Театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова подготовил сюрприз для москвичей и гостей столицы. Всеми любимый с детства балет Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик», без которого для многих не наступает Новый Год, трансформировался в оперу. Режиссер Алла Сигалова и художник Павел Каплевич со своей замечательной командой дали героям спектакля право голоса.
Роли в постановочной группе распределились следующим образом:
Алла Сигалова - режиссёр-постановщик, хореограф, соавтор либретто;
Павел Каплевич - художник по костюмам, соавтор либретто;
Демьян Кудрявцев - автор поэтического текста либретто,
Игорь Кадомцев - автор музыкальной редакции,
Николай Симонов - художник-постановщик;
Дмитрий Юровский - музыкальный руководитель.
22 декабря в ИТАР-ТАСС прошла пресс-конференция создателей спектакля. Алла Сигалова, Павел Каплевич, Дмитрий Юровский и Дмитрий Сибирцев охотно отвечали на вопросы журналистов, секреты постановки, правда, раскрыты не были, но интерес к ней сильно возрос.
Дмитрий Сибирцев, директор театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова:
- Алла Михайловна и Павел Михайлович пришли ко мне уже с готовой идеей. Идея была совершенно уникальная, потому что мы знаем огромное количество трансформаций оперной музыки в балетные спектакли, а вот наоборот – такого еще, наверное, не было. Музыка Чайковского необычайно благодатна для пения. Мы решили, что это будет очень интересный опыт.
Алла Сигалова, режиссер-постановщик:
- Это не самостоятельное произведение, все-таки основа – это партитура Чайковского к балету «Щелкунчик». В отличие от всех присутствующих, у меня нет ощущения завершенности работы. Я понимаю, что работа будет продолжаться и после премьеры, потому что взаимоотношение с партитурой складывается не очень просто, и я думаю, что нужно будет к этому возвращаться и продолжать работу.
У нас опера, поэтому танцев практически нет. Вас ждут очень большие неожиданности. Тот, кто знает наизусть партитуру, музыку к балету, будет удивлен некоторыми сюрпризами, которые заложены в опере «Щелкунчик».
Мы шли от той драматургии, которая изначально заложена в музыке Чайковского, а это, все-таки, не сказка Гофмана. Это другое произведение. Мы пытались остаться внутри драматургии музыки Чайковского. В этом была наша самая главная задача.
Дмитрий Юровский, музыкальный руководитель и дирижер:
Вначале я предположил, что ослышался, когда мне предложили провести именно «Щелкунчик. Опера». Но в какой-то момент я начал задумываться и вспомнил свое собственное детство. Дело в том, что я, как и, наверное, большинство детей, любимые с детства мелодии, к которым, вполне, можно отнести и «Щелкунчика», очень часто напевал со словами. Только словами придуманными. Просто, знаете, как дети придумывают себе слова, стихи, и поют с ними песни.
Благодаря Демьяну Кудрявцеву все герои, которых мы все знаем с нашего детства, которых знают наши дети и будут знать дети следующих поколений, все эти герои начинают разговаривать с тобой прямо со сцены. Я думаю, что это для любого ребенка, да и, в какой-то степени для взрослого, в канун Нового Года, Рождества согревает жизни.
Конечно же, перед нами стояла непростая задача. Чайковский – композитор, для оперы писавший немало. Поэтому, если он писал оперу, он, соответственно, обо всех вопросах – вокальных строчках, интонациях – задумывался заранее. В этом случае нам пришлось несколько додумывать самим. Я хотел бы упомянуть замечательного аранжировщика Игоря Кадомцева, который начал эту работу, я подключился позднее, и до сих пор мы делаем эту работу вместе. Речь шла о том, чтобы, используя вокальную строчку, ничего особенно не сочинять, а постараться остаться в оригинале музыки Чайковского и одновременно оформить оркестровку так, чтобы она осталась практически оригинальной, но, в то же время, позволяла нам услышать голоса.
У нас с самого начала сложилась очень правильная рабочая атмосфера, где все участники с самого начала хотели только одного: чтобы получился красивый спектакль, от которого получат удовольствие не только дети, но и взрослые.
Павел Каплевич, художник по костюмам:
Когда мы слушаем музыку вместе с текстом, музыку давно знакомую, с которой мы все выросли, когда она начинает дополняться текстом, а текст Демьяна Кудрявцева – это замечательный поэт. Фамилию эту надо запомнить, потому что это большой поэт не прикладного свойства – он вообще огромный поэт.
Дмитрий Юровский, музыкальный руководитель и дирижер:
Опера невозможна без ансамблей. У нас есть замечательный финал. Я не хочу заранее озвучивать, что там будет звучать, но, в любом случае, здесь ансамбли находятся. У нас есть, как полагается, замечательный любовный дуэт. У нас есть, скажем так, распевные диалоги и даже, в какой-то степени, речитативы. В форме речитатива написаны отрывки. И, конечно же, у нас есть такие арии, которые сейчас можно назвать хитовыми. Мы всякий раз их с нетерпением ждем. Может быть, это даже когда-нибудь будет исполняться в концертах.
Итак, с нетерпением ждем премьеры этого уникального спектакля. Что будет в финале? Пока загадка, но зло точно исчезнет со сцены, ведь, как сказала Алла Сигалова, всегда побеждают любовь и добро.
Марина Айриянц
Фотографии с пресс-конференции
Роли в постановочной группе распределились следующим образом:
Алла Сигалова - режиссёр-постановщик, хореограф, соавтор либретто;
Павел Каплевич - художник по костюмам, соавтор либретто;
Демьян Кудрявцев - автор поэтического текста либретто,
Игорь Кадомцев - автор музыкальной редакции,
Николай Симонов - художник-постановщик;
Дмитрий Юровский - музыкальный руководитель.
22 декабря в ИТАР-ТАСС прошла пресс-конференция создателей спектакля. Алла Сигалова, Павел Каплевич, Дмитрий Юровский и Дмитрий Сибирцев охотно отвечали на вопросы журналистов, секреты постановки, правда, раскрыты не были, но интерес к ней сильно возрос.
Дмитрий Сибирцев, директор театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова:
- Алла Михайловна и Павел Михайлович пришли ко мне уже с готовой идеей. Идея была совершенно уникальная, потому что мы знаем огромное количество трансформаций оперной музыки в балетные спектакли, а вот наоборот – такого еще, наверное, не было. Музыка Чайковского необычайно благодатна для пения. Мы решили, что это будет очень интересный опыт.
Алла Сигалова, режиссер-постановщик:
- Это не самостоятельное произведение, все-таки основа – это партитура Чайковского к балету «Щелкунчик». В отличие от всех присутствующих, у меня нет ощущения завершенности работы. Я понимаю, что работа будет продолжаться и после премьеры, потому что взаимоотношение с партитурой складывается не очень просто, и я думаю, что нужно будет к этому возвращаться и продолжать работу.
У нас опера, поэтому танцев практически нет. Вас ждут очень большие неожиданности. Тот, кто знает наизусть партитуру, музыку к балету, будет удивлен некоторыми сюрпризами, которые заложены в опере «Щелкунчик».
Мы шли от той драматургии, которая изначально заложена в музыке Чайковского, а это, все-таки, не сказка Гофмана. Это другое произведение. Мы пытались остаться внутри драматургии музыки Чайковского. В этом была наша самая главная задача.
Дмитрий Юровский, музыкальный руководитель и дирижер:
Вначале я предположил, что ослышался, когда мне предложили провести именно «Щелкунчик. Опера». Но в какой-то момент я начал задумываться и вспомнил свое собственное детство. Дело в том, что я, как и, наверное, большинство детей, любимые с детства мелодии, к которым, вполне, можно отнести и «Щелкунчика», очень часто напевал со словами. Только словами придуманными. Просто, знаете, как дети придумывают себе слова, стихи, и поют с ними песни.
Благодаря Демьяну Кудрявцеву все герои, которых мы все знаем с нашего детства, которых знают наши дети и будут знать дети следующих поколений, все эти герои начинают разговаривать с тобой прямо со сцены. Я думаю, что это для любого ребенка, да и, в какой-то степени для взрослого, в канун Нового Года, Рождества согревает жизни.
Конечно же, перед нами стояла непростая задача. Чайковский – композитор, для оперы писавший немало. Поэтому, если он писал оперу, он, соответственно, обо всех вопросах – вокальных строчках, интонациях – задумывался заранее. В этом случае нам пришлось несколько додумывать самим. Я хотел бы упомянуть замечательного аранжировщика Игоря Кадомцева, который начал эту работу, я подключился позднее, и до сих пор мы делаем эту работу вместе. Речь шла о том, чтобы, используя вокальную строчку, ничего особенно не сочинять, а постараться остаться в оригинале музыки Чайковского и одновременно оформить оркестровку так, чтобы она осталась практически оригинальной, но, в то же время, позволяла нам услышать голоса.
У нас с самого начала сложилась очень правильная рабочая атмосфера, где все участники с самого начала хотели только одного: чтобы получился красивый спектакль, от которого получат удовольствие не только дети, но и взрослые.
Павел Каплевич, художник по костюмам:
Когда мы слушаем музыку вместе с текстом, музыку давно знакомую, с которой мы все выросли, когда она начинает дополняться текстом, а текст Демьяна Кудрявцева – это замечательный поэт. Фамилию эту надо запомнить, потому что это большой поэт не прикладного свойства – он вообще огромный поэт.
Дмитрий Юровский, музыкальный руководитель и дирижер:
Опера невозможна без ансамблей. У нас есть замечательный финал. Я не хочу заранее озвучивать, что там будет звучать, но, в любом случае, здесь ансамбли находятся. У нас есть, как полагается, замечательный любовный дуэт. У нас есть, скажем так, распевные диалоги и даже, в какой-то степени, речитативы. В форме речитатива написаны отрывки. И, конечно же, у нас есть такие арии, которые сейчас можно назвать хитовыми. Мы всякий раз их с нетерпением ждем. Может быть, это даже когда-нибудь будет исполняться в концертах.
Итак, с нетерпением ждем премьеры этого уникального спектакля. Что будет в финале? Пока загадка, но зло точно исчезнет со сцены, ведь, как сказала Алла Сигалова, всегда побеждают любовь и добро.
Марина Айриянц
Фотографии с пресс-конференции