16 октября 2014 года был дан старт уникальному событию – музыкальному фестивалю Василия Ладюка «ОПЕРА&Live», призванному стать творческой лабораторией для отечественной оперной молодежи, широко востребованной на ведущих подмостках и концертных площадках России и стран Ближнего и Дальнего Зарубежья.
Художественный руководитель фестиваля – Василий Ладюк, один из самых лучших лирических баритонов настоящего времени. Каждый его выход на сцену, будь то песня, ария или романс в программе концерта классической, симфонической, камерной или современной популярной музыки, или партия в оперном спектакле, превращается в яркое, запоминающееся событие. Высочайшая степень владения мастерством вокалиста и драматического артиста позволяет певцу четко рассказать историю со всеми традиционными перипетиями (завязка, конфликт, кульминация, развязка), основываясь на музыкальном материале любого объема и содержания.
В программе фестиваля – концерты симфонической и камерной музыки, жемчужины мировой оперной классики, входящей в репертуар солистов, артистов хора и оркестров. Среди партнеров Василия Ладюка – молодые вокалисты и музыканты, которых знает и любит публика в России и за рубежом, в том числе Хибла Герзмава (сопрано), Анна Аглатова (сопрано), Сергей Неклюдов (тенор), Георгий Фараджев (тенор), Евгений Ставинский (бас) и многие другие.
Итак, фестиваль «ОПЕРА&Live» открылся 16 октября 2014 года на сцене московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова комической оперой Дж.Россини (1792 – 1868) «Севильский цирюльник» («Il Barbiere di Siviglia», 1816). Либретто Чезаре Стербини основано на одноименной комедии П.О.К.де Бомарше (1732 – 1799).
Премьера постановки британского режиссера Элайджи Мошински состоялась 31 октября 2008 года. Музыкальный руководитель и дирижер – Народный артист СССР Эри Клас. Сценограф и художник по костюмам – Энн Тилби (Великобритания).
16 октября 2014 года. 19 часов 12 минут. Заслуженный артист России, Заслуженный артист Республики Абхазия маэстро Феликс Коробов взмахом дирижерской палочки погружает публику в волшебный мир музыки Дж.Россини. Увертюра яркая, насыщенная, стремительная. Она представляет собой прелюдию того действия, которое будет развиваться в течение следующих 2 с половиной часов. Легкие, словно ажурные мелодии здесь сменяются энергичными, эмоциональными ритмами, страсти в которых накаляются до предела за какую-нибудь неуловимую долю секунды.
Занавес открывается – и на сцене тут же возникает жилой квартал города. На дворе – темное время суток. Все окрашено в различные оттенки розового, сиреневого и лилового цветов. Загадочна и прекрасна южная ночь! И колористическое решение сценографии как нельзя лучше это отражает. Казалось бы, все должны спать в такой момент. Как бы не так! На площади появляется группа молодых людей с музыкальными инструментами в руках. Среди них – юный граф Альмавива (лауреат Международного конкурса Сергей Романовский, тенор), который собирается спеть серенаду прекрасной возлюбленной, живущей в ближайшем доме. Цели своей молодой человек не достиг – слова так и не достигли ушей «адресата». И с музыкантами небольшой конфликт вышел. Разнять их удалось только Фиорелло (Александр Попов, баритон), слуге аристократа.
Внезапно Альмавиву спугивает доносящееся издалека пение. Приближается Фигаро (лауреат Международных конкурсов Василий Ладюк, баритон) – местный цирюльник, парикмахер, брадобрей, дантист (и прочее, прочее, прочее). В общем, мастер на все руки, человек, могущий все и даже больше. Именно ему предстоит помочь графу найти верный путь к завоеванию расположения его возлюбленной.
Девушка, так сильно взволновавшая юного аристократа – красавица Розина (лауреат Международного конкурса Анна Аглатова, сопрано), воспитанница известного в городе доктора Бартоло (лауреат Международного конкурса Евгений Ставинский, бас), имеющего свои планы насчет подопечной. Не слишком богатый и не очень молодой, он позарился на ее наследство, которым хочет завладеть путем женитьбы. Врач крайне ревнив, и в каждом поступке Розины видит какой-то подвох. Упавшая записка, пропавший листок бумаги (которым он ведет учет), заточенное перо, а также палец, испачканный в чернилах – все это вызывает у опекуна предчувствие, что его постоянно обманывают.
Мнительность и излишняя подозрительность взялись у доктора Бартоло неспроста: их неустанно подогревает дон Базилио (Заслуженный артист России Владимир Кудашев, бас), учитель пения и, помимо основной деятельности – плут, мошенник и сплетник, от которого крайне трудно утаить даже самую незначительную мелочь. И именно из таких нюансов коварный тип раздувает невероятные истории, способные наталкивать на навязчивые идеи человека, желающего жениться на девушке, годящейся, как минимум, в дочери.
Мечтая завоевать сердце красавицы Розины, граф Альмавива обращается за помощью к Фигаро, который, получив солидное вознаграждение и почувствовав в карманах приятную тяжесть от попавших туда денежных средств, разрабатывает план действий. В письме пылкий влюбленный представляется как Линдоро. Социальный статус тоже меняется – на время он становится бедным студентом. Передать послание прекрасной Музе должен цирюльник, ему же предстоит получить ответ. Ведь это – единственный человек, чьи визиты не вызовут особо серьезных подозрений у ревнивого опекуна.
Для того, чтобы проникнуть в дом своей возлюбленной, граф-Линдоро должен переодеться. В качестве маскарадного костюма он использует форму солдата. Предлагаемое обстоятельство – визит молодого офицера в состоянии опьянения с просьбой о ночлеге. Но Бартоло, ставший свидетелем нескольких визитов Фигаро за один день, начал кое-что подозревать. Даже работа не может отвлечь врача от невеселых мыслей, и он устраивает Розине скандал прямо в своей приемной. Больными в это время занимается служанка Берта (Заслуженная артистка Удмуртии Александра Саульская-Шулятьева, меццо-сопрано). Вскоре туда врывается надежно замаскированный Альмавива. Попытка передать в поднявшейся суматохе записку Музе терпит крах. Назревает грандиозный скандал. Поднявшийся шум привлекает внимание проходящей мимо полиции. Возбудитель общественного спокойствия должен быть арестован! Но у молодого аристократа имеется свидетельство, доказывающее его происхождение. Все расходятся несолоно хлебавши.
Но граф не оставляет попыток добраться до Розины. Впереди – новый этап маскарада. Теперь он является в дом доктора Бартоло, переодетый… учителем пения! Назвавшись учеником дона Базилио (который, по легенде, заболел), молодой человек идет на хитрость и получает возможность беспрепятственно пообщаться с любимой, пусть даже и на глазах у ее опекуна. Внезапное появление «учителя» вновь перемешивает все карты незадачливому аристократу.
А Фигаро в это время тоже не дремлет: заговаривает зубы тирану-самодуру Бартоло и похищает ключ от его балкона для того, чтобы ночью похитить Розину. Об этом она узнает от «Линдоро» в тот краткий миг, на который влюбленные оказались в комнате вдвоем. Однако обрывки разговора молодых людей слышит Бартоло, понявший, что его вновь обманули.
Что же делать? Ведь теперь опекун, желающий получить хорошее наследство, да еще и юную жену в придачу, не откажется так просто от «легких денег»! Да и в дураках остаться вряд ли захочет! А это значит, что бороться он будет до последнего момента!
Кто же победит в этой вечной схватке молодости и старости, хитрости и глупости, злости и обаяния, предприимчивости и самодурства? В чью пользу завершится конфликт в этой блистательной комедии эпохи классицизма? Кстати, знаменитому правилу трех единств автор здесь не изменил: события разворачиваются в течение одного дня (единство времени), в доме доктора Бартоло и его окрестностях (единство места), а главная сюжетная линия – любовь двух юных героев (единство действия). Чьи силы, харизма и энергетика одержат верх – молодого обаятельного цирюльника или не слишком юного уже доктора, ведь мотивы-то у них, по сути, одинаковы – получение коммерческой выгоды. Только деловой подход разный. И, как оказывается, конечный результат – тоже.
Яркий, эмоциональный, стремительный спектакль, каждая сцена которого предельно насыщена событиями, очень напоминает вечеринку, где есть все – и беззаботное веселье, и красочные костюмы, и блистательный лидер, и слегка дурманящие нотки шампанского, и легкая интрига, которая обязательно раскроется в конце вечера, когда все участники карнавала снимут свои маски. Каждый участник действа – солисты, артисты хора и симфонического оркестра театра «Новая Опера» - внес свою лепту в это музыкально-драматическое чудо, наполняющее все существо зрителя радостью, теплом и светом, так нужным в непростые времена. Эмоции и внутренние переживания героев эффектно оттеняют глубокие, низкие звуки клавесина (солистка - дипломант Международных конкурсов Татьяна Сотникова).
Граф Альмавива – лирический герой, пылкий юноша, страстно влюбленный в прекрасную Розину. Чувства свои он изливает в каватине «Ecco ridente in cielo» («Скоро восток золотою ярко заблещет зарей…»). Нежная, элегантная серенада щедро украшена колоратурами. Искрящийся, многогранный тенор Сергея Романовского яркими красками «рисует» портрет влюбленного аристократа, всецело поглощенного сильным чувством. Чарующие звуки такого голоса рисуют воображаемый образ трубадура, ваганта или менестреля, путешествующего по миру с лютней и слагающему свои прекрасные песни.
Когда желаешь во что бы то ни стало завладеть сердцем своей Музы, одними пламенными признаниями дело ограничиться не может, необходимо еще и предпринимать решительные меры. Например, проникнуть в дом, где ее держат против воли, изменив свою внешность до неузнаваемости. Нашему герою это удается 3 раза – в образах офицера навеселе и «набожного» учителя пения, а также бедного студента Линдоро, который покорил красавицу.
«Театр одного актера» графа мог быть разоблачен, если бы не великая сила волшебных бумажек, спрятанных в его карманах. Сперва они помогли прибегнуть к услугам подходящего «специалиста», затем – выйти победителем из довольно щекотливой ситуации.
Юная красавица Розина (Анна Аглатова) с самого начала произведения оказывается в западне, поскольку вынуждена жить в доме своего опекуна, имеющего на нее свои корыстные, далеко идущие планы. И вдруг появляется он – таинственный сладкоголосый юноша, поющий ей в ночи такую красивую серенаду.
Сидя в одиночестве в своей спальне, героиня впервые признается сама себе в чувстве, которое испытывает к незнакомцу, назвавшемуся именем Линдоро. В арии «Una voce poco fa» («В полуночной тишине») девушка мечтает о светлом будущем, в котором видит себя очень хорошей женой. Но только с небольшой «оговоркой» - муж не должен ей перечить. Категорически! Иначе нежный цветок, светлый ангел может превратиться в настоящую фурию или мегеру. А с такими созданиями лучше дело не иметь!
Роскошное сопрано Анны Аглатовой, глубокое, выразительное, знойное, подобно магической южной ночи. Виртуозное вокальное мастерство, наиболее ярко проявляющееся при исполнении сложнейших колоратурных пассажей в сочетании с сильным темпераментом и драматическим талантом создают потрясающий эффект!
Главная причина всех бед Розины – доктор Бартоло, ее опекун. Немолодой, неприятный, небогатый человек желает поправить свое материальное положение. Как это сделать? Жениться на своей юной воспитаннице, обладающей внушительным наследством.
Образ, созданный Евгением Ставинским, не вызвал тех негативных эмоций, которые обычно связаны с этим персонажем. Зрителей ожидал сюрприз - вместо старого, полного, лысого субъекта на сцене появился стройный, подтянутый, элегантный человек, одетый по последнему писку моды. При этом он не лишен излишней подозрительности и терзается постоянными уколами ревности.
Выдающиеся вокальные и актерские данные, а также владение сценическим движением помогли певцу максимально естественно передать всю сложную гамму чувств, обуревающих доктора Бартоло, в том числе такое качество его личности, как стремление сражаться до победного конца.
Такая необычная трактовка помогла артисту создать блестящий образ, и каждый выход на сцену его персонажа неизменно вызывает у зрителей новую порцию смеха и хорошего настроения.
В мировой оперной литературе существуют такие герои, появления которых на сцене публика ждет, едва прозвучали первые аккорды увертюры. К таким относится, например, дон Базилио, учитель пения Розины. В исполнении Владимира Кудашева это – коварный искуситель, человек с невероятной энергетикой, обаятельной улыбкой и совершенно особым блеском в глазах, оказывающим чуть ли не гипнотическое воздействие на всех окружающих.
Интересна мизансцена, которая выстраивается во время арии «La calunnia e un venticello…» («Клевета вначале сладко ветерочком чуть порхает…»), где музыкант рассказывает доктору Бартоло о том магическом эффекте, который может оказать небольшое количество невинной лжи, распространяющейся со скоростью тайфуна. Базилио нашептывает интересные сведения своему приятелю на ухо, и некоторая интимность этой беседы напоминает пародийные номера в комических шоу, изображающих прием у психотерапевта, вкрадчиво вопрошающего клиента: «Вы хотите об этом поговорить?»
Как известно, маленьких ролей не бывает. Любой персонаж оперного спектакля представляет собой интересную личность, вкладывающую свою важную лепту в стремительное развитие сюжета. Такими являются слуга графа Альмавивы Фиорелло (Александр Попов) – активный участник событий, помогающий (или, скорее, мешающий) своему господину достичь поставленной цели, и Берта (Александра Саульская-Шулятьева), служанка доктора Бартоло, имеющая свою маленькую тайну.
Главная жемчужина спектакля «Севильский цирюльник» - это, безусловно, титульный персонаж – Фигаро. Особенно в исполнении такого мастера, как Василий Ладюк. Щеголь, одетый по последнему писку моды, элегантный, лощеный, этот герой всегда готов прийти на помощь. Но с одной маленькой оговоркой – любой труд должен быть вознагражден. Настоящий профессионал своего дела, он успевает не только выполнять свои непосредственные обязанности, но и оказывать небольшие услуги, далекие от ухода за лицом – например, передать записку или выкрасть ключ от дома.
Виртуозное владение мастерством вокалиста, драматического артиста и сценическим движением, в частности, фехтованием, подтверждают, что перед нами – один из лучших деятелей современного оперного искусства. В образе, созданном Василием Ладюком, причудливо сочетаются уверенность в своих силах и услужливость, исполнительность и благородство. Глубокий внутренний аристократизм, свойственный этому артисту, не покидает певца даже в образе хитрого мастера на все руки.
Бархатный, глубокий голос заставляет отключиться от окружающей действительности и полностью погрузиться в волшебный мир Оперы и всех ее неотъемлемых составляющих – Музыки, Драматургии, Поэзии, Совершенства и Красоты.
Осень интересны ансамблевые сцены в спектакле. Оркестровое сопровождение создает эффект нарастающего напряжения, все накаляющихся страстей. В итоге кого-нибудь это доведет до белого каления, что может привести к непредсказуемым последствиям!
Как вы думаете, какова главная сюжетная линия комедии и оперы-буффа «Севильский цирюльник»? Наверное, любовь? Для лирических героев, безусловно – да! Но ведь есть кое-что, без чего их счастье не было бы возможно в принципе. И это – деньги. От одного препятствия откупиться, другому ручку позолотить, с помощниками расплатиться – и только тогда все будут довольны. Не всегда верх одерживают чувства человеческие, пройдохе, без которого влюбленным зачастую не обойтись, куда важнее ощутить приятную тяжесть в кармане.
Ольга Пурчинская
Следующие мероприятия в рамках фестиваля «ОПЕРА&Live»:
30 октября, Камерный зал Московского Международного Дома музыки – Василий Ладюк (баритон), Татьяна Сотникова (фортепиано): романсы Н.Римского-Корсакова и Н.Метнера;
18 ноября, Камерный зал Московского Международного Дома музыки - Gershwin & Co;
29 ноября, Светлановский зал Московского Международного Дома музыки – «Памяти Учителя». Концерт к 80-летию со дня рождения В.С.Попова;
6 декабря, Концертный зал имени П.И.Чайковского – закрытие фестиваля. Гала-концерт. Василий Ладюк (баритон), Хибла Герзмава (сопрано). В программе – произведения Россини, Беллини, Чеснокова, Рахманинова, Чайковского
Художественный руководитель фестиваля – Василий Ладюк, один из самых лучших лирических баритонов настоящего времени. Каждый его выход на сцену, будь то песня, ария или романс в программе концерта классической, симфонической, камерной или современной популярной музыки, или партия в оперном спектакле, превращается в яркое, запоминающееся событие. Высочайшая степень владения мастерством вокалиста и драматического артиста позволяет певцу четко рассказать историю со всеми традиционными перипетиями (завязка, конфликт, кульминация, развязка), основываясь на музыкальном материале любого объема и содержания.
В программе фестиваля – концерты симфонической и камерной музыки, жемчужины мировой оперной классики, входящей в репертуар солистов, артистов хора и оркестров. Среди партнеров Василия Ладюка – молодые вокалисты и музыканты, которых знает и любит публика в России и за рубежом, в том числе Хибла Герзмава (сопрано), Анна Аглатова (сопрано), Сергей Неклюдов (тенор), Георгий Фараджев (тенор), Евгений Ставинский (бас) и многие другие.
Итак, фестиваль «ОПЕРА&Live» открылся 16 октября 2014 года на сцене московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова комической оперой Дж.Россини (1792 – 1868) «Севильский цирюльник» («Il Barbiere di Siviglia», 1816). Либретто Чезаре Стербини основано на одноименной комедии П.О.К.де Бомарше (1732 – 1799).
Премьера постановки британского режиссера Элайджи Мошински состоялась 31 октября 2008 года. Музыкальный руководитель и дирижер – Народный артист СССР Эри Клас. Сценограф и художник по костюмам – Энн Тилби (Великобритания).
16 октября 2014 года. 19 часов 12 минут. Заслуженный артист России, Заслуженный артист Республики Абхазия маэстро Феликс Коробов взмахом дирижерской палочки погружает публику в волшебный мир музыки Дж.Россини. Увертюра яркая, насыщенная, стремительная. Она представляет собой прелюдию того действия, которое будет развиваться в течение следующих 2 с половиной часов. Легкие, словно ажурные мелодии здесь сменяются энергичными, эмоциональными ритмами, страсти в которых накаляются до предела за какую-нибудь неуловимую долю секунды.
Занавес открывается – и на сцене тут же возникает жилой квартал города. На дворе – темное время суток. Все окрашено в различные оттенки розового, сиреневого и лилового цветов. Загадочна и прекрасна южная ночь! И колористическое решение сценографии как нельзя лучше это отражает. Казалось бы, все должны спать в такой момент. Как бы не так! На площади появляется группа молодых людей с музыкальными инструментами в руках. Среди них – юный граф Альмавива (лауреат Международного конкурса Сергей Романовский, тенор), который собирается спеть серенаду прекрасной возлюбленной, живущей в ближайшем доме. Цели своей молодой человек не достиг – слова так и не достигли ушей «адресата». И с музыкантами небольшой конфликт вышел. Разнять их удалось только Фиорелло (Александр Попов, баритон), слуге аристократа.
Внезапно Альмавиву спугивает доносящееся издалека пение. Приближается Фигаро (лауреат Международных конкурсов Василий Ладюк, баритон) – местный цирюльник, парикмахер, брадобрей, дантист (и прочее, прочее, прочее). В общем, мастер на все руки, человек, могущий все и даже больше. Именно ему предстоит помочь графу найти верный путь к завоеванию расположения его возлюбленной.
Девушка, так сильно взволновавшая юного аристократа – красавица Розина (лауреат Международного конкурса Анна Аглатова, сопрано), воспитанница известного в городе доктора Бартоло (лауреат Международного конкурса Евгений Ставинский, бас), имеющего свои планы насчет подопечной. Не слишком богатый и не очень молодой, он позарился на ее наследство, которым хочет завладеть путем женитьбы. Врач крайне ревнив, и в каждом поступке Розины видит какой-то подвох. Упавшая записка, пропавший листок бумаги (которым он ведет учет), заточенное перо, а также палец, испачканный в чернилах – все это вызывает у опекуна предчувствие, что его постоянно обманывают.
Мнительность и излишняя подозрительность взялись у доктора Бартоло неспроста: их неустанно подогревает дон Базилио (Заслуженный артист России Владимир Кудашев, бас), учитель пения и, помимо основной деятельности – плут, мошенник и сплетник, от которого крайне трудно утаить даже самую незначительную мелочь. И именно из таких нюансов коварный тип раздувает невероятные истории, способные наталкивать на навязчивые идеи человека, желающего жениться на девушке, годящейся, как минимум, в дочери.
Мечтая завоевать сердце красавицы Розины, граф Альмавива обращается за помощью к Фигаро, который, получив солидное вознаграждение и почувствовав в карманах приятную тяжесть от попавших туда денежных средств, разрабатывает план действий. В письме пылкий влюбленный представляется как Линдоро. Социальный статус тоже меняется – на время он становится бедным студентом. Передать послание прекрасной Музе должен цирюльник, ему же предстоит получить ответ. Ведь это – единственный человек, чьи визиты не вызовут особо серьезных подозрений у ревнивого опекуна.
Для того, чтобы проникнуть в дом своей возлюбленной, граф-Линдоро должен переодеться. В качестве маскарадного костюма он использует форму солдата. Предлагаемое обстоятельство – визит молодого офицера в состоянии опьянения с просьбой о ночлеге. Но Бартоло, ставший свидетелем нескольких визитов Фигаро за один день, начал кое-что подозревать. Даже работа не может отвлечь врача от невеселых мыслей, и он устраивает Розине скандал прямо в своей приемной. Больными в это время занимается служанка Берта (Заслуженная артистка Удмуртии Александра Саульская-Шулятьева, меццо-сопрано). Вскоре туда врывается надежно замаскированный Альмавива. Попытка передать в поднявшейся суматохе записку Музе терпит крах. Назревает грандиозный скандал. Поднявшийся шум привлекает внимание проходящей мимо полиции. Возбудитель общественного спокойствия должен быть арестован! Но у молодого аристократа имеется свидетельство, доказывающее его происхождение. Все расходятся несолоно хлебавши.
Но граф не оставляет попыток добраться до Розины. Впереди – новый этап маскарада. Теперь он является в дом доктора Бартоло, переодетый… учителем пения! Назвавшись учеником дона Базилио (который, по легенде, заболел), молодой человек идет на хитрость и получает возможность беспрепятственно пообщаться с любимой, пусть даже и на глазах у ее опекуна. Внезапное появление «учителя» вновь перемешивает все карты незадачливому аристократу.
А Фигаро в это время тоже не дремлет: заговаривает зубы тирану-самодуру Бартоло и похищает ключ от его балкона для того, чтобы ночью похитить Розину. Об этом она узнает от «Линдоро» в тот краткий миг, на который влюбленные оказались в комнате вдвоем. Однако обрывки разговора молодых людей слышит Бартоло, понявший, что его вновь обманули.
Что же делать? Ведь теперь опекун, желающий получить хорошее наследство, да еще и юную жену в придачу, не откажется так просто от «легких денег»! Да и в дураках остаться вряд ли захочет! А это значит, что бороться он будет до последнего момента!
Кто же победит в этой вечной схватке молодости и старости, хитрости и глупости, злости и обаяния, предприимчивости и самодурства? В чью пользу завершится конфликт в этой блистательной комедии эпохи классицизма? Кстати, знаменитому правилу трех единств автор здесь не изменил: события разворачиваются в течение одного дня (единство времени), в доме доктора Бартоло и его окрестностях (единство места), а главная сюжетная линия – любовь двух юных героев (единство действия). Чьи силы, харизма и энергетика одержат верх – молодого обаятельного цирюльника или не слишком юного уже доктора, ведь мотивы-то у них, по сути, одинаковы – получение коммерческой выгоды. Только деловой подход разный. И, как оказывается, конечный результат – тоже.
Яркий, эмоциональный, стремительный спектакль, каждая сцена которого предельно насыщена событиями, очень напоминает вечеринку, где есть все – и беззаботное веселье, и красочные костюмы, и блистательный лидер, и слегка дурманящие нотки шампанского, и легкая интрига, которая обязательно раскроется в конце вечера, когда все участники карнавала снимут свои маски. Каждый участник действа – солисты, артисты хора и симфонического оркестра театра «Новая Опера» - внес свою лепту в это музыкально-драматическое чудо, наполняющее все существо зрителя радостью, теплом и светом, так нужным в непростые времена. Эмоции и внутренние переживания героев эффектно оттеняют глубокие, низкие звуки клавесина (солистка - дипломант Международных конкурсов Татьяна Сотникова).
Граф Альмавива – лирический герой, пылкий юноша, страстно влюбленный в прекрасную Розину. Чувства свои он изливает в каватине «Ecco ridente in cielo» («Скоро восток золотою ярко заблещет зарей…»). Нежная, элегантная серенада щедро украшена колоратурами. Искрящийся, многогранный тенор Сергея Романовского яркими красками «рисует» портрет влюбленного аристократа, всецело поглощенного сильным чувством. Чарующие звуки такого голоса рисуют воображаемый образ трубадура, ваганта или менестреля, путешествующего по миру с лютней и слагающему свои прекрасные песни.
Когда желаешь во что бы то ни стало завладеть сердцем своей Музы, одними пламенными признаниями дело ограничиться не может, необходимо еще и предпринимать решительные меры. Например, проникнуть в дом, где ее держат против воли, изменив свою внешность до неузнаваемости. Нашему герою это удается 3 раза – в образах офицера навеселе и «набожного» учителя пения, а также бедного студента Линдоро, который покорил красавицу.
«Театр одного актера» графа мог быть разоблачен, если бы не великая сила волшебных бумажек, спрятанных в его карманах. Сперва они помогли прибегнуть к услугам подходящего «специалиста», затем – выйти победителем из довольно щекотливой ситуации.
Юная красавица Розина (Анна Аглатова) с самого начала произведения оказывается в западне, поскольку вынуждена жить в доме своего опекуна, имеющего на нее свои корыстные, далеко идущие планы. И вдруг появляется он – таинственный сладкоголосый юноша, поющий ей в ночи такую красивую серенаду.
Сидя в одиночестве в своей спальне, героиня впервые признается сама себе в чувстве, которое испытывает к незнакомцу, назвавшемуся именем Линдоро. В арии «Una voce poco fa» («В полуночной тишине») девушка мечтает о светлом будущем, в котором видит себя очень хорошей женой. Но только с небольшой «оговоркой» - муж не должен ей перечить. Категорически! Иначе нежный цветок, светлый ангел может превратиться в настоящую фурию или мегеру. А с такими созданиями лучше дело не иметь!
Роскошное сопрано Анны Аглатовой, глубокое, выразительное, знойное, подобно магической южной ночи. Виртуозное вокальное мастерство, наиболее ярко проявляющееся при исполнении сложнейших колоратурных пассажей в сочетании с сильным темпераментом и драматическим талантом создают потрясающий эффект!
Главная причина всех бед Розины – доктор Бартоло, ее опекун. Немолодой, неприятный, небогатый человек желает поправить свое материальное положение. Как это сделать? Жениться на своей юной воспитаннице, обладающей внушительным наследством.
Образ, созданный Евгением Ставинским, не вызвал тех негативных эмоций, которые обычно связаны с этим персонажем. Зрителей ожидал сюрприз - вместо старого, полного, лысого субъекта на сцене появился стройный, подтянутый, элегантный человек, одетый по последнему писку моды. При этом он не лишен излишней подозрительности и терзается постоянными уколами ревности.
Выдающиеся вокальные и актерские данные, а также владение сценическим движением помогли певцу максимально естественно передать всю сложную гамму чувств, обуревающих доктора Бартоло, в том числе такое качество его личности, как стремление сражаться до победного конца.
Такая необычная трактовка помогла артисту создать блестящий образ, и каждый выход на сцену его персонажа неизменно вызывает у зрителей новую порцию смеха и хорошего настроения.
В мировой оперной литературе существуют такие герои, появления которых на сцене публика ждет, едва прозвучали первые аккорды увертюры. К таким относится, например, дон Базилио, учитель пения Розины. В исполнении Владимира Кудашева это – коварный искуситель, человек с невероятной энергетикой, обаятельной улыбкой и совершенно особым блеском в глазах, оказывающим чуть ли не гипнотическое воздействие на всех окружающих.
Интересна мизансцена, которая выстраивается во время арии «La calunnia e un venticello…» («Клевета вначале сладко ветерочком чуть порхает…»), где музыкант рассказывает доктору Бартоло о том магическом эффекте, который может оказать небольшое количество невинной лжи, распространяющейся со скоростью тайфуна. Базилио нашептывает интересные сведения своему приятелю на ухо, и некоторая интимность этой беседы напоминает пародийные номера в комических шоу, изображающих прием у психотерапевта, вкрадчиво вопрошающего клиента: «Вы хотите об этом поговорить?»
Как известно, маленьких ролей не бывает. Любой персонаж оперного спектакля представляет собой интересную личность, вкладывающую свою важную лепту в стремительное развитие сюжета. Такими являются слуга графа Альмавивы Фиорелло (Александр Попов) – активный участник событий, помогающий (или, скорее, мешающий) своему господину достичь поставленной цели, и Берта (Александра Саульская-Шулятьева), служанка доктора Бартоло, имеющая свою маленькую тайну.
Главная жемчужина спектакля «Севильский цирюльник» - это, безусловно, титульный персонаж – Фигаро. Особенно в исполнении такого мастера, как Василий Ладюк. Щеголь, одетый по последнему писку моды, элегантный, лощеный, этот герой всегда готов прийти на помощь. Но с одной маленькой оговоркой – любой труд должен быть вознагражден. Настоящий профессионал своего дела, он успевает не только выполнять свои непосредственные обязанности, но и оказывать небольшие услуги, далекие от ухода за лицом – например, передать записку или выкрасть ключ от дома.
Виртуозное владение мастерством вокалиста, драматического артиста и сценическим движением, в частности, фехтованием, подтверждают, что перед нами – один из лучших деятелей современного оперного искусства. В образе, созданном Василием Ладюком, причудливо сочетаются уверенность в своих силах и услужливость, исполнительность и благородство. Глубокий внутренний аристократизм, свойственный этому артисту, не покидает певца даже в образе хитрого мастера на все руки.
Бархатный, глубокий голос заставляет отключиться от окружающей действительности и полностью погрузиться в волшебный мир Оперы и всех ее неотъемлемых составляющих – Музыки, Драматургии, Поэзии, Совершенства и Красоты.
Осень интересны ансамблевые сцены в спектакле. Оркестровое сопровождение создает эффект нарастающего напряжения, все накаляющихся страстей. В итоге кого-нибудь это доведет до белого каления, что может привести к непредсказуемым последствиям!
Как вы думаете, какова главная сюжетная линия комедии и оперы-буффа «Севильский цирюльник»? Наверное, любовь? Для лирических героев, безусловно – да! Но ведь есть кое-что, без чего их счастье не было бы возможно в принципе. И это – деньги. От одного препятствия откупиться, другому ручку позолотить, с помощниками расплатиться – и только тогда все будут довольны. Не всегда верх одерживают чувства человеческие, пройдохе, без которого влюбленным зачастую не обойтись, куда важнее ощутить приятную тяжесть в кармане.
Ольга Пурчинская
Следующие мероприятия в рамках фестиваля «ОПЕРА&Live»:
30 октября, Камерный зал Московского Международного Дома музыки – Василий Ладюк (баритон), Татьяна Сотникова (фортепиано): романсы Н.Римского-Корсакова и Н.Метнера;
18 ноября, Камерный зал Московского Международного Дома музыки - Gershwin & Co;
29 ноября, Светлановский зал Московского Международного Дома музыки – «Памяти Учителя». Концерт к 80-летию со дня рождения В.С.Попова;
6 декабря, Концертный зал имени П.И.Чайковского – закрытие фестиваля. Гала-концерт. Василий Ладюк (баритон), Хибла Герзмава (сопрано). В программе – произведения Россини, Беллини, Чеснокова, Рахманинова, Чайковского