интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » "Новая Опера" продолжает удивлять

 
 
 

"Новая Опера" продолжает удивлять

Автор: Марина Айриянц от 27-04-2014, 03:56, посмотрело: 2695

Любители искусства, которым посчастливилось оказаться 23 апреля в театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова, оказались на перекрестке, где встретились и слились воедино музыка, танец и поэзия.

В первом отделении на сцене воцарился «Балет Москва», ведомый оркестром «Новой Оперы» под управлением заслуженного артиста России Евгения Самойлова

Началось действо с довольно неожиданной интерпретации знаменитого «Болеро» Мориса Равеля. Хореографы Анастасия Кадрулева и Артем Игнатьев представили свою версию этого произведения, оказывающего на публику гипнотическое воздействие за счет много раз повторяющейся ритмической фигуры с нарастающим напряжением. Основой танца стала волнующая, в некоторой степени, ужасающая наших мыслящих современников тема клонирования.
Начало не предвещало ничего зловещего – юноша (Константин Матулевский) танцует со светловолосой девушкой. Но напряжение нарастает, и с каждым его витком появляется новая блондинка, похожая на предыдущую как отражение в зеркале. Вихрь, вулкан, бьющие через край эмоции, навеянные Равелем, и вот - на сцене уже девять абсолютно одинаковых девушек (Ольга Григорьян, Евгения Гончарова, Анастасия Казакова, Юлия Кичигина, Лилия Кобякова, Алена Лежава, Ольга Мордвинова, Софико Начкебия, Юлия Овчинникова)! Движения их вначале скованы, неуклюжи, но постепенно выравниваются и блондинки уже лишь отдаленно напоминают механических кукол. Если первых трех герой принимал с интересом, то последующие постепенно изменяли его психику, вводили в транс, сводили с ума.

Следующим номером, уже в сопровождении не только оркестра, но и хора театра шли «Половецкие пляски» А.П.Бородина, знакомые всем по опере «Князь Игорь». Казалось бы, что нового можно показать, как интерпретировать танцы пленниц и пленников, сменяющиеся экспрессией кочевников и завершающиеся кульминационной пляской? Но и здесь ждал сюрприз. Анастасия Кадрулева и Артем Игнатьев решили заставить зрителей вместе с ними задуматься о предопределенности в нашей жизни. Извлекаем ли мы уроки из истории, влияет ли это на наше будущее? Возможно, цикличность истории – достоверное понятие? И если овечка предназначена на заклание, то, скорее всего, попадет на блюдо заказчику. Хотя, возможно, и нет.
Оркестр, хор, солистка (лауреат международных конкурсов Галина Королева, сопрано) и артисты балета – удивительный синтез, возможный только в музыкальном театре!

Второе отделение вернуло нас в мир слияния музыки и поэзии. Сценическая кантата «Кармина Бурана» немецкого композитора Карла Орфа, написанная по мотивам средневековых произведений (либретто автора) из одноименного сборника, перенесло зрителей во времена вагантов. Машиной времени управляли оркестр «Новой Оперы» под управлением Дмитрия Волосникова, хор и солисты театра (лауреат международных конкурсов Василий Ладюк, баритон, лауреат международных конкурсов Галина Королева, сопрано и лауреат международных конкурсов Ярослав Абаимов, тенор).

Минимальная сценография – черно-красный фон - лишь усиливала впечатление от знаменитой хоровой композиции «O Fortuna» (О Фортуна! Словно Луна ты изменчива. Создавая или уничтожая, ты нарушаешь движение жизни. То улетаешь, то возносишь. И разум не в силах постичь тебя), открывающей и завершающей произведение и словно продолжающей темы, затронутые в первом отделении. Положенные на музыку двадцать четыре стихотворения из сборника средневековой поэзии, казалось бы, не могут полностью сочетаться друг с другом, но Карлу Орфу удалось создать целостное произведение, вот уже 77 лет имеющее мировой успех, а светские темы, охваченные в нем, актуальны в любом веке. Непостоянство везения и достатка, быстротечность жизни, эйфория от возвращения весны, такие мирские удовольствия как пьянство, обжорство, плотская любовь и азартные игры в той или иной степени волнуют всегда, даже если поют о них на латинском или средневерхненемецком языках.

Хор – основополагающее в кантате, но и солисты в этом произведении, несомненно, не могут остаться незамеченными. Хрустальное сопрано Галины Королевой звенит весенними серебряными колокольчиками, зовет в мир любви, передает чувства юной девушки, сгорающей от желания полностью отдаться чувству, перешагнув через стыд и страх. Тенору Ярославу Абаимову удалась невероятно трудная задача – плакать от лица зажариваемого на вертеле лебедя.

Самая большая сольная партия в кантате у баритона, что не могло не радовать зрителей, ведь на сцене в этот вечер пел Василий Ладюк. Один за другим сменялись образы: от счастливого юного влюбленного - до отчаявшегося в тщетных попытках вернуться на путь добродетели человека, погрязшего в пороках, от священника - до несчастного, отвергнутого Прекрасной Дамой, молящего ее о поцелуе, который только и может его воскресить. Для этого замечательного артиста нет ничего невозможного.

Завершился театральный вечер, как полагается, обращением к Фортуне: «И разум не в силах постичь тебя. Что бедность, что власть – все зыбко, подобно льду». Да, это так, но, к счастью, существуют незыблемые ценности – музыка, поэзия и танец. Может, именно это нам хотели показать 23 апреля в театре «Новая Опера»?

Марина Айриянц

Категория: Театр » Музыкальный театр