певческого голоса был самым любимым у И.К.Архиповой. Как выдающийся педагог, она предоставила миру чудесную возможность наслаждаться потрясающими артистами, в числе которых – звезда мировой сцены Народный артист России Дмитрий Хворостовский.
Итак, второй фестиваль камерной музыки «Вокальные перекрестки» стартовал 27 января 2015 года сольным концертом лауреата Международных конкурсов Игоря Головатенко. Нет смысла перечислять все регалии артиста, ведь, по словам ведущего вечера Михаила Сегельмана, иногда «имя говорит само за себя». Партию фортепиано исполнил Дмитрий Сибирцев. В программе – сочинения французских, итальянских и испанских композиторов.
Начался концерт с цикла песен под названием «Три песни Дон Кихота к Дульсинее», созданного Морисом Равелем (1875 – 1937) на стихи Поля Морана – «Chanson romanesque» («Романтическая песня»), «Chanson epique» («Эпическая песня») и «Chanson a boire» («Застольная песня»). Французская музыка смешалась здесь с испанской литературой. Знаменитый герой поет на одном из самых элегантных языков мира.
Внутренняя драматургия цикла построена так, что в каждой последующей части прослеживается изменение отношения современников к Дон Кихоту. В первой, «Романтической» песне мы видим эффектное объяснение в любви. Сильное, неведомое доселе чувство стремительно ворвалось в мирную, спокойную, размеренную жизнь молодого человека. И только созерцание одной Прекрасной Дамы может унять его смятение.
Вторая, «Эпическая» песня рисует образ средневекового рыцаря, со всей возможной искренностью идеализирующий облик любимой женщины. Она становится для своего воздыхателя чем-то священным.
Завершает цикл «Застольная», в которой вместо высоких духовных материй герой ставит во главу угла земные утехи, такие, как доброе вино. Которое он с удовольствием выпивает за любовь. Благородный напиток «защищает» молодого человека от природной застенчивости.
Пылкий юный влюбленный. Духовно-возвышенный романтик, для которого Дульсинея – воплощенное совершенство. Наигранно веселый человек, при помощи эпатажа старающийся скрыть свою стеснительность. Оказывается, Дон Кихот может быть совершенно разным! Причем третья интерпретация знаменитого персонажа характерна для ХХ века.
Следующий номер концерта – инструментальный. Музыкальное «Размышление» из оперы Жюля Массне (1842 – 1912) «Таис» прозвучало в исполнении Елены Ивановой (лауреат Международных конкурсов, скрипка) и Дмитрия Сибирцева.
Нелегкие думы одолевают заглавную героиню лирической оперы! Размышляя о своей жизни, она пытается убедить себя в том, что счастлива. Но это не так. Дуэт скрипки и рояля рисует печальные картины, напоминающие элегию. Тем не менее, несмотря на грустные, жалобные мотивы, в этой музыке ощущается философское спокойствие, какой-то внутренний свет, дарящий надежду и внушающий оптимизм.
Далее Игорь Головатенко и Дмитрий Сибирцев исполнили цикл Франсиса Пуленка (1899 – 1963) «Озорные песни» для баритона и фортепиано на анонимные тексты XVII века. В его состав вошли восемь миниатюр: «La maitresse volage» («Неверная любовница»), «Chanson a boire» («Застольная»), «Madrigal», «Invocation aux Parques» («Молитва богиням судьбы»), «Couplets bachiques» («Вакхические куплеты»), «L’Offrande» («Подношение»), «La belle jeunesse» («Прекрасная молодость») и «Serenade».
Композиция этого цикла такова, что быстрые мелодии чередуются с медленными, энергичные со спокойными. Человек, который не станет вслушиваться в тексты, будет просто наслаждаться красивым, стильным и элегантным звучанием ансамбля величественного, благородного баритона и царственного рояля.
Если же постараться хотя бы немного вникнуть в слова, то можно уловить, мягко говоря, озорные высказывания с лихим подтекстом, полностью оправдывающие название цикла. Вот почему Михаил Сегельман, представляя эту часть концерта, сказал, что сюда следует поставить цензурную маркировку «35+» или даже «40+». Как хорошо, что в XXI веке иностранные произведения в большинстве своем исполняются на языке оригинала! Иначе молодая публика была бы вынужденно лишена колоссального эстетического удовольствия, которое дарит выступление таких музыкантов, как Игорь Головатенко и Дмитрий Сибирцев.
В заключение первого отделения концерта прозвучали фрагменты из двух сарсуэл (испанское театральное действо, представляющее собой синтез вокала, хореографии и разговорных диалогов). Сначала – мужественная ария Видаля «Luche la fe por el triunfo» («Вера сражается за победу») из опуса Федерико Морено Торробы (1891 – 1982) «Луиза Фернанда». Слова Ф.Морено и Г.Фернандеса. Затем - романс Жермана «Ya mis horas felices» («О, мои счастливые часы») из совместного сочинения Ревериано Сутулло (1880 – 1932) и Хуана Верта (1890 – 1931) «Виноградная лоза». Стихи Ф.де Севильи и А.К.Карреньо.
Элегантные мелодии, дополненные роскошным, изысканным вокалом Игоря Головатенко и мощность панорамного звучания немного выбиваются из традиционного представления о явлении в музыкальном театре, известном под названием «легкий жанр». Тем не менее, терпкий, насыщенный, слегка опьяняющий тембр певца на минуту заставляет поверить, что мы слушаем оперетту или мюзикл.
Вторая половина вечера была посвящена камерному творчеству итальянского композитора Франческо Паоло Тости (1846 – 1916), романсы которого стали явлением в мировой музыкальной культуре и прочно вошли в репертуар многих оперных певцов.
Первый «блок» произведений Тости состоял из шести произведений: «Aprile» («Апрель»), «Malia» («Очарование»), «In van pregi» («Ты молишь напрасно»), «La Sereneta», «Sogno» («Сон») и «L’Alba separa dalla luce l’ombra» («Заря разделяет свет и тьму»).
Вторая «порция» романсов включала в себя: «’ A Vucchella» («Ротик»), «Penso» («Я помню первый раз…»), «Non t’amo piu» («Я больше тебя не люблю»), «E morto Pulcinella» («Пульчинелла мертв»), «Per morire» («Этой любви достаточно, чтобы умереть…») и «Marechiare» («Марекьяре»).
Ощущение от этих мелодий такое, словно это давно знакомый и горячо любимый хит. Каждый романс напоминает роскошную оперную арию (например, каватину Валентина из оперы Ш.Гуно «Фауст» или знаменитую «Vissi d’arte» из «Тоски» Дж.Пуччини).
Изящные, изысканные произведения, в которых музыка и тексты сроднились, точно сиамские близнецы, не могут оставить равнодушной публику с высокими эстетическими идеалами и тонким вкусом. Не зря же еще при жизни композитора его романсы бывали частыми гостями в великосветских салонах!
Два «блока» романсов Ф.П.Тости в концертной программе «перемежались» инструментальным номером. В качестве интродукции в исполнении Елены Ивановой и Дмитрия Сибирцева прозвучала тема композитора Э.Морриконе (р.1928) из телесериала «Спрут», известная под названием «Mille Ecchi» («Тысяча отголосков»). Воображение рисует движение гигантского чудовища по таинственным бескрайним просторам мирового океана.
В заключении концерта Игорь Головатенко и Дмитрий Сибирцев исполнили два номера-сюрприза: арию Франко из оперы Дж.Пуччини (1858 – 1924) «Эдгар» и «La donna russa» из оперы У.Джордано (1867 – 1948) «Федора», немного напомнившая известное отечественное произведение – «Соловья» А.А.Алябьева (1787 – 1851).
Концерты камерной музыки оставляют после себя невероятные ощущения. Кажется, что в эти благодатные часы происходит не только единение голоса с инструментом, но и слушателя с музыкой. Это – полная гармония, успокаивающая, умиротворяющая, настраивающая на философский лад. Открывающая дорогу к совершенству, таланту, истинному искусству и, как следствие, Просвещению и духовному очищению.
Голос Игоря Головатенко и рояль, оживший под руками Дмитрия Сибирцева, слились воедино. Они как бы дополняли друг друга, придавая каждой фразе логическую завершенность и делая ее удивительно простой и понятной. Средства музыкальной, вокальной и актерской выразительности сломали языковой барьер, ведь «расшифровка» заведомо непонятного текста заключается в мелодиях и уникальной подаче исполнителей. Поэтому каждый романс, песня или ария у каждого артиста будет звучать по-своему.
Первый вечер фестиваля «Вокальные перекрестки» 2015 года порадовал эффектным репертуаром, безупречным вкусом и изысканным исполнением. Следующий концерт состоится 8 февраля. Лауреат Международных конкурсов Алексей Богданчиков и Дмитрий Сибирцев исполнят романсы П.И.Чайковского.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
В этом году автор идеи фестиваля Дмитрий Сибирцев посвятил его памяти Народной артистки СССР Ирины Константиновны Архиповой (1925 – 2010), к 90-летию со дня ее рождения. В репертуаре легендарной певицы меццо-сопрано значились как партии из опер российских и зарубежных композиторов, так и камерные произведения.
В программе фестиваля – сольные концерты шести ведущих баритонов театра «Новая Опера». Такой выбор не случаен: этот вид мужского певческого голоса был самым любимым у И.К.Архиповой. Как выдающийся педагог, она предоставила миру чудесную возможность наслаждаться потрясающими артистами, в числе которых – звезда мировой сцены Народный артист России Дмитрий Хворостовский.
Итак, второй фестиваль камерной музыки «Вокальные перекрестки» стартовал 27 января 2015 года сольным концертом лауреата Международных конкурсов Игоря Головатенко. Нет смысла перечислять все регалии артиста, ведь, по словам ведущего вечера Михаила Сегельмана, иногда «имя говорит само за себя». Партию фортепиано исполнил Дмитрий Сибирцев. В программе – сочинения французских, итальянских и испанских композиторов.
Начался концерт с цикла песен под названием «Три песни Дон Кихота к Дульсинее», созданного Морисом Равелем (1875 – 1937) на стихи Поля Морана – «Chanson romanesque» («Романтическая песня»), «Chanson epique» («Эпическая песня») и «Chanson a boire» («Застольная песня»). Французская музыка смешалась здесь с испанской литературой. Знаменитый герой поет на одном из самых элегантных языков мира.
Внутренняя драматургия цикла построена так, что в каждой последующей части прослеживается изменение отношения современников к Дон Кихоту. В первой, «Романтической» песне мы видим эффектное объяснение в любви. Сильное, неведомое доселе чувство стремительно ворвалось в мирную, спокойную, размеренную жизнь молодого человека. И только созерцание одной Прекрасной Дамы может унять его смятение.
Вторая, «Эпическая» песня рисует образ средневекового рыцаря, со всей возможной искренностью идеализирующий облик любимой женщины. Она становится для своего воздыхателя чем-то священным.
Завершает цикл «Застольная», в которой вместо высоких духовных материй герой ставит во главу угла земные утехи, такие, как доброе вино. Которое он с удовольствием выпивает за любовь. Благородный напиток «защищает» молодого человека от природной застенчивости.
Пылкий юный влюбленный. Духовно-возвышенный романтик, для которого Дульсинея – воплощенное совершенство. Наигранно веселый человек, при помощи эпатажа старающийся скрыть свою стеснительность. Оказывается, Дон Кихот может быть совершенно разным! Причем третья интерпретация знаменитого персонажа характерна для ХХ века.
Следующий номер концерта – инструментальный. Музыкальное «Размышление» из оперы Жюля Массне (1842 – 1912) «Таис» прозвучало в исполнении Елены Ивановой (лауреат Международных конкурсов, скрипка) и Дмитрия Сибирцева.
Нелегкие думы одолевают заглавную героиню лирической оперы! Размышляя о своей жизни, она пытается убедить себя в том, что счастлива. Но это не так. Дуэт скрипки и рояля рисует печальные картины, напоминающие элегию. Тем не менее, несмотря на грустные, жалобные мотивы, в этой музыке ощущается философское спокойствие, какой-то внутренний свет, дарящий надежду и внушающий оптимизм.
Далее Игорь Головатенко и Дмитрий Сибирцев исполнили цикл Франсиса Пуленка (1899 – 1963) «Озорные песни» для баритона и фортепиано на анонимные тексты XVII века. В его состав вошли восемь миниатюр: «La maitresse volage» («Неверная любовница»), «Chanson a boire» («Застольная»), «Madrigal», «Invocation aux Parques» («Молитва богиням судьбы»), «Couplets bachiques» («Вакхические куплеты»), «L’Offrande» («Подношение»), «La belle jeunesse» («Прекрасная молодость») и «Serenade».
Композиция этого цикла такова, что быстрые мелодии чередуются с медленными, энергичные со спокойными. Человек, который не станет вслушиваться в тексты, будет просто наслаждаться красивым, стильным и элегантным звучанием ансамбля величественного, благородного баритона и царственного рояля.
Если же постараться хотя бы немного вникнуть в слова, то можно уловить, мягко говоря, озорные высказывания с лихим подтекстом, полностью оправдывающие название цикла. Вот почему Михаил Сегельман, представляя эту часть концерта, сказал, что сюда следует поставить цензурную маркировку «35+» или даже «40+». Как хорошо, что в XXI веке иностранные произведения в большинстве своем исполняются на языке оригинала! Иначе молодая публика была бы вынужденно лишена колоссального эстетического удовольствия, которое дарит выступление таких музыкантов, как Игорь Головатенко и Дмитрий Сибирцев.
В заключение первого отделения концерта прозвучали фрагменты из двух сарсуэл (испанское театральное действо, представляющее собой синтез вокала, хореографии и разговорных диалогов). Сначала – мужественная ария Видаля «Luche la fe por el triunfo» («Вера сражается за победу») из опуса Федерико Морено Торробы (1891 – 1982) «Луиза Фернанда». Слова Ф.Морено и Г.Фернандеса. Затем - романс Жермана «Ya mis horas felices» («О, мои счастливые часы») из совместного сочинения Ревериано Сутулло (1880 – 1932) и Хуана Верта (1890 – 1931) «Виноградная лоза». Стихи Ф.де Севильи и А.К.Карреньо.
Элегантные мелодии, дополненные роскошным, изысканным вокалом Игоря Головатенко и мощность панорамного звучания немного выбиваются из традиционного представления о явлении в музыкальном театре, известном под названием «легкий жанр». Тем не менее, терпкий, насыщенный, слегка опьяняющий тембр певца на минуту заставляет поверить, что мы слушаем оперетту или мюзикл.
Вторая половина вечера была посвящена камерному творчеству итальянского композитора Франческо Паоло Тости (1846 – 1916), романсы которого стали явлением в мировой музыкальной культуре и прочно вошли в репертуар многих оперных певцов.
Первый «блок» произведений Тости состоял из шести произведений: «Aprile» («Апрель»), «Malia» («Очарование»), «In van pregi» («Ты молишь напрасно»), «La Sereneta», «Sogno» («Сон») и «L’Alba separa dalla luce l’ombra» («Заря разделяет свет и тьму»).
Вторая «порция» романсов включала в себя: «’ A Vucchella» («Ротик»), «Penso» («Я помню первый раз…»), «Non t’amo piu» («Я больше тебя не люблю»), «E morto Pulcinella» («Пульчинелла мертв»), «Per morire» («Этой любви достаточно, чтобы умереть…») и «Marechiare» («Марекьяре»).
Ощущение от этих мелодий такое, словно это давно знакомый и горячо любимый хит. Каждый романс напоминает роскошную оперную арию (например, каватину Валентина из оперы Ш.Гуно «Фауст» или знаменитую «Vissi d’arte» из «Тоски» Дж.Пуччини).
Изящные, изысканные произведения, в которых музыка и тексты сроднились, точно сиамские близнецы, не могут оставить равнодушной публику с высокими эстетическими идеалами и тонким вкусом. Не зря же еще при жизни композитора его романсы бывали частыми гостями в великосветских салонах!
Два «блока» романсов Ф.П.Тости в концертной программе «перемежались» инструментальным номером. В качестве интродукции в исполнении Елены Ивановой и Дмитрия Сибирцева прозвучала тема композитора Э.Морриконе (р.1928) из телесериала «Спрут», известная под названием «Mille Ecchi» («Тысяча отголосков»). Воображение рисует движение гигантского чудовища по таинственным бескрайним просторам мирового океана.
В заключении концерта Игорь Головатенко и Дмитрий Сибирцев исполнили два номера-сюрприза: арию Франко из оперы Дж.Пуччини (1858 – 1924) «Эдгар» и «La donna russa» из оперы У.Джордано (1867 – 1948) «Федора», немного напомнившая известное отечественное произведение – «Соловья» А.А.Алябьева (1787 – 1851).
Концерты камерной музыки оставляют после себя невероятные ощущения. Кажется, что в эти благодатные часы происходит не только единение голоса с инструментом, но и слушателя с музыкой. Это – полная гармония, успокаивающая, умиротворяющая, настраивающая на философский лад. Открывающая дорогу к совершенству, таланту, истинному искусству и, как следствие, Просвещению и духовному очищению.
Голос Игоря Головатенко и рояль, оживший под руками Дмитрия Сибирцева, слились воедино. Они как бы дополняли друг друга, придавая каждой фразе логическую завершенность и делая ее удивительно простой и понятной. Средства музыкальной, вокальной и актерской выразительности сломали языковой барьер, ведь «расшифровка» заведомо непонятного текста заключается в мелодиях и уникальной подаче исполнителей. Поэтому каждый романс, песня или ария у каждого артиста будет звучать по-своему.
Первый вечер фестиваля «Вокальные перекрестки» 2015 года порадовал эффектным репертуаром, безупречным вкусом и изысканным исполнением. Следующий концерт состоится 8 февраля. Лауреат Международных конкурсов Алексей Богданчиков и Дмитрий Сибирцев исполнят романсы П.И.Чайковского.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц