интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Мюзикл-притча "Плаха": так где же Бог?

 
 
 

Мюзикл-притча "Плаха": так где же Бог?

Автор: Ольга Пурчинская от 3-10-2014, 05:07, посмотрело: 2081

В 1986 году на страницах литературно-художественного журнала «Новый мир» появился роман советского писателя и дипломата Чингиза Айтматова «Плаха», центральными сюжетными линиями которого стали причудливо переплетенные судьбы человека и волчицы.

Опус Ч.Айтматова стал литературной основой для одноименного мюзикла-притчи Александра Кулыгина на стихи Льва Яковлева. Впервые спектакль был показан в Московском государственном музыкальном театре под руководством Геннадия Чихачева 25 июля 2011 года. Режиссер-постановщик – Заслуженный деятель искусств России, Заслуженный артист России Геннадий Чихачев, дирижер-постановщик – Заслуженный артист России Владимир Янковский, художник-постановщик – Заслуженный художник России Юрий Доломанов, художник по костюмам – Елена Бочкова.

В начале спектакля четко вырисовывается контур нескольких сюжетных линий. Прежде всего, это Авдий Каллистратов (дипломант Всероссийского конкурса Константин Скрипалев) – молодой человек, студент духовной семинарии, который конфликтует со многими священнослужителями различных санов по вопросам религии, Бога и церкви. Не найдя в учении ответов на давно интересующие его вопросы, юноша покидает свой alma mater и отправляется в далекое путешествие. В дороге он знакомится с веселой компанией – Гришаном (Евгений Башлыков), Петром (Антон Фадеев), Аленой-Ленькой (Зинаида Громоздина), Женькой (Евгения Янковская) и Серым (Сергей Смирнов). Но вскоре выясняется, что все они – анашисты, которые губят свою жизнь. Как им помочь? Выкинуть косячок в окно стремительно набирающего скорость поезда? А что думают по этому поводу сами наркоманы? Оценят ли они такую заботу?

Вторая сюжетная линия связана с волчьей стаей, точнее, ее предводителями – Акбарой (Заслуженная артистка России Анна Альт) и Ташчайнаром (Григорий Захарьев). Их новорожденному сыну Волчонку (Вадим Поповичев) скоро придется понять, что есть друзья, а есть враги, что далеко не все живые существа, населяющие планету, добры. Напротив, есть такие звери, которых ни в коем случае нельзя впускать в свою жизнь. Кого же можно не бояться? Возможно, только товарищей по волчьей стае (Заслуженная артистка России Наталья Замниборщ, Наталья Горохова, Сергей Рязанов, Ирина Химина и Станислав Широков)!

Вначале эти два направления идут параллельно и, вроде бы, их пересечение априори невозможно. Здесь, однако, нелишним было бы вспомнить основы геометрии Лобачевского, доказывающей, что иногда случается заведомо невероятное. Например, человеку, смотрящему вдаль на рельсы, кажется, что параллельные прямые на расстоянии нескольких километров начинают сходиться. Также и в «Плахе» пересекаются сюжетные линии Человека и Волчицы, изначально не имеющих друг к другу отношения.

Юный Волчонок знакомится с Авдием и, вопреки опасениям бдительной Акбары, они весело проводят время за беззаботными играми. Малыш искренне удивлен тем, что ему рассказывают о людях родители, представляющие его нового друга как самого жестокого зверя на Земле.

Чего хочет Авдий? Он желает всему миру добра, хочет, чтобы люди были здоровы и счастливы, жили в гармонии с собой и окружающим миром. А для этого нужно оставить вредные привычки, прекратить войны, победить болезни и найти, наконец, своего Бога. А Небесный покровитель у каждого человека – свой, ни на кого другого не похожий. Ведь живет он в наших сердцах и душах, о чем нужно помнить всегда.

А что же волки? У них тоже есть свой Бог, который совершенно не похож на человеческого, также как отличаются друг от друга разные типы, классы, роды, семейства и виды животных. И условия жизни в лесах совсем не такие, как в городах и селах. А дружбы между людьми и зверями быть не может. Неприязнь у них взаимная.

Добро и Зло. Рано или поздно каждому из нас придется сделать свой выбор, результатом которого станет решение, на чьей стороне мы в итоге окажемся. Но прежде обязательно возникнут препятствия, символические огонь, вода и медные трубы, дающие силы, опыт, знания, жизнь без которых не возможна при любом исходе.

Светлая, чистая, искренняя душа Авдия с самого начала желала прекрасного чувства Любви. В итоге герой его познал. Воплощением стала девушка-биолог по имени Инга (Наталья Репич), лихо рассекающая необъятные просторы нашей страны на мопеде в обществе доктора Бромберг (Заслуженная артистка России Людмила Полянская) в поисках различных представителей флоры.

Впервые герои увидели друг друга при весьма драматичных обстоятельствах – молодой человек сильно пострадал при стычке с анашистами, вызванной избавлением от большой порции губительной «дури». Отправив Авдия в больницу и оставив его под бдительным присмотром строгого врача Бромберг, Инга отлучилась на некоторое время.

Длительное нахождение в палате вгоняет бывшего семинариста в тоску, и вскоре он, отпущенный своим «стражем», сбегает. Все, чего он сперва хочет – это просто вдохнуть свежего воздуха. Но, оказавшись в городе, герой вновь погружается в водоворот событий. И опять просыпается его искреннее, прекрасное желание помочь всем и каждому в отдельности. Вот почему он отправляется в компании местных предпринимателей Обера (Заслуженный работник культуры Москвы Вячеслав Амосов), Мишаша (Антон Фадеев) и Гамлета (Олег Зимин), а также Милиционера (Евгений Башлыков) на охоту, которая, к тому же, должна здорово обогатить его. Во всяком случае, такое обещание дают его спутники-загонщики.

Жизнь в лесу идет своим чередом, и уже слегка подросшему Волчонку пришла пора принять участие в первой охоте своей стаи за сайгаками. И вот здесь как раз интересы людей и животных должны сойтись в жестокой схватке. Но доставит ли ее результат удовлетворение хотя бы одной из сторон?

Авдий - добрый, искренний, честный человек, желающий помочь всем, кто в этом нуждается. И эти личностные качества роднят его с Иисусом Христом, которому в спектакле также уделено внимание. Точнее, сцене суда, который вершит владыка Понтий Пилат (лауреат Международного конкурса Юрий Красов) над царем Иудейским (Константин Скрипалев). Роскошная мантия пурпурного цвета, подчеркивающая силу античного представителя Власти, контрастирует с простым льняным одеянием подсудимого столь же ярко, как глубокий, насыщенный баритон – с нежным, хрустальным тенором, как Жесткость и Жестокость – с Любовью.

За стремительно развивающимися событиями с вершины скалы в течение всего спектакля наблюдает прекрасная Птица (Елена Яздовская). Она «высоко летит, далеко глядит». Подобно хору в античной драматургии, это – сторонний наблюдатель, который комментирует происходящее. Только здесь явно заметны страх, ужас, сочувствие и другие совершенно естественные реакции, возникающие при созерцании разворачивающихся событий. Роскошный голос Елены Яздовской звучит как нечто неземное, будто ее Птица – небесная сила. Но участь ее – только наблюдать. Изменить что-то – увы – не в ее власти. Пассажи-вокализы во много раз увеличивают напряжение, за счет чего постановка производит неизгладимое впечатление.

Фантастическое, потустороннее пение волшебной и очень мудрой Птицы, помноженное на «живую» музыку в исполнении оркестра Московского государственного музыкального театра под руководством Геннадия Чихачева, эффектно подчеркивает постоянно растущее напряжение, которое к финальной сцене – жемчужине спектакля – достигает своей кульминации. Не стану описывать ее в подробностях – это гораздо лучше наблюдать воочию.

Отдельно хочется отметить работу балетмейстера-постановщика (лауреат Международных конкурсов Елена Коннова), благодаря которой грациозная пластика волков была совершенно не похожа на изящные движения сайгаков и очаровательную походку сусликов, а священники передвигались совсем не так, как анашисты или загонщики.

Солисты театра создали яркие, запоминающиеся образы. Артисты мюзикла, то есть синтетического жанра, они сочетают в себе мастерство вокалиста, акробата, танцора и драматического актера. Каждый эпизод, каждая перипетия сюжета становится настоящим торжеством единения различных видов сценических искусств, не только наполняя все существо зрителя положительными эмоциями, но и оставляя ему богатую пищу для ума. А как же иначе, если в спектакле поднимаются такие важные для каждого человека вопросы?

Где живет Бог? В базилике или синагоге? В мечети или крестово-купольной церкви? В Ватикане или Мекке? На Каабе или Голгофе? Религия не может дать четкого ответа на этот вопрос, нельзя получить его и при глубоком изучении философии. А как же тогда? Просто стоит прислушаться к своему сердцу и заглянуть в душу. Очень даже может быть, что ваш Бог живет именно там.

Ольга Пурчинская

Категория: Театр » Музыкальный театр