2015 год особенный для ценителей русской музыкальной классики. Причина этому как минимум одна: он ознаменован 175 годовщиной со дня рождения Петра Ильича Чайковского (1840 – 1893) – одного из символов отечественной культуры всех времен.
Московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова одним из первых начал проводить цикл мероприятий, приуроченных к знаковой дате. В рамках завершившегося 25 января Крещенского фестиваля состоялось три вечера, посвященных творчеству великого композитора. Заключительный гала-концерт в трех отделениях – восхитительное путешествие в волшебный мир симфонической и оперной страниц творческой биографии Маэстро, в котором зрителей сопровождал ведущий - Михаил Сегельман.
Начался вечер с Первого концерта П.И.Чайковского для фортепиано с оркестром (ор.23, си-бемоль минор), прозвучавшего в исполнении симфонического оркестра театра «Новая Опера» под управлением Василия Валитова (лауреат Международного конкурса). Солист – Вадим Руденко (лауреат Международных конкурсов, фортепиано).
Невероятно, но факт: мировая премьера этого произведения, в настоящее время считающегося настоящим символом России наряду с национальным гимном, флагом, музыкальным искусством, балетом и т.д., состоялась в Бостоне (США) 25 октября 1875 года. В нашей стране концерт впервые исполнили немного позднее - 1 (13) ноября.
Картины, возникающие перед глазами слушателя одного из знаменитейших симфонических шедевров П.И.Чайковского, меняются буквально каждую секунду, будто в калейдоскопе. То это зимний пейзаж, прекрасный своей трогательно-хрупкой красотой, то роскошный бархат южного летнего неба, сплошь усеянного бриллиантами звезд. Сейчас мы видим спокойный быт в дворянском имении на территории небольшой деревни. А за секунду до этого промелькнула панорама масштабного боя, по окончании которого, возможно, будет одержана безоговорочная победа в вооруженном конфликте. Еще мгновение – и вот уже великая музыка приглашает всех желающих посетить рождественский бал в Зимнем дворце или торжество в летней резиденции Дома Романовых.
Умиротворение сельской местности и безудержное веселье во время масленичных гуляний, блеск высшего света и щемящий сердце ужас войны, буйство красок русской природы и удивительный национальный характер, понять который не в силах множество иностранцев, - все это сполна дает прочувствовать богатейшая музыкальная палитра Первого концерта для фортепиано с оркестром.
Подобно картинкам в калейдоскопе, меняется и характер музыки: то торжественный, похожий на оду, гимн или тост; то нежный, пылкий, страстный, словно объяснение в любви; то яростный, агрессивный, стремительный, как вооруженный конфликт и т.д.
Существуют произведения искусства, соприкосновение с которыми словно временно «вырывают» человека из потока насущных проблем и неприятностей, позволяя, пусть и на небольшой срок, немного расслабиться, отключить негативные мысли, очистить свой разум и душу и затем вернуться в «реальный мир» с совершенно иным настроением. Первый концерт П.И.Чайковского – яркий пример именно такого сочинения.
Во втором и третьем отделениях гала-вечера звучали фрагменты всех десяти опер великого композитора, среди которых и настоящие хиты, и шедевры, которые, увы, нечасто можно услышать. Не все партитуры дошли до наших дней – некоторые из них так и остались неоконченными, какие-то были уничтожены, сохранились лишь черновики и отдельные фрагменты.
Титульная тема Крещенского фестиваля 2015 года – «Профессия: дирижер». Каждую новую главу «энциклопедии» шедевров русской музыкальной классики сопровождал симфонический оркестр в сопровождении одного из пяти Маэстро театра.
Первый опыт работы Чайковского в жанре оперы – «Воевода», на основе одноименной драмы А.Н.Островского. После премьеры в 1869 году автор, ввиду недовольства своим произведением, уничтожил его практически полностью. Восстановлено оно было много позже (П.А.Ламм), и в новой редакции дебютировало на подмостках в 1949 году.
На гала-концерте прозвучала «Пляска сенных девушек». Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением маэстро Василия Валитова музыкальными красками «написал» групповой портрет, на котором молодые служанки при помощи танцев пытаются развлечь своего хозяина-дворянина, находящегося во власти тяжких дум. Мелодия словно прорисовывает изящные линии тонкого женского стана, находящегося во власти энергичного, завораживающего танца.
В 1885 году П.И.Чайковский, вдохновленный творчеством Н.В.Гоголя, пишет комико-фантастическую оперу «Черевички» (первое название – «Кузнец Вакула»). Автор либретто – Я.П.Полонский. Литературная основа – сказочная повесть «Ночь перед Рождеством».
Под управлением дирижера Андрея Лебедева было исполнено два фрагмента из этого произведения.
Песню Вакулы («Слышит ли, девица, сердце твое…») спел Михаил Губский (Заслуженный артист России, тенор). Молодой герой страдает, не находя в поведении любимой взаимности своим сильным чувствам. Пылкий, страстный юноша на этот раз отягощен невеселыми думами.
Мистика с яркими нотками задора – такую характеристику можно дать первой сцене из оперы. Это – дуэт Солохи и Беса, прозвучавший в исполнении Анастасии Бибичевой (лауреат Международного конкурса, меццо-сопрано) и Анджея Белецкого (лауреат Международного конкурса, баритон). Мечтательность и одухотворенность, с которой Ведьма в одиночестве созерцает прекрасные ночные пейзажи, сменяется в момент появления Черта энергичной пляской, полной внутренней силы и обаяния. Лукавый же, оставшись один, затевает нечто таинственное, недоброе. Настроение со светлого и игривого меняет направление на мрачно-зловещее.
Бесшабашная беззаботность и искрящееся веселье, а также эффектное сочетание вокала с хореографией роднят эту сцену с фрагментом «младшей сестры» оперы, произведением «легкого жанра» - опереттой.
В 1869 году П.И.Чайковский написал оперу «Ундина», основываясь на уже готовом либретто В.А.Соллогуба, которое было написано для другого композитора – А.Ф.Львова. Литературным источником послужила старинная немецкая легенда в интерпретации В.А.Жуковского. Это произведение не приняли в дирекции Императорских театров, и композитор уничтожил партитуру. Впоследствии он использовал имеющийся у него музыкальный материал при создании балета «Лебединое озеро» и других опусов.
В программе гала-концерта под управлением Маэстро Дмитрия Волосникова прозвучал финальный дуэт Ундины и Гульбранта в исполнении Виктории Шевцовой (лауреат Международного конкурса, сопрано) и Нурлана Бекмухамбетова (Заслуженный деятель Казахстана, Заслуженный артист Республики Татарстан, тенор). Мистически-страстное объяснение в любви между молодым человеком и духом его возлюбленной стоит ему жизни.
Нежное сопрано Виктории Шевцовой с серебристо-хрустальными нотками отражает хрупкость и прозрачность ее героини, будто сотканной из воздуха. Или из чистых ледниковых вод.
Гульбрант Нурлана Бекмухамбетова – юный герой, находящийся во власти сильного чувства. Голос артиста отражает радужный спектр эмоций, позволяя за короткое время рассказать историю большой и несчастной любви.
Впоследствии этот номер зазвучал в балете «Лебединое озеро». Ундина «трансформировалась» в Одетту, Гульбрант – в Зигфрида.
Одна из самых популярных опер П.И.Чайковского, которую безо всякого преувеличения можно назвать символом отечественной музыкальной культуры – это знаменитый «Евгений Онегин» (1878). Жанр этого произведения озаглавлен как «Лирические сцены в трех действиях, семи картинах». Сложно назвать хотя бы один российский театр, в репертуаре которого не значилось бы постановки «Энциклопедии русской жизни».
В программе гала-концерта под управлением Маэстро Андрея Лебедева прозвучало две ее «страницы».
Сцена номер пять – «Дуэль». Предваряющую ее арию Ленского исполнил Алексей Татаринцев (лауреат Международных конкурсов, тенор). Юный поэт готовится к поединку, в котором собирается отстоять свою честь. Но, судя по мыслям, которые занимают его, молодой человек готовится к исходу не в свою пользу. О результатах «перестрелки» никому рассказывать не нужно.
Яркий, искрящийся, звонкий, но при этом нежный и ласковый голос Алексея Татаринцева, в котором в этой арии звучат боль, страдание, обреченность и мольба, сменяющиеся светом и надеждой, заставляет всякий раз по-новому взглянуть на, казалось бы, изученное со всех сторон произведение.
Сцена номер семь – «Последняя встреча». Финальное объяснение Татьяны и Онегина прозвучало в исполнении Ольги Терентьевой (лауреат Международных конкурсов, сопрано) и Алексея Богданчикова (лауреат Международных конкурсов, баритон). Свидание двух влюбленных людей, после которого их ждет непременное расставание. Навсегда.
Драматизмом с оттенком глубокого внутреннего эмоционального напряжения, волнения полны образы, созданные артистами.
Татьяна Ольги Терентьевой – молодая, но уже взрослая женщина, чей опыт сильного чувства, подкрепленного страданиями, обернулся мудростью. А это значит, что, несмотря на внезапное смятение, она более не совершит наивных, глупых поступков.
Онегин Алексея Богданчикова – герой, находящийся во времени и пространстве, совершенно ему не подходящих. «Лишний» человек, которому нигде нет ни места, ни людей, делающих его спокойным и счастливым.
Еще одна мистическая опера П.И.Чайковского – «Чародейка» (1887), написанная на либретто И.В.Шпажинского, основанном на его одноименной трагедии. Композитор неоднократно переписывал партитуру, в том числе в ходе подготовке к первой постановке.
В рамках гала-концерта под управлением Маэстро Василия Валитова прозвучала финальная сцена в исполнении Анджея Белецкого (князь), Анастасии Бибичевой (княгиня), Ольги Терентьевой (Настасья-Кума), лауреата Международных конкурсов Вениамина Егорова (княжич Юрий, тенор), лауреата Международных конкурсов Григория Яковлева (колдун Кудьма, баритон) и лауреата Международного конкурса Михаила Первушина (Иван Журан, бас).
События развиваются стремительно. Колдовство. Снадобья. Яды. Отравление. Сумасшествие. И все это – на фоне развивающейся грозы. Буйство страстей, постепенно приведших к трагедии личности, чей рассудок помутился, переходит и на природу. Этот опус заканчивается торжеством бушующей стихии. Точнее, зловеще-напряженными музыкальными «иллюстрациями».
Одна из самых ярких, масштабных опер П.И.Чайковского с эпически-героическим оттенком – «Мазепа», написанная в период с 1881 по 1883 годы. Автор либретто – В.П.Буренин. Литературная основа – поэма А.С.Пушкина «Полтава».
В программе гала-концерта прозвучал «Полтавский бой» в исполнении симфонического оркестра театра «Новая Опера» под управлением Маэстро Евгения Самойлова.
Музыкальное «полотно» грандиозного побоища поражает той силой и скоростью, с которой оно врывается в самую глубину сознания публики, словно гроза, ураган, смерч, тайфун или цунами. Но, в отличие от разбушевавшейся стихии, такое произведение не оставляет после себя хаоса. Скорее, оно заставляет немного отвлечься от актуальных проблем, расслабиться, охладить разум и очистить душу.
В 1890 году П.И.Чайковский создал еще один хит – лирико-психологическую оперу «Пиковая дама». Автор либретто – М.И.Чайковский. Литературная основа – одноименная повесть А.С.Пушкина.
В программу гала-концерта было включено два фрагмента этого произведения. Оркестром управлял Маэстро Валерий Крицков.
Романс Полины спела Анастасия Бибичева. Грусть, печаль и тоска наполняют все вокруг. В мелодии сквозит пессимистический взгляд на будущее и ностальгия по прошлому. Фортепианный аккомпанемент – Светлана Радугина (дипломант Международных конкурсов).
Ария Германа «Что наша жизнь?...» прозвучала в исполнении Михаила Губского. Герой находится в состоянии, близком к сумасшествию. Глаза его горят фантастическим огнем, который может быть вызван только сильной страстью. А у него таковая имеется. Жажда победы, страсть, азарт, бесконечный выброс адреналина.
В период с 1870 по 1872 годы Чайковский писал оперу «Опричник» на свое собственное либретто. Литературная основа – одноименная трагедия И.И.Лажечникова.
В рамках гала концерта под руководством Маэстро Дмитрия Волосникова прозвучало ариозо Натальи в исполнении Марины Нерабеевой (сопрано). Голос певицы рисует образ девушки, обрекаемой собственным отцом, сватающим ее за немолодого, богатого и нелюбимого человека, на несчастье. Сердце ее страдает от тоски. Мелодия полна чувством глубокой скорби, сильнейших душевных мук и терзаний.
В 1881 году, наряду с «Евгением Онегиным», состоялась премьера еще одной оперы П.И.Чайковского – «Орлеанской девы». Либретто композитора, литературный источник – одноименная трагедия Ф.Шиллера (перевод В.А.Жуковского).
В программе гала-вечера под управлением Маэстро Валерия Крицкова прозвучало два фрагмента этого произведения, идущих в спектакле друг за другом.
Гимн исполнили: Иоанна – Агунда Кулаева (лауреат Международного конкурса, меццо-сопрано), Раймонд – Максим Остроухов (тенор) и Бертранд – Сергей Артамонов (бас). Масштабность, силу, торжественность и панорамный эффект звучанию придал хор театра «Новая Опера». Переходы от высочайшего уровня громкости до практически неслышного шепота заставляют задуматься: что же это все-таки – гимн или молитва?
Следующую дальше арию Иоанны «Простите вы, холмы, поля родные…» спела Агунда Кулаева. С нежностью, тоской и светлой грустью прощается Орлеанская дева с местами, где прошло ее детство, которые она видит в последний раз. Но ностальгические нотки постепенно вытесняются силой и уверенностью, свойственными истинному военачальнику (а именно таковы перспективы Иоанны в ближайшем будущем, пусть и ненадолго).
Наблюдение за тем, как буквально за несколько минут, в рамках одной арии героини Агунды Кулаевой переживают лирические и драматические моменты, стремительно перелетая с одного «полюса» характера в другой, полярный – истинное удовольствие для оперного меломана.
В завершении гала-концерта под управлением Маэстро Владимира Самойлова прозвучало два фрагмента из последней лирической оперы П.И.Чайковского – философской сказки «Иоланта» (1891).
Один из хитов концертного репертуара баритонов – арию Роберта – спел Александр Мартынов. Бодрая, героическая, пылкая мелодия отличается неуемной жаждой жизни, внутренним светом и неиссякаемым оптимизмом.
Финальной точкой в роскошном музыкальном марафоне под названием «Крещенский фестиваль-2015» стала финальная сцена из оперы «Иоланта», в исполнении которой приняли участие: Иоланта – Татьяна Печникова (Заслуженная артистка России, лауреат премий «Casta Diva» и «Золотая маска», сопрано), граф Водемон – Нурлан Бекмухамбетов, Роберт – Александр Мартынов, Рене – Сергей Артамонов, Эбн-Хакиа – Андрей Бреус (баритон), Лаура – Ольга Терентьева, Марта – Анна Викторова (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано), Бригитта – Виктория Шевцова, Альмерик – Марат Гареев (Заслуженный артист России, тенор) и Бертран – Михаил Первушин. Чудесное прозрение слепой принцессы Иоланты, гамма пережитых ею в связи с новыми ощущениями эмоций перерастают в торжественную, элегантную, светлую, праздничную оду свету как источнику жизни на Земле.
Приобщение к творчеству П.И.Чайковского никогда не заканчивается одним лишь прослушиванием его опер, балетов, шедевров камерной и симфонической музыки. Ведь оно непременно настраивает на философский лад, вызывает желание созерцать красоты отечественной природы, особенности быта, уклада жизни. Возможно, в конечном итоге все это приведет к разгадке такого непростого феномена, как таинственная русская душа. А что может в этом помочь лучше, чем великое искусство грандиозного композитора?
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова одним из первых начал проводить цикл мероприятий, приуроченных к знаковой дате. В рамках завершившегося 25 января Крещенского фестиваля состоялось три вечера, посвященных творчеству великого композитора. Заключительный гала-концерт в трех отделениях – восхитительное путешествие в волшебный мир симфонической и оперной страниц творческой биографии Маэстро, в котором зрителей сопровождал ведущий - Михаил Сегельман.
Начался вечер с Первого концерта П.И.Чайковского для фортепиано с оркестром (ор.23, си-бемоль минор), прозвучавшего в исполнении симфонического оркестра театра «Новая Опера» под управлением Василия Валитова (лауреат Международного конкурса). Солист – Вадим Руденко (лауреат Международных конкурсов, фортепиано).
Невероятно, но факт: мировая премьера этого произведения, в настоящее время считающегося настоящим символом России наряду с национальным гимном, флагом, музыкальным искусством, балетом и т.д., состоялась в Бостоне (США) 25 октября 1875 года. В нашей стране концерт впервые исполнили немного позднее - 1 (13) ноября.
Картины, возникающие перед глазами слушателя одного из знаменитейших симфонических шедевров П.И.Чайковского, меняются буквально каждую секунду, будто в калейдоскопе. То это зимний пейзаж, прекрасный своей трогательно-хрупкой красотой, то роскошный бархат южного летнего неба, сплошь усеянного бриллиантами звезд. Сейчас мы видим спокойный быт в дворянском имении на территории небольшой деревни. А за секунду до этого промелькнула панорама масштабного боя, по окончании которого, возможно, будет одержана безоговорочная победа в вооруженном конфликте. Еще мгновение – и вот уже великая музыка приглашает всех желающих посетить рождественский бал в Зимнем дворце или торжество в летней резиденции Дома Романовых.
Умиротворение сельской местности и безудержное веселье во время масленичных гуляний, блеск высшего света и щемящий сердце ужас войны, буйство красок русской природы и удивительный национальный характер, понять который не в силах множество иностранцев, - все это сполна дает прочувствовать богатейшая музыкальная палитра Первого концерта для фортепиано с оркестром.
Подобно картинкам в калейдоскопе, меняется и характер музыки: то торжественный, похожий на оду, гимн или тост; то нежный, пылкий, страстный, словно объяснение в любви; то яростный, агрессивный, стремительный, как вооруженный конфликт и т.д.
Существуют произведения искусства, соприкосновение с которыми словно временно «вырывают» человека из потока насущных проблем и неприятностей, позволяя, пусть и на небольшой срок, немного расслабиться, отключить негативные мысли, очистить свой разум и душу и затем вернуться в «реальный мир» с совершенно иным настроением. Первый концерт П.И.Чайковского – яркий пример именно такого сочинения.
Во втором и третьем отделениях гала-вечера звучали фрагменты всех десяти опер великого композитора, среди которых и настоящие хиты, и шедевры, которые, увы, нечасто можно услышать. Не все партитуры дошли до наших дней – некоторые из них так и остались неоконченными, какие-то были уничтожены, сохранились лишь черновики и отдельные фрагменты.
Титульная тема Крещенского фестиваля 2015 года – «Профессия: дирижер». Каждую новую главу «энциклопедии» шедевров русской музыкальной классики сопровождал симфонический оркестр в сопровождении одного из пяти Маэстро театра.
Первый опыт работы Чайковского в жанре оперы – «Воевода», на основе одноименной драмы А.Н.Островского. После премьеры в 1869 году автор, ввиду недовольства своим произведением, уничтожил его практически полностью. Восстановлено оно было много позже (П.А.Ламм), и в новой редакции дебютировало на подмостках в 1949 году.
На гала-концерте прозвучала «Пляска сенных девушек». Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением маэстро Василия Валитова музыкальными красками «написал» групповой портрет, на котором молодые служанки при помощи танцев пытаются развлечь своего хозяина-дворянина, находящегося во власти тяжких дум. Мелодия словно прорисовывает изящные линии тонкого женского стана, находящегося во власти энергичного, завораживающего танца.
В 1885 году П.И.Чайковский, вдохновленный творчеством Н.В.Гоголя, пишет комико-фантастическую оперу «Черевички» (первое название – «Кузнец Вакула»). Автор либретто – Я.П.Полонский. Литературная основа – сказочная повесть «Ночь перед Рождеством».
Под управлением дирижера Андрея Лебедева было исполнено два фрагмента из этого произведения.
Песню Вакулы («Слышит ли, девица, сердце твое…») спел Михаил Губский (Заслуженный артист России, тенор). Молодой герой страдает, не находя в поведении любимой взаимности своим сильным чувствам. Пылкий, страстный юноша на этот раз отягощен невеселыми думами.
Мистика с яркими нотками задора – такую характеристику можно дать первой сцене из оперы. Это – дуэт Солохи и Беса, прозвучавший в исполнении Анастасии Бибичевой (лауреат Международного конкурса, меццо-сопрано) и Анджея Белецкого (лауреат Международного конкурса, баритон). Мечтательность и одухотворенность, с которой Ведьма в одиночестве созерцает прекрасные ночные пейзажи, сменяется в момент появления Черта энергичной пляской, полной внутренней силы и обаяния. Лукавый же, оставшись один, затевает нечто таинственное, недоброе. Настроение со светлого и игривого меняет направление на мрачно-зловещее.
Бесшабашная беззаботность и искрящееся веселье, а также эффектное сочетание вокала с хореографией роднят эту сцену с фрагментом «младшей сестры» оперы, произведением «легкого жанра» - опереттой.
В 1869 году П.И.Чайковский написал оперу «Ундина», основываясь на уже готовом либретто В.А.Соллогуба, которое было написано для другого композитора – А.Ф.Львова. Литературным источником послужила старинная немецкая легенда в интерпретации В.А.Жуковского. Это произведение не приняли в дирекции Императорских театров, и композитор уничтожил партитуру. Впоследствии он использовал имеющийся у него музыкальный материал при создании балета «Лебединое озеро» и других опусов.
В программе гала-концерта под управлением Маэстро Дмитрия Волосникова прозвучал финальный дуэт Ундины и Гульбранта в исполнении Виктории Шевцовой (лауреат Международного конкурса, сопрано) и Нурлана Бекмухамбетова (Заслуженный деятель Казахстана, Заслуженный артист Республики Татарстан, тенор). Мистически-страстное объяснение в любви между молодым человеком и духом его возлюбленной стоит ему жизни.
Нежное сопрано Виктории Шевцовой с серебристо-хрустальными нотками отражает хрупкость и прозрачность ее героини, будто сотканной из воздуха. Или из чистых ледниковых вод.
Гульбрант Нурлана Бекмухамбетова – юный герой, находящийся во власти сильного чувства. Голос артиста отражает радужный спектр эмоций, позволяя за короткое время рассказать историю большой и несчастной любви.
Впоследствии этот номер зазвучал в балете «Лебединое озеро». Ундина «трансформировалась» в Одетту, Гульбрант – в Зигфрида.
Одна из самых популярных опер П.И.Чайковского, которую безо всякого преувеличения можно назвать символом отечественной музыкальной культуры – это знаменитый «Евгений Онегин» (1878). Жанр этого произведения озаглавлен как «Лирические сцены в трех действиях, семи картинах». Сложно назвать хотя бы один российский театр, в репертуаре которого не значилось бы постановки «Энциклопедии русской жизни».
В программе гала-концерта под управлением Маэстро Андрея Лебедева прозвучало две ее «страницы».
Сцена номер пять – «Дуэль». Предваряющую ее арию Ленского исполнил Алексей Татаринцев (лауреат Международных конкурсов, тенор). Юный поэт готовится к поединку, в котором собирается отстоять свою честь. Но, судя по мыслям, которые занимают его, молодой человек готовится к исходу не в свою пользу. О результатах «перестрелки» никому рассказывать не нужно.
Яркий, искрящийся, звонкий, но при этом нежный и ласковый голос Алексея Татаринцева, в котором в этой арии звучат боль, страдание, обреченность и мольба, сменяющиеся светом и надеждой, заставляет всякий раз по-новому взглянуть на, казалось бы, изученное со всех сторон произведение.
Сцена номер семь – «Последняя встреча». Финальное объяснение Татьяны и Онегина прозвучало в исполнении Ольги Терентьевой (лауреат Международных конкурсов, сопрано) и Алексея Богданчикова (лауреат Международных конкурсов, баритон). Свидание двух влюбленных людей, после которого их ждет непременное расставание. Навсегда.
Драматизмом с оттенком глубокого внутреннего эмоционального напряжения, волнения полны образы, созданные артистами.
Татьяна Ольги Терентьевой – молодая, но уже взрослая женщина, чей опыт сильного чувства, подкрепленного страданиями, обернулся мудростью. А это значит, что, несмотря на внезапное смятение, она более не совершит наивных, глупых поступков.
Онегин Алексея Богданчикова – герой, находящийся во времени и пространстве, совершенно ему не подходящих. «Лишний» человек, которому нигде нет ни места, ни людей, делающих его спокойным и счастливым.
Еще одна мистическая опера П.И.Чайковского – «Чародейка» (1887), написанная на либретто И.В.Шпажинского, основанном на его одноименной трагедии. Композитор неоднократно переписывал партитуру, в том числе в ходе подготовке к первой постановке.
В рамках гала-концерта под управлением Маэстро Василия Валитова прозвучала финальная сцена в исполнении Анджея Белецкого (князь), Анастасии Бибичевой (княгиня), Ольги Терентьевой (Настасья-Кума), лауреата Международных конкурсов Вениамина Егорова (княжич Юрий, тенор), лауреата Международных конкурсов Григория Яковлева (колдун Кудьма, баритон) и лауреата Международного конкурса Михаила Первушина (Иван Журан, бас).
События развиваются стремительно. Колдовство. Снадобья. Яды. Отравление. Сумасшествие. И все это – на фоне развивающейся грозы. Буйство страстей, постепенно приведших к трагедии личности, чей рассудок помутился, переходит и на природу. Этот опус заканчивается торжеством бушующей стихии. Точнее, зловеще-напряженными музыкальными «иллюстрациями».
Одна из самых ярких, масштабных опер П.И.Чайковского с эпически-героическим оттенком – «Мазепа», написанная в период с 1881 по 1883 годы. Автор либретто – В.П.Буренин. Литературная основа – поэма А.С.Пушкина «Полтава».
В программе гала-концерта прозвучал «Полтавский бой» в исполнении симфонического оркестра театра «Новая Опера» под управлением Маэстро Евгения Самойлова.
Музыкальное «полотно» грандиозного побоища поражает той силой и скоростью, с которой оно врывается в самую глубину сознания публики, словно гроза, ураган, смерч, тайфун или цунами. Но, в отличие от разбушевавшейся стихии, такое произведение не оставляет после себя хаоса. Скорее, оно заставляет немного отвлечься от актуальных проблем, расслабиться, охладить разум и очистить душу.
В 1890 году П.И.Чайковский создал еще один хит – лирико-психологическую оперу «Пиковая дама». Автор либретто – М.И.Чайковский. Литературная основа – одноименная повесть А.С.Пушкина.
В программу гала-концерта было включено два фрагмента этого произведения. Оркестром управлял Маэстро Валерий Крицков.
Романс Полины спела Анастасия Бибичева. Грусть, печаль и тоска наполняют все вокруг. В мелодии сквозит пессимистический взгляд на будущее и ностальгия по прошлому. Фортепианный аккомпанемент – Светлана Радугина (дипломант Международных конкурсов).
Ария Германа «Что наша жизнь?...» прозвучала в исполнении Михаила Губского. Герой находится в состоянии, близком к сумасшествию. Глаза его горят фантастическим огнем, который может быть вызван только сильной страстью. А у него таковая имеется. Жажда победы, страсть, азарт, бесконечный выброс адреналина.
В период с 1870 по 1872 годы Чайковский писал оперу «Опричник» на свое собственное либретто. Литературная основа – одноименная трагедия И.И.Лажечникова.
В рамках гала концерта под руководством Маэстро Дмитрия Волосникова прозвучало ариозо Натальи в исполнении Марины Нерабеевой (сопрано). Голос певицы рисует образ девушки, обрекаемой собственным отцом, сватающим ее за немолодого, богатого и нелюбимого человека, на несчастье. Сердце ее страдает от тоски. Мелодия полна чувством глубокой скорби, сильнейших душевных мук и терзаний.
В 1881 году, наряду с «Евгением Онегиным», состоялась премьера еще одной оперы П.И.Чайковского – «Орлеанской девы». Либретто композитора, литературный источник – одноименная трагедия Ф.Шиллера (перевод В.А.Жуковского).
В программе гала-вечера под управлением Маэстро Валерия Крицкова прозвучало два фрагмента этого произведения, идущих в спектакле друг за другом.
Гимн исполнили: Иоанна – Агунда Кулаева (лауреат Международного конкурса, меццо-сопрано), Раймонд – Максим Остроухов (тенор) и Бертранд – Сергей Артамонов (бас). Масштабность, силу, торжественность и панорамный эффект звучанию придал хор театра «Новая Опера». Переходы от высочайшего уровня громкости до практически неслышного шепота заставляют задуматься: что же это все-таки – гимн или молитва?
Следующую дальше арию Иоанны «Простите вы, холмы, поля родные…» спела Агунда Кулаева. С нежностью, тоской и светлой грустью прощается Орлеанская дева с местами, где прошло ее детство, которые она видит в последний раз. Но ностальгические нотки постепенно вытесняются силой и уверенностью, свойственными истинному военачальнику (а именно таковы перспективы Иоанны в ближайшем будущем, пусть и ненадолго).
Наблюдение за тем, как буквально за несколько минут, в рамках одной арии героини Агунды Кулаевой переживают лирические и драматические моменты, стремительно перелетая с одного «полюса» характера в другой, полярный – истинное удовольствие для оперного меломана.
В завершении гала-концерта под управлением Маэстро Владимира Самойлова прозвучало два фрагмента из последней лирической оперы П.И.Чайковского – философской сказки «Иоланта» (1891).
Один из хитов концертного репертуара баритонов – арию Роберта – спел Александр Мартынов. Бодрая, героическая, пылкая мелодия отличается неуемной жаждой жизни, внутренним светом и неиссякаемым оптимизмом.
Финальной точкой в роскошном музыкальном марафоне под названием «Крещенский фестиваль-2015» стала финальная сцена из оперы «Иоланта», в исполнении которой приняли участие: Иоланта – Татьяна Печникова (Заслуженная артистка России, лауреат премий «Casta Diva» и «Золотая маска», сопрано), граф Водемон – Нурлан Бекмухамбетов, Роберт – Александр Мартынов, Рене – Сергей Артамонов, Эбн-Хакиа – Андрей Бреус (баритон), Лаура – Ольга Терентьева, Марта – Анна Викторова (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано), Бригитта – Виктория Шевцова, Альмерик – Марат Гареев (Заслуженный артист России, тенор) и Бертран – Михаил Первушин. Чудесное прозрение слепой принцессы Иоланты, гамма пережитых ею в связи с новыми ощущениями эмоций перерастают в торжественную, элегантную, светлую, праздничную оду свету как источнику жизни на Земле.
Приобщение к творчеству П.И.Чайковского никогда не заканчивается одним лишь прослушиванием его опер, балетов, шедевров камерной и симфонической музыки. Ведь оно непременно настраивает на философский лад, вызывает желание созерцать красоты отечественной природы, особенности быта, уклада жизни. Возможно, в конечном итоге все это приведет к разгадке такого непростого феномена, как таинственная русская душа. А что может в этом помочь лучше, чем великое искусство грандиозного композитора?
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц