Октябрь 2014 года – знаковый месяц для российской культуры: ровно два столетия назад родился человек, которому не суждено было прожить долгую жизнь. Тем не менее, за отпущенные судьбой неполные 27 лет он сумел оставить глубокий след в истории отечественного искусства, в частности, литературы. Имя гения – Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841), поэт, прозаик, драматург, оставивший богатейшее творческое наследие, плодами которого и по сей день вдохновляются композиторы, художники и музыканты.
По мотивам произведений Лермонтова, как крупной, так и малой формы, создано множество шедевров в театре, музыке, живописи и кинематографе. Романсы и симфонические поэмы, оперы и драматические спектакли, фильмы и полотна, основанные на давно знакомых текстах великого поэта, на протяжении целого месяца стали центральными персонажами экспозиций выставочных залов, вошли в репертуар концертных залов и театров страны.
Образы даже в самых небольших произведениях поэта яркие, живые. Каждое стихотворение – законченная история с завязкой, конфликтом, кульминацией и развязкой. Еще более глубокое погружение в каждую историю помогает осуществить музыка, традиционно обостряющая любую ситуацию до предела, накаляющая добела и без того нешуточные страсти, типичные для литературы эпохи романтизма.
Уникальный концерт, приуроченный к 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова, состоялся 23 октября в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. Программу под названием «Ангел, Демон и другие…» представил автор идеи Михаил Сегельман. Он же аккомпанировал певцам на рояле. Богатую палитру образов, созданных великим поэтом, представили: Заслуженная артистка России Эльвира Хохлова (сопрано), Заслуженная артистка России Марина Карпеченко (сопрано), лауреат Международного конкурса Анастасия Бибичева (меццо-сопрано), лауреат Международного конкурса Валерия Пфистер (меццо-сопрано), лауреат Международных конкурсов Алексей Неклюдов (тенор) и лауреат Международного конкурса Анджей Белецкий (баритон).
Камерный формат вечера в Зеркальном фойе позволяет воспринимать сложные образы лермонтовских героев при помощи звучания лишь двух инструментов: клавишного (рояль) и органического (голос). Картину дорисовывает воображение каждого зрителя. Здесь были все: и светлый Ангел (сопрано, меццо-сопрано), и печальный Демон (баритон), и одинокий Парус (тенор), и княжна Тамара (сопрано), и Нина (меццо-сопрано), и многие другие персонажи, знакомые зрителям со школьной скамьи.
На протяжении жизни М.Ю.Лермонтова и еще долго после его смерти многочисленные композиторы увековечивали поэтические образы в музыке. Среди них есть как популярные мелодии, так и незаслуженно забытые опусы, которые сейчас практически не исполняются.
В программу первого отделения концерта «Ангел, Демон и другие…» вошли романсы, написанные в XIX веке. Начался вечер с двух произведений А.Е.Варламова (1801 – 1848).
Нежная мелодия романса «Ангел» («По небу полуночи ангел летел, И тихую песню он пел…», 1831), исполненного Эльвирой Хохловой, напомнила арию из оперы в стиле бельканто (характерными чертами такой техники являются мягкость тембра, легкость голоса, особый вид дыхания, виртуозное владение колоратурами). Голос и рояль, благодаря силе, объему и красоте звука, создали ощущение, будто это не пример камерной музыки, а фрагмент спектакля, неотъемлемым участником которого является симфонический оркестр.
«Белеет парус одинокий» - кому не знаком этот опус А.Е.Варламова, написанный на стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус» (1832)? В этот вечер романс спел Алексей Неклюдов. Заглавный персонаж миниатюры – типичный пример героя эпохи романтизма («…Под ним струя светлей лазури, Над ним – луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!»), которому нет места в этом мире, и счастлив он не будет нигде. Страсть к путешествиям и приключениям – всего лишь попытка уйти от окружающей действительности, но это невозможно.
Следующий композитор, обратившийся в своем творчестве к поэзии Лермонтова – П.П.Булахов (1822 – 1885). Привлекательные, запоминающиеся мелодии его камерных произведений сделали эти опусы очень популярными, всенародно любимыми.
В программе концерта «Ангел, Демон и другие…» прозвучал романс «Выхожу один я на дорогу…» в исполнении Анджея Белецкого. Жанр одноименного стихотворения М.Ю.Лермонтова (1841) определен как лирический монолог. Невеселые полуночные думы, печаль и кручина героя («…Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!...») подчеркиваются музыкальным сопровождением и глубоким, панорамным звуком драматического баритона.
Композиторы знаменитой «Могучей кучки» тоже обращались к творчеству великого поэта. Так, А.С.Даргомыжский (1822 – 1885) написал романс «Тучки небесные» на стихотворение «Тучи» (1840), который спела Эльвира Хохлова. Центральные персонажи произведения – «Тучки небесные, вечные странники…», повторяющие судьбу автора - вынужденного переселенца («…Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники с милого севера в сторону южную…»), отправляющегося в свою вторую ссылку.
В одном из своих «поздних» произведениях Лермонтов обращается к теме двух Вселенных – Человека и Природы, - живущих отдельно друг от друга и разъединенных автором при помощи антитез: вольная природа противопоставляется опальному поэту, судьба которого теперь всецело зависит от решения властей, а холодные тучи – пылким чувствам страдающего человека.
На литературной основе лирики М.Ю.Лермонтова писал романсы и А.Л.Гурилев (1803 – 1858). Среди его опусов – музыкальное сопровождение к стихотворению «И скучно, и грустно…» (1840), которое исполнил Алексей Неклюдов.
Это – одно из поздних, «зрелых» произведений поэта, написанное за год до его смерти. Герой задумывается о смысле жизни («…И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг – Такая пустая и глупая шутка…»), об одиночестве («…и некому руку подать/ В минуту душевной невзгоды…»), и мысли эти доводят его до отчаяния, превращающегося, однако, в рациональный вывод и полное равнодушие.
М.А.Балакирев (1837 – 1910) – основатель «Могучей кучки» также создавал камерные произведения на основе богатого творческого наследия поэта. В первом отделении концерта «Ангел, Демон и другие…» прозвучало три романса этого композитора.
Легкие нотки восточного колорита наполняют романс «Песнь Селима» (отрывок из поэмы «Измаил-Бей», 1832), исполненный Анджеем Белецким. Такие грустные, печальные вокальные номера ориентальные девушки исполняли, провожая своих любимых на поле боя. Произведение начинается и заканчивается одной и той же фразой: «Месяц плывет И тих и спокоен; А юноша-воин/ На битву идет…»). Устами юной девы, которая говорит с ним, воспеваются такие личностные качества, как смелость, вера и любовь.
Прекрасная русская природа воспевается в романсе по стихотворению «Когда волнуется желтеющая нива», который спела Анастасия Бибичева. Красочный пейзаж успокаивает душу героя, как только он оказывается в одиночестве среди «…желтеющей нивы…, …малиновой сливы…, зеленого листка…, …росы душистой…, ландыша серебристого… и …студеного ключа…». В этот желанный миг «…смиряется в душе моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, - И счастье я могу постигнуть на земле…».
Элегантный опус «Слышу ли голос твой…» в исполнении Алексея Неклюдова похож на маленький экспромт поэта, записанный в альбом юной барышни («…И как-то весело, И хочется плакать, И так на шею бы/ Тебе я кинулся»).
Еще один композитор «Могучей кучки», не раз обращавшийся к лирике М.Ю.Лермонтова – Н.А.Римский-Корсаков (1844 – 1908). В программе концерта прозвучал романс «Как небеса, твой взор блистает…» в исполнении Валерии Пфистер.
Любовь и ее роль в жизни человека – вот о чем задумывается герой этого произведения («…Но жизнью бранной и мятежной Не тешусь я с тех пор, Как услыхал твой голос нежный И встретил милый взор»).
Иностранные музыканты также проявляли интерес к творчеству ярчайшего представителя «золотого века» русской поэзии. Среди них – испано-французская певица, педагог и композитор Полина Виардо-Гарсиа (1821 – 1910). В первом отделении концерта «Ангел, Демон и другие…» прозвучал романс «Ветка Палестины», который спела Марина Карпеченко.
Романтическая героиня этого стихотворения – ветка, путешествующая по миру («Скажи мне, ветка Палестины: Где ты росла, где ты цвела?...»), созревшая на землях Ближнего Востока (Палестина, Иордан, Ливан).
А.Г.Рубинштейн (1829 – 1894) – композитор, создавший одно из самых известных музыкальных произведений позапрошлого века на основе лирики М.Ю.Лермонтова. Речь идет о лирико-драматической опере «Демон», написанной по одноименной поэме. В программе вечера были представлены два фрагмента, раскрывающих образы главных персонажа.
Романс «На воздушном океане» исполнил Анджей Белецкий. «Печальный Демон» предстает здесь величественным, словно отрешенным от всех земных проблем («…Час разлуки, час свиданья я/ Им ни радость, ни печаль…/ Будь к земному без участья/ И беспечна, как они!»). Вальяжное спокойствие героя оказывает магнетическое воздействие на героиню, готовящуюся к свадьбе.
Княжна Тамара после встречи с Демоном потеряла покой. Романс «Ночь тепла, ночь тиха» спела Эльвира Хохлова. Таинственный незнакомец словно околдовал девушку, и даже в священных кельях монастыря ее душа не может отдохнуть и расслабиться («…Не могу я уснуть,/ Неотвязной мечтой занята…»).
В своем творчестве А.Г.Рубинштейн не раз обращался к поэзии М.Ю.Лермонтова. Первое отделение концерта завершил его романс «Желание» в исполнении Анджея Белецкого.
Стихотворение буквально пропитано стремлением героя к свободе («…Зачем не могу в небесах я парить И одну лишь свободу любить?...»).
Вторая половина вечера была связана с творчеством композиторов ХХ века, заставивших звучать знакомые лирические и драматические произведения великого поэта по-новому.
Романс «У врат обители святой…», написанный Н.К.Метнером (1880 – 1951) по стихотворению «Нищий», спел Анджей Белецкий. Лживость людей и несовершенство окружающего мира – вот что волнует стороннего наблюдателя, от лица которого ведется рассказ. Небольшая зарисовка («…Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку,/ И кто-то камень положил/ В его протянутую руку…») наглядно иллюстрирует стремительно нарастающее разочарование, переходящее в отчаяние («…Так чувства лучшие мои/ Обмануты навек тобою!»).
На стихи М.Ю.Лермонтова писал музыку и Д.Д.Шостакович (1906 – 1975). Балладу «Над морем красавица-дева сидит…» исполнила Валерия Пфистер. Сюжет этого опуса развивается в лучших традициях оперной драматургии: герой дважды бросается в пучину морскую, а коварная возлюбленная посылает его на верную смерть. С разбушевавшейся стихией шутки плохи!
Известный композитор, педагог и музыкальный критик Н.Я.Мясковский (1881 – 1950), имя которого носит один из концертных залов Московской консерватории, также создавал камерные произведения на основе лирики Лермонтова. Романс «Выхожу один я на дорогу…» во втором отделении концерта «Ангел, Демон и другие…» спела Марина Карпеченко.
Характер музыки здесь совсем не такой, как в опусе П.П.Булахова. Если в первом случае имело место ощущение светлой грусти, то в мелодии ХХ столетия ощущается куда более тяжелое настроение, практически депрессивное.
Г.В.Свиридов (1915 – 1998) создал немало произведений на основе творческого наследия поэта. Гости «Новой Оперы» 23 октября 2014 года услышали романс «Горные вершины» (авторский перевод одного из стихотворений И.В.Гете), который исполнила Валерия Пфистер.
В программе концерта «Ангел, Демон и другие…» прозвучало два произведения В.Я.Шебалина (1902 – 1963). Марина Карпеченко спела опус «Поцелуями прежде считал…». Написанное в 1832 году, это стихотворение относится к раннему этапу творчества М.Ю.Лермонтова. Тем не менее, характер его похож на то, что было написано в более поздний период («…И я счет своих лет потерял/ И крылья забвенья ловлю:/ Как я сердце унесть бы им дал!/ Как бы вечность им бросил мою!»). При соприкосновении с этим текстом возникает ощущение физической и моральной зрелости, возможно, даже старости автора, который уже подводит итоги своей жизни. А, между тем, тогда ему было всего 18 лет!
Далее прозвучал романс «Слышу ли голос твой…» в исполнении Эльвиры Хохловой. И вновь перед нами – совершенно иная история, чем та, что была рассказана в первом отделении. Музыкальное сопровождение, авторская стилистика и тембр голоса влияют на зрительское восприятие гораздо сильнее, чем текстово-смысловое содержание.
Тоже самое можно сказать и об «Ангеле» С.М.Слонимского (р.1932), который спела Валерия Пфистер. В ХХ веке настроение композиторов было куда менее светлым и позитивным, чем за сто лет до этого. Как результат – абсолютно разная интерпретация композиторами одного произведения.
Кому не известен вальс А.И.Хачатуряна (1903 – 1978) из драмы «Маскарад» в постановке театра имени Е.Вахтангова? Это едва ли не самый популярный фрагмент музыкального сопровождения к спектаклю. А во втором отделении концерта «Ангел, Демон и другие» прозвучал романс Нины из этой же партитуры в исполнении Анастасии Бибичевой. Небольшой монолог, подслушанный ревнивым Арбениным и неверно им истолкованный, становится фатальным для героини.
К теме «Маскарада» обращались многие композиторы ХХ века. Следующим номером вечера стал «Монолог Арбенина» («Ночь, проведенная без сна»), написанный С.В.Рахманиновым (1873 – 1943), который спел Анджей Белецкий.
Это произведение создано музыкантом во время обучения в рамках цикла «Три монолога для голоса и фортепиано».
Не менее подробно знакомы советские и российские школьники с романом М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». В середине 1960-х годов в московском театре «На Таганке» был поставлен одноименный спектакль, музыку к которому написал М.Л.Таривердиев (1931 – 1996). В финале концерта «Ангел, Демон и другие…» фрагмент этой партитуры – «Силуэт» - исполнила Анастасия Бибичева.
Три часа – совсем небольшой отрезок времени, в который, увы, невозможно вместить все вокально-инструментальные произведения, созданные по произведениям великого русского поэта. Прожив совсем недолгую жизнь, М.Ю.Лермонтов создал немало ярких, запоминающихся опусов, относящихся ко всем родам литературы.
Образы молодого автора, в музыкальной «огранке» засияли еще сильнее. А в исполнении оперных певцов они приобрели дополнительный благородный оттенок, который обязательно оставит свой след в сердцах как меломанов, так и литературных гурманов.
После концерта сразу захотелось перечитать давно полюбившиеся стихотворения и поэмы М.Ю.Лермонтова, а также роман «Герой нашего времени» и драму «Маскарад».
Ольга Пурчинская
По мотивам произведений Лермонтова, как крупной, так и малой формы, создано множество шедевров в театре, музыке, живописи и кинематографе. Романсы и симфонические поэмы, оперы и драматические спектакли, фильмы и полотна, основанные на давно знакомых текстах великого поэта, на протяжении целого месяца стали центральными персонажами экспозиций выставочных залов, вошли в репертуар концертных залов и театров страны.
Образы даже в самых небольших произведениях поэта яркие, живые. Каждое стихотворение – законченная история с завязкой, конфликтом, кульминацией и развязкой. Еще более глубокое погружение в каждую историю помогает осуществить музыка, традиционно обостряющая любую ситуацию до предела, накаляющая добела и без того нешуточные страсти, типичные для литературы эпохи романтизма.
Уникальный концерт, приуроченный к 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова, состоялся 23 октября в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. Программу под названием «Ангел, Демон и другие…» представил автор идеи Михаил Сегельман. Он же аккомпанировал певцам на рояле. Богатую палитру образов, созданных великим поэтом, представили: Заслуженная артистка России Эльвира Хохлова (сопрано), Заслуженная артистка России Марина Карпеченко (сопрано), лауреат Международного конкурса Анастасия Бибичева (меццо-сопрано), лауреат Международного конкурса Валерия Пфистер (меццо-сопрано), лауреат Международных конкурсов Алексей Неклюдов (тенор) и лауреат Международного конкурса Анджей Белецкий (баритон).
Камерный формат вечера в Зеркальном фойе позволяет воспринимать сложные образы лермонтовских героев при помощи звучания лишь двух инструментов: клавишного (рояль) и органического (голос). Картину дорисовывает воображение каждого зрителя. Здесь были все: и светлый Ангел (сопрано, меццо-сопрано), и печальный Демон (баритон), и одинокий Парус (тенор), и княжна Тамара (сопрано), и Нина (меццо-сопрано), и многие другие персонажи, знакомые зрителям со школьной скамьи.
На протяжении жизни М.Ю.Лермонтова и еще долго после его смерти многочисленные композиторы увековечивали поэтические образы в музыке. Среди них есть как популярные мелодии, так и незаслуженно забытые опусы, которые сейчас практически не исполняются.
В программу первого отделения концерта «Ангел, Демон и другие…» вошли романсы, написанные в XIX веке. Начался вечер с двух произведений А.Е.Варламова (1801 – 1848).
Нежная мелодия романса «Ангел» («По небу полуночи ангел летел, И тихую песню он пел…», 1831), исполненного Эльвирой Хохловой, напомнила арию из оперы в стиле бельканто (характерными чертами такой техники являются мягкость тембра, легкость голоса, особый вид дыхания, виртуозное владение колоратурами). Голос и рояль, благодаря силе, объему и красоте звука, создали ощущение, будто это не пример камерной музыки, а фрагмент спектакля, неотъемлемым участником которого является симфонический оркестр.
«Белеет парус одинокий» - кому не знаком этот опус А.Е.Варламова, написанный на стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус» (1832)? В этот вечер романс спел Алексей Неклюдов. Заглавный персонаж миниатюры – типичный пример героя эпохи романтизма («…Под ним струя светлей лазури, Над ним – луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!»), которому нет места в этом мире, и счастлив он не будет нигде. Страсть к путешествиям и приключениям – всего лишь попытка уйти от окружающей действительности, но это невозможно.
Следующий композитор, обратившийся в своем творчестве к поэзии Лермонтова – П.П.Булахов (1822 – 1885). Привлекательные, запоминающиеся мелодии его камерных произведений сделали эти опусы очень популярными, всенародно любимыми.
В программе концерта «Ангел, Демон и другие…» прозвучал романс «Выхожу один я на дорогу…» в исполнении Анджея Белецкого. Жанр одноименного стихотворения М.Ю.Лермонтова (1841) определен как лирический монолог. Невеселые полуночные думы, печаль и кручина героя («…Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!...») подчеркиваются музыкальным сопровождением и глубоким, панорамным звуком драматического баритона.
Композиторы знаменитой «Могучей кучки» тоже обращались к творчеству великого поэта. Так, А.С.Даргомыжский (1822 – 1885) написал романс «Тучки небесные» на стихотворение «Тучи» (1840), который спела Эльвира Хохлова. Центральные персонажи произведения – «Тучки небесные, вечные странники…», повторяющие судьбу автора - вынужденного переселенца («…Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники с милого севера в сторону южную…»), отправляющегося в свою вторую ссылку.
В одном из своих «поздних» произведениях Лермонтов обращается к теме двух Вселенных – Человека и Природы, - живущих отдельно друг от друга и разъединенных автором при помощи антитез: вольная природа противопоставляется опальному поэту, судьба которого теперь всецело зависит от решения властей, а холодные тучи – пылким чувствам страдающего человека.
На литературной основе лирики М.Ю.Лермонтова писал романсы и А.Л.Гурилев (1803 – 1858). Среди его опусов – музыкальное сопровождение к стихотворению «И скучно, и грустно…» (1840), которое исполнил Алексей Неклюдов.
Это – одно из поздних, «зрелых» произведений поэта, написанное за год до его смерти. Герой задумывается о смысле жизни («…И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг – Такая пустая и глупая шутка…»), об одиночестве («…и некому руку подать/ В минуту душевной невзгоды…»), и мысли эти доводят его до отчаяния, превращающегося, однако, в рациональный вывод и полное равнодушие.
М.А.Балакирев (1837 – 1910) – основатель «Могучей кучки» также создавал камерные произведения на основе богатого творческого наследия поэта. В первом отделении концерта «Ангел, Демон и другие…» прозвучало три романса этого композитора.
Легкие нотки восточного колорита наполняют романс «Песнь Селима» (отрывок из поэмы «Измаил-Бей», 1832), исполненный Анджеем Белецким. Такие грустные, печальные вокальные номера ориентальные девушки исполняли, провожая своих любимых на поле боя. Произведение начинается и заканчивается одной и той же фразой: «Месяц плывет И тих и спокоен; А юноша-воин/ На битву идет…»). Устами юной девы, которая говорит с ним, воспеваются такие личностные качества, как смелость, вера и любовь.
Прекрасная русская природа воспевается в романсе по стихотворению «Когда волнуется желтеющая нива», который спела Анастасия Бибичева. Красочный пейзаж успокаивает душу героя, как только он оказывается в одиночестве среди «…желтеющей нивы…, …малиновой сливы…, зеленого листка…, …росы душистой…, ландыша серебристого… и …студеного ключа…». В этот желанный миг «…смиряется в душе моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, - И счастье я могу постигнуть на земле…».
Элегантный опус «Слышу ли голос твой…» в исполнении Алексея Неклюдова похож на маленький экспромт поэта, записанный в альбом юной барышни («…И как-то весело, И хочется плакать, И так на шею бы/ Тебе я кинулся»).
Еще один композитор «Могучей кучки», не раз обращавшийся к лирике М.Ю.Лермонтова – Н.А.Римский-Корсаков (1844 – 1908). В программе концерта прозвучал романс «Как небеса, твой взор блистает…» в исполнении Валерии Пфистер.
Любовь и ее роль в жизни человека – вот о чем задумывается герой этого произведения («…Но жизнью бранной и мятежной Не тешусь я с тех пор, Как услыхал твой голос нежный И встретил милый взор»).
Иностранные музыканты также проявляли интерес к творчеству ярчайшего представителя «золотого века» русской поэзии. Среди них – испано-французская певица, педагог и композитор Полина Виардо-Гарсиа (1821 – 1910). В первом отделении концерта «Ангел, Демон и другие…» прозвучал романс «Ветка Палестины», который спела Марина Карпеченко.
Романтическая героиня этого стихотворения – ветка, путешествующая по миру («Скажи мне, ветка Палестины: Где ты росла, где ты цвела?...»), созревшая на землях Ближнего Востока (Палестина, Иордан, Ливан).
А.Г.Рубинштейн (1829 – 1894) – композитор, создавший одно из самых известных музыкальных произведений позапрошлого века на основе лирики М.Ю.Лермонтова. Речь идет о лирико-драматической опере «Демон», написанной по одноименной поэме. В программе вечера были представлены два фрагмента, раскрывающих образы главных персонажа.
Романс «На воздушном океане» исполнил Анджей Белецкий. «Печальный Демон» предстает здесь величественным, словно отрешенным от всех земных проблем («…Час разлуки, час свиданья я/ Им ни радость, ни печаль…/ Будь к земному без участья/ И беспечна, как они!»). Вальяжное спокойствие героя оказывает магнетическое воздействие на героиню, готовящуюся к свадьбе.
Княжна Тамара после встречи с Демоном потеряла покой. Романс «Ночь тепла, ночь тиха» спела Эльвира Хохлова. Таинственный незнакомец словно околдовал девушку, и даже в священных кельях монастыря ее душа не может отдохнуть и расслабиться («…Не могу я уснуть,/ Неотвязной мечтой занята…»).
В своем творчестве А.Г.Рубинштейн не раз обращался к поэзии М.Ю.Лермонтова. Первое отделение концерта завершил его романс «Желание» в исполнении Анджея Белецкого.
Стихотворение буквально пропитано стремлением героя к свободе («…Зачем не могу в небесах я парить И одну лишь свободу любить?...»).
Вторая половина вечера была связана с творчеством композиторов ХХ века, заставивших звучать знакомые лирические и драматические произведения великого поэта по-новому.
Романс «У врат обители святой…», написанный Н.К.Метнером (1880 – 1951) по стихотворению «Нищий», спел Анджей Белецкий. Лживость людей и несовершенство окружающего мира – вот что волнует стороннего наблюдателя, от лица которого ведется рассказ. Небольшая зарисовка («…Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку,/ И кто-то камень положил/ В его протянутую руку…») наглядно иллюстрирует стремительно нарастающее разочарование, переходящее в отчаяние («…Так чувства лучшие мои/ Обмануты навек тобою!»).
На стихи М.Ю.Лермонтова писал музыку и Д.Д.Шостакович (1906 – 1975). Балладу «Над морем красавица-дева сидит…» исполнила Валерия Пфистер. Сюжет этого опуса развивается в лучших традициях оперной драматургии: герой дважды бросается в пучину морскую, а коварная возлюбленная посылает его на верную смерть. С разбушевавшейся стихией шутки плохи!
Известный композитор, педагог и музыкальный критик Н.Я.Мясковский (1881 – 1950), имя которого носит один из концертных залов Московской консерватории, также создавал камерные произведения на основе лирики Лермонтова. Романс «Выхожу один я на дорогу…» во втором отделении концерта «Ангел, Демон и другие…» спела Марина Карпеченко.
Характер музыки здесь совсем не такой, как в опусе П.П.Булахова. Если в первом случае имело место ощущение светлой грусти, то в мелодии ХХ столетия ощущается куда более тяжелое настроение, практически депрессивное.
Г.В.Свиридов (1915 – 1998) создал немало произведений на основе творческого наследия поэта. Гости «Новой Оперы» 23 октября 2014 года услышали романс «Горные вершины» (авторский перевод одного из стихотворений И.В.Гете), который исполнила Валерия Пфистер.
В программе концерта «Ангел, Демон и другие…» прозвучало два произведения В.Я.Шебалина (1902 – 1963). Марина Карпеченко спела опус «Поцелуями прежде считал…». Написанное в 1832 году, это стихотворение относится к раннему этапу творчества М.Ю.Лермонтова. Тем не менее, характер его похож на то, что было написано в более поздний период («…И я счет своих лет потерял/ И крылья забвенья ловлю:/ Как я сердце унесть бы им дал!/ Как бы вечность им бросил мою!»). При соприкосновении с этим текстом возникает ощущение физической и моральной зрелости, возможно, даже старости автора, который уже подводит итоги своей жизни. А, между тем, тогда ему было всего 18 лет!
Далее прозвучал романс «Слышу ли голос твой…» в исполнении Эльвиры Хохловой. И вновь перед нами – совершенно иная история, чем та, что была рассказана в первом отделении. Музыкальное сопровождение, авторская стилистика и тембр голоса влияют на зрительское восприятие гораздо сильнее, чем текстово-смысловое содержание.
Тоже самое можно сказать и об «Ангеле» С.М.Слонимского (р.1932), который спела Валерия Пфистер. В ХХ веке настроение композиторов было куда менее светлым и позитивным, чем за сто лет до этого. Как результат – абсолютно разная интерпретация композиторами одного произведения.
Кому не известен вальс А.И.Хачатуряна (1903 – 1978) из драмы «Маскарад» в постановке театра имени Е.Вахтангова? Это едва ли не самый популярный фрагмент музыкального сопровождения к спектаклю. А во втором отделении концерта «Ангел, Демон и другие» прозвучал романс Нины из этой же партитуры в исполнении Анастасии Бибичевой. Небольшой монолог, подслушанный ревнивым Арбениным и неверно им истолкованный, становится фатальным для героини.
К теме «Маскарада» обращались многие композиторы ХХ века. Следующим номером вечера стал «Монолог Арбенина» («Ночь, проведенная без сна»), написанный С.В.Рахманиновым (1873 – 1943), который спел Анджей Белецкий.
Это произведение создано музыкантом во время обучения в рамках цикла «Три монолога для голоса и фортепиано».
Не менее подробно знакомы советские и российские школьники с романом М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». В середине 1960-х годов в московском театре «На Таганке» был поставлен одноименный спектакль, музыку к которому написал М.Л.Таривердиев (1931 – 1996). В финале концерта «Ангел, Демон и другие…» фрагмент этой партитуры – «Силуэт» - исполнила Анастасия Бибичева.
Три часа – совсем небольшой отрезок времени, в который, увы, невозможно вместить все вокально-инструментальные произведения, созданные по произведениям великого русского поэта. Прожив совсем недолгую жизнь, М.Ю.Лермонтов создал немало ярких, запоминающихся опусов, относящихся ко всем родам литературы.
Образы молодого автора, в музыкальной «огранке» засияли еще сильнее. А в исполнении оперных певцов они приобрели дополнительный благородный оттенок, который обязательно оставит свой след в сердцах как меломанов, так и литературных гурманов.
После концерта сразу захотелось перечитать давно полюбившиеся стихотворения и поэмы М.Ю.Лермонтова, а также роман «Герой нашего времени» и драму «Маскарад».
Ольга Пурчинская