интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Каприз Прекрасной Дамы по имени Опера. Версия Рихарда Штрауса

 
 
 

Каприз Прекрасной Дамы по имени Опера. Версия Рихарда Штрауса

Автор: Ольга Пурчинская от 25-04-2014, 04:30, посмотрело: 2688

Каприччио… Как много в этом слове для уха русского слилось! Ласкающее, элегантное, утонченное. Навевает приятные фантазии, настраивает на позитивный лад. Между тем, это – жанр академической музыки, не имеющий ограничений по форме. Основной эффект от такого произведения достигается силой фантазии и воображения, а не техническими и исполнительскими характеристиками.

«Каприччио»… Такое название дал своей последней опере (1942) выдающийся немецкий композитор и дирижер Рихард Штраус (1864 – 1949). Либретто написал сам музыкант в творческом тандеме с Клеменсом Крауссом. Первая постановка нового произведения состоялась 28 октября 1942 года, в Мюнхене, в разгар Второй Мировой войны.

В России оперные театры редко обращаются к опусам Штрауса. Первая (и единственная на данный момент) постановка «Каприччио» (режиссер – Алла Чепинога) увидела свет 4 октября 2012 года на сцене «Новой Оперы» имени Е.В.Колобова, и с тех пор несколько раз в течение сезона попадает в репертуар. 24 апреля 2014 года состоялось пятое представление.

Штрауса на протяжении многих лет жизни занимал вопрос, касающийся важности вербальной и музыкальной составляющих оперного спектакля. Именно поэтому он создал произведение, в основе сюжета которого – аллегорический «любовный треугольник», в его «углах» мы видим Оперу, Поэзию и Музыку.

Действие спектакля происходит в предместье Парижа, в 70-х годах XVIII века. Этот промежуток времени выбран не случайно: накануне Великой Французской Революции (1789) перед театром возникла новая задача – не развлекать зрителя, а образовывать и воспитывать его. В этом постулате заключена задача оперной реформы К.В.Глюка (1714 – 1787), отражающей основные идеи эпохи Просвещения. Прекрасное пение (belcanto) было основой оперы-сериа. Оно превращало каждый спектакль в соревнования нескольких вокалистов-виртуозов. Также огромное значение имели любовные взаимоотношения меду пылкими, страстными персонажами. Суть преобразований Глюка заключалась в стремлении повысить роль драмы, в попытке подчинить музыку основному конфликту.

Итак, Рихард Штраус, Клеменс Краусс и «Каприччио», их совместное творение. Жанр этого произведения можно определить как «опера в опере». Предместье Парижа, 1775 год. Роскошный замок графини Мадлен (лауреат Международного конкурса Марина Ефанова, сопрано) и графа, ее брата (лауреат Международного конкурса Евгений Кунгуров, баритон). На очередной прием в салон великосветской дамы приезжают многочисленные гости из числа представителей творческой интеллигенции, среди которых: музыкант Фламан (Георгий Васильев, тенор), поэт Оливье (лауреат Международных конкурсов Илья Кузьмин, баритон), театральный директор Ла Рош (лауреат Международного конкурса Евгений Ставинский, бас), актриса Клерон (заслуженная артистка Удмуртии Александра Саульская-Шулятьева, меццо-сопрано) и гости из Италии – Певец (Георгий Фараджев) и Певица (лауреат Международных конкурсов Елена Митракова).

Вся эта пестрая компания (за «пестроту» на сцене – роскошные декорации и яркие костюмы – отвечал заслуженный художник России Виктор Герасименко) ведет очаровательные интеллигентные разговоры, очень похожие на классическое общение британских джентльменов. Но темы бесед совсем иные. Гостей графа и графини волнует один вопрос: что в опере важнее – музыка или текст? У обеих версий есть как сторонники, так и непримиримые соперники, и каждый твердо настаивает на своем.

Оливье и Фламан ведут борьбу за сердце прекрасной хозяйки дома. Кому отдать свое предпочтение? Графиня никак не может остановить выбор на одном из них. Точно также театралы эпохи театральных реформ Глюка не могли понять, что для них важнее в оперном спектакле – драматургическая или музыкальная составляющая.

«Каприччио» - произведение, насквозь пропитанное символами. Так, Мадлен здесь – сама Опера, которая никак не определится, какому из двух важнейших «компонентов» отдать свое предпочтение. Оливье – мастер Слова, для него нет ничего более важного, чем поэзия. Фламан – гений Музыки, раз и навсегда отдавший предпочтение Звуку. Классический любовный треугольник становится полем боя любителей и профессионалов театра, представляющих разные идейные категории.

Из-за происходящих преобразований музыкального театра прекрасное belcanto оказывается на грани вымирания. Роскошны дуэты итальянских Певца и Певицы, которые пытаются работать по-старому, постоянно соревнуясь друг с другом в красоте виртуозного исполнения сложнейших пассажей.

В качестве маленького сюрприза театральный директор Ла Рош привозит в имение графини не только мастеров бельканто, но и будущую звезду балета. С этой ролью блестяще справилась юная Елизавета Дормидошина, которую, хочется верить, ждет блестящее будущее. Как и ее героиню (во всяком случае, так говорит Господин Директор).

И итальянские певцы, и французская актриса Клерон с некоторой опаской смотрят в будущее, поскольку даже не представляют, что именно им придется играть совсем скоро, после того, как выйдут в свет результаты театральной реформы.

В какой-то момент градус приятной светской беседы начинает подогреваться. Всего несколько минут – и вот уже назревает серьезный конфликт. Из него существует лишь один выход – написать оперу, основу сюжета которой составят происходящие по ходу действия события. Премьера спектакля должна пройти там же – в имении графини, в ее день рождения. Это и есть «Каприччио», то есть «Каприз» главной героини.

Но вот, прием окончен. Гости разъехались по домам, реализовывать задуманную идею. Слуги (Эдуард Бабий, Анатолий Иванов, Сергей Каныгин, Евгений Моисеев, Кирилл Троицкий, Владимир Федоткин, Павел Черняев и Андрей Яцюк) убирают гостиную и готовят ужин своей хозяйке.

А в это время усталая графиня принимает ванну. Она поет прекрасную арию, представляющую собой симбиоз творчества Оливье и Фламана, и одна мысль все никак не может оставить ее в покое – кому из них отдать свое сердце? Решение пришло внезапно, и зрителей ожидала совершенно неожиданная концовка, которая возможна, вероятнее всего, только в современном мире.

По словам режиссера спектакля Аллы Чепиноги, главное в такой ситуации – «найти Гармонию: жить и радоваться!». Впрочем, Гармония у постановщика оказалась весьма оригинальной, на любителя. Тем не менее, общего впечатления нововведение не испортило.

Штраус тоже выбирал между музыкой и драматургией, и остановился на первой. Это – диалог автора с мелодией, разбавленной, тем не менее, прекрасными вокальными номерами, в которых выражены мысли, чувства, страсти и переживания героев. А лучше всего раскрыть внутренний мир персонажей, понять суть их взаимоотношений может лишь симбиоз двух важнейших составляющих такого вида театра, как опера. Когда композиторам, драматургам и либреттистам удается найти золотую середину – получаются хорошие спектакли.

За одну из ключевых составляющих оперы «Каприччио» отвечает симфонический оркестр театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова под управлением музыкального руководителя постановки Валерия Крицкова. Музыка Рихарда Штрауса, написанная в один из самых тяжелых, трагических эпизодов жизни Европы ХХ века, наполнена внутренним светом, сиянием, оптимизмом. Речевой этикет и причудливые, пышные, несколько вычурные костюмы героев напоминают великосветские салоны эпохи барокко (XVII век), гармонично сочетающиеся с легким творческим беспорядком французской богемы.

В образах, созданных артистами, давно переставшими быть лишь певцами, подходящими к их раскрытию подобно драматическим, присутствуют черты не только вымышленных персонажей, но и вполне реальных людей.

Очень интересна французская актриса Клерон в исполнении Александры Саульской-Шулятьевой. Ее героиня (прообраз актрисы XVIII века Ипполиты Клерон) изучала анатомию, в результате чего знала, какие мышцы и в какой последовательности необходимо задействовать, чтобы добиться желаемого эффекта. Действительно, она очень хорошо владеет своим лицом и телом, и в нужный момент умеет изобразить все, что считает необходимым. Пластичность и хореографичность, а также отменная мимика позволяют ей оставаться хозяйкой положения на протяжении всего действия.

Исполнитель роли Графа – Евгений Кунгуров – обладает не меньшим артистизмом. Легкость и свобода его вокала гармонично подкрепляются раскованным, энергичным движением. И это все – при сложном, специфическом немецком языке, требующем акцентирования согласных!

«Театральное трио» - музыкант (Георгий Васильев), поэт (Илья Кузьмин) и директор (Евгений Ставинский) представляют «золотую палитру» мужских голосов – тенор, баритон и бас соответственно. Здесь нет серьезных дуэлей и устрашающих диалогов, в будущем означающих трагический финал минимум для одного из участников конфликта. Скорее мы увидим различные творческие споры, в которых рождаются самые лучшие, самые знаменитые произведения искусства, многие из которых, хочется верить, окажутся настоящими шедеврами.

Графиня Мадлен в исполнении Марины Ефановой – настоящая хозяйка светского салона, блестящая дама, которая точно знает, где, с кем и как себя вести. Она позволяет своим гостям вдоволь наговориться, активно подискутировать на самые актуальные темы, только когда все разошлись, поздно вечером, в своих покоях героиня позволяет себе расслабиться. И тогда уже мы можем, наконец, услышать длинную сольную арию для сопрано, которую автор обязательно должен был вставить в свою партитуру. Она страдает. Она томится. Она размышляет. Градус эмоций становится все выше с каждым последующим куплетом. А что же в конце? Приходит решение! Какое? Об этом вы узнаете, посетив постановку оперы «Каприччио» в театре «Новая Опера».

Ольга Пурчинская

другая рецензия на этот спектакль

Категория: Театр » Музыкальный театр