интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Тарзан запел и стал центральной фигурой "Love Story"

 
 
 

Тарзан запел и стал центральной фигурой "Love Story"

Автор: Ольга Пурчинская от 26-07-2014, 04:55, посмотрело: 2816

1914 год был богат на события, масштаб которых носит планетарный характер. Возможно, о каких-то мы позабыли, но именно тогда и вышла книга «Тарзан, приемыш обезьян» («Tarzan of the Apes») американского писателя Эдгара Райса Берроуза. За два года до этого роман печатался на страницах журналов. Главный герой – сын английского лорда, волею судеб выросший в джунглях, в стае приматов – быстро завоевал сердца читателей. Вскоре он был признан самым узнаваемым литературным персонажем в мире.

Годы шли, по всему миру создавалось множество историй о Тарзане, среди которых – 23 следующих эпизода (сиквела), написанных Берроузом, а также – бесчисленные оригинальные версии запавшей в душу поклонников истории. Помимо произведений художественной литературы, воспитанник обезьян встречается в фильмах, телевизионных программах, в комиксах и на радио.

В 2014 году первая книга об английском лорде с весьма необычной судьбой отмечает вековой юбилей. К знаменательной дате приурочена постановка мюзикла Владимира Качесова на стихи Льва Яковлева «Тарзан. Love Story», премьера которого состоялась 25 июля на сцене московского государственного музыкального театра под руководством Геннадия Чихачева.

Режиссер-постановщик (и, по совместительству, соавтор либретто вместе со Львом Яковлевым), Заслуженный деятель искусств России, Заслуженный артист России Геннадий Чихачев и художники Михаил Кукушкин (декорации) и лауреат премии Правительства России Елена Бочкова (костюмы) создали на уютной сцене настоящие джунгли с лианами, высокими деревьями, канатами и настоящими «аборигенами» - обезьянами, львами, дикарями и прочими жителями далеких земель, до сих пор так до конца и не изведанных европейцами.

Взмах волшебной палочки дирижера-постановщика, Заслуженного артиста России Владимира Янковского – и оркестр театра под руководством Геннадия Чихачева отправляет зрителей в волшебный мир человеческих чувств, спектр которых колеблется от самых высоких, благородных, одухотворенных до низменных, категорически не свойственных тем, чья жизненная позиция изначально направлена в сторону благородства, внутренней чистоты и красоты. А что может передать столь непростые взаимоотношения, от конфликта до гармонии лучше, чем музыка?

Тарзан (дипломант всероссийского конкурса Константин Скрипалев) с самого рождения обречен на необычное существование. Его родители, лорд (Вадим Поповичев) и леди (Зинаида Громоздина) Грейсток оказались на необитаемом острове, где вскоре после рождения сына погибли. Вскоре его усыновила обезьяна Кала (лауреат Международного конкурса Елена Яздовская), только что потерявшая свое дитя. Так и стал отпрыск славного рода жить среди диких приматов. В 17 лет молодой человек, не понимающий человеческую речь, замечает, что он совсем не такой, как его сородичи, что выражается как внешне, так и в манере поведения. Кроме того, юноша регулярно видит фантастические сны.

Человек – царь природы. В настоящее время в этом мало кто может усомниться. Однако в джунглях все совсем по-иному. Здесь уже есть царица – гордая львица Сабор (Заслуженная артистка России Анна Альт), которая не потерпит насмешек ни от кого. А если кто-нибудь посмеет посягнуть на ее трон, месть ее будет страшна!

С представителями стаи у героя складываются разные отношения. Среди друзей – наставник Тинтар (Станислав Якубовский), добрый учитель, желающий помочь своему юному подопечному даже в самые сложные моменты. Есть и те, чьи светлые чувства кажутся таковыми лишь на первый взгляд. Например, Теркоз (Сергей Рязанов), повадками своими напоминающий скорее шакала, чем иных обитателей джунглей.

Гибель Калы, защищающей свое приемное, но от этого не менее любимое дитя от предателей, вызывает у Тарзана неведомое доселе чувство пустоты в душе, в которой теперь может гулять только ветер. А смерть Керчака (лауреат Международного конкурса Юрий Красов), вожака стаи обезьян, делает его преемником молодого героя.

Непохожий на своих соплеменников, юноша все больше времени старается проводить один. Или в компании своего нового друга – французского лейтенанта Д’Арно (лауреат Международного конкурса Юрий Красов), который хоть и говорит на непонятном языке, но выглядит очень похоже. Этого не может не заметить даже дикарь.

Вскоре к острову подплывает корабль. Среди его пассажиров – американский профессор Портер (Олег Зимин), его дочь Джейн (Наталья Реброва), ее ухажер (а впоследствии жених) Уильям (Вадим Поповичев) и служанка Эсмеральда (Заслуженная артистка России Татьяна Петрова). С ними плывет бригада матросов под предводительством боцмана Снайпса (Евгений Башлыков). Профессорский сундук с сокровищами не дает покоя морякам, и они замышляют коварный план.

Сошедшие на сушу пассажиры вызывают у аборигенов джунглей чувства, неведомые до этого момента. Так, сердца и души Тарзана и Джейн потянулись друг к другу, даже несмотря на языковой барьер и на различие в воспитании и условиях жизни. Ничего удивительного в этом нет, ведь чувства, как известно, не имеют границ, которые мог бы провести разум. Кроме того, нечто большее, чем взаимная симпатия, соединило лейтенанта Д’Арно и служанку Эсмеральду.

Что же ждет такие разные пары? Ведь, помимо языковых и социальных барьеров, существует еще множество препятствий. Например, Уильям, молодой человек, ухаживающий за Джейн и мечтающий жениться на ней. Он – аристократ, унаследовавший титул своего дяди, покойного лорда Грейстока. Все у него хорошо, но появляется Тарзан – его двоюродный брат, который имеет в «цивилизованном мире» куда больше прав и возможностей, чем мог бы себе представить. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы эта информация дошла до адресата! Нужно срочно бежать с этого острова!

Все это – рассказ, автором которого является миссис Хадсон (Заслуженная артистка России Людмила Полянская) – знаменитый детектив, лихо распутавшая множество хитрых, запутанных дел. Она читает свой дневник ученикам, вызывая у тех множество вопросов. Позднее сыщица отправляется из уютного Лондона в далекую Африку, чтобы расставить, как ей кажется, все точки над i. Получится у нее это или нет? Об этом зрители узнают лишь в самом конце спектакля, который, благодаря лихо закрученному сюжету, поглощает все внимание от первой до последней секунды действия.

В мюзикле очень интересная хореография (балетмейстер - лауреат Международного конкурса Екатерина Фомичева). Лихие пляски дикарей и энергичные передвижения обезьян переплетаются с беззаботным весельем студентов миссис Хадсон и элегантными танцами гостей в доме семьи Портер, создавая удивительный узор, меняющийся подобно картинкам в калейдоскопе или событиям, неустанно будоражащим умы и фантазию людей, населяющих планету в наши дни.

Драматургия образов раскрывается как в течение всего спектакля, так и в каждом отдельно взятом номере. Благодаря сольным ариям мы видим готовую яростно сражаться за свою законную власть львицу Сабор и самоотверженную обезьяну Калу, намеренную до последнего мгновения охранять самое дорогое, что у нее есть. Тарзан предстает героем-романтиком, которому тяжело до изнеможения жить на земле, где он в значительной степени отличается от своих сородичей. Учитывая тот факт, что он не похож ни на человека, ни на обезьяну, можно догадаться, что «своим» он себя не почувствует нигде. Миссис Хадсон – энергичная, умная женщина, которая стала наследницей уникального метода ведения дел, ставшего широко известными благодаря ее легендарному предшественнику – Шерлоку Холмсу. Ее талант и обаяние покоряют с первого взгляда не только зрителей.

Иногда драматурги решают обратить внимание зрителей на внутренний мир героя. Для этого используется эффектный метод погружения в его мысли. Очень сильное впечатление производит терцет покойных уже Калы, лорда и леди Грейсток, которые навсегда остались в душе и сердце осиротевшего Тарзана.

Что же ждет в итоге «приемыша обезьян»? Сможет ли он жить с любимой в обществе представителей ее окружения или предпочтет дальнейшее обитание на острове, где, кроме него, нет людей и все чувства искренние, а мысли чистые и настоящие?

Ответ на эти (и многие другие!) вопросы лежит в спектакле «Тарзан. Love Story», который оставляет после себя устойчивое желание быть добрее и честнее с собой, своими родными и близкими.

Ольга Пурчинская

Ближайшие спектакли пройдут на сцене Московского государственного музыкального театра под руководством Геннадия Чихачева 27 июля, 3, 4, 9, 10 и 15 августа.

еще рецензия на этот спектакль

Категория: Театр » Музыкальный театр