интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Комический шедевр Пуччини на сцене "Новой Оперы"

 
 
 

Комический шедевр Пуччини на сцене "Новой Оперы"

Автор: Ольга Пурчинская от 1-05-2014, 04:31, посмотрело: 2317

Народно-бытовые песенные традиции. Итальянская комедия дель арте (комедия масок). Веселые интермедии. Все эти факторы вместе и каждый в отдельности повлияли на появление особого вида музыкально-театрального искусства – оперы-буффа, или комической оперы. Произведения этого жанра отличаются небольшим количеством персонажей, живыми, энергичными мелодиями, динамикой действия, а также пародиями на окружающую действительность. Драматургическую основу чаще всего составляли бытовые сюжеты с легким привкусом сатиры.

В мировой музыкальной литературе известно немалое количество произведений этого жанра. Среди них – единственная комическая опера Джакомо Пуччини (1858 – 1924), заключительная часть его знаменитого Триптиха – «Джанни Скикки» («Gianni Schicchi»), премьера которой прошла в Нью-Йорке 14 декабря 1918 года на сцене театра «Метрополитен Опера».

В нашей стране первая постановка «Джанни Скикки» состоялась в Ленинграде (Малый театр оперы и балета, 1976). С 31 января 2009 года опера-буффа Дж.Пуччини находится в репертуаре московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. За несколько часов до наступления мая-2014, 30 апреля, было показано 19-е представление.

…Итак, уютный зал, по доброй традиции, заполнен до отказа. Симфонический оркестр заканчивает разыгрываться перед спектаклем. Звучит третий звонок. Публика затаила дыхание в ожидании Чуда. Секунда – и на свое место проходит музыкальный руководитель и режиссер Дмитрий Волосников. Еще мгновение – и гаснет свет. Открывается занавес – и мы оказываемся в далеком прошлом.

Италия. Флоренция. 1299 год – самый конец XIII века. Роскошный дом состоятельного вельможи Буозо Донати (Сергей Сатаров). Вся семья собралась, чтобы отметить его день рождения. Пестрая, яркая толпа всех мастей и возрастов, находится в приподнятом настроении (а, может быть, его создала перспектива вкусно поесть и сладко выпить?).

Интерьер гостиной-столовой, а также костюмы всех действующих лиц выдержаны в красно-белой цветовой гамме (сценография и костюмы – заслуженный художник России Виктор Герасименко). Радость и печаль. Спокойствие и ярость. Доброжелательность и отторжение. Молодость и старость. Здоровье и болезнь. Богатство и бедность. Жизнь и смерть. Двойственность течения времени. Две стороны одной медали. Вот какие мысли навевает это сочетание оттенков.

Но старик уже совсем плох, и не доживает до конца своего праздника. И он, прямо как был, с кислородной маской на лице и подключенный к капельнице, к немалому огорчению своих многочисленных гостей, весь обмякает и падает лицом на щедро уставленный всевозможными яствами и напитками обеденный стол.

А что же родственники? Они, разумеется, все впадают в глубокую печаль. Но так ли искренни их чувства? Или это делается, так сказать, для галочки, по протоколу? Ведь, появись в доме кто-то посторонний, их иную реакцию, как минимум, не поняли бы. Между тем, каждого присутствующего интересует только одно: наследство. Что они получат согласно последней воле усопшего?

Среди претендентов на огромное состояние старика Буозо Донати: его двоюродная сестра Дзита (заслуженная артистка Удмуртии Александра Саульская-Шулятьева, меццо-сопрано), племянники Ринуччо (заслуженный деятель Казахстана, заслуженный артист республики Татарстан Нурлан Бекмухамбетов, тенор) и Герардо (Максим Остроухов, тенор) с супругой Неллой (Екатерина Кичигина, сопрано), зять Бетто ди Синья (лауреат Международного конкурса Евгений Ставинский, бас), двоюродный брат Симоне (лауреат Международных конкурсов Владимир Кудашев, бас) с сыном Марко (Александр Мартынов, баритон) и его жена Чьеска (лауреат Международных конкурсов Ольга Терентьева, сопрано).

Кто же из них отхватит солидный куш? В их руках оказывается завещание – наконец-то они узнают правду! Впрочем, иногда лучше оставаться в неведении: последняя поля аристократа оказалась совсем не такой, как хотелось бы его родне: наследником невероятного состояния оказывается… монастырь! А молодым (и не очень!) родственникам остается сомнительная перспектива жизни в нищете.

Чего угодно ожидал каждый из них – но только не такого! И этого не будет! Тем более, что у Ринуччо есть возлюбленная – юная красавица Лауретта (заслуженная артистка России, лауреат премий «Casta Diva» и «Золотая маска» Татьяна Печникова, сопрано). А поможет молодым героям ее отец, хитрец и пройдоха Джанни Скикки (лауреат Международных конкурсов Илья Кузьмин, баритон).

Девушка просит родителя о помощи, обращаясь у нему одной из самых красивых арий из репертуара сопрано – «O mio babbino care» («О, мой дорогой отец»). Проникновенно, нежно, чувственно, и в тоже время с четким, прямым расчетом, с применением мягкого шантажа («…и если моя любовь будет напрасной, я отправлюсь к Понте Веккьо и брошусь в Арно!...») Лауретта добивается своего.

Не желая потерять горячо любимую дочь, Джанни Скикки быстро придумывает, как помочь молодым влюбленным. Он решает пригласить нотариуса и, притворившись покойным Донати (ведь никто пока не знает, что старика не стало), переписать его последнюю волю согласно пожеланиям наследников.

Итак, появляются юрист Амантио ди Николао (Андрей Фетисов, бас) в сопровождении двух свидетелей – Пинеллино (Александр Попов, баритон) и Гуччо (Владимир Стрельцов), а также секретарь Буозо Герардина (лауреат Международного конкурса Ольга Ионова, сопрано) и доктор, маэстро Спинеллоччо (заслуженный артист России Марат Гареев, тенор). Они становятся жертвой ловкого обмана, в результате которого кто-то остается в выигрыше, а кто-то – совсем наоборот. Впрочем, это зависит от того, с какого ракурса посмотреть на проблему.

Образы героев, созданные артистами при участии режиссера Геннадия Шапошникова, очень яркие и интересные. Так, Дзита в исполнении Александры Саульской-Шулятьевой – женщина немолодая, но энергичная, величественная, с твердым характером, при этом немного склонна к истерии. В вокальной партии это выражено в пассажах, заставляющих резко перелетать из одного края диапазона в другой.

Не менее интересен Симоне (Владимир Кудашев). Тоже далеко не самый юный персонаж, сильно переживающий решение своего двоюродного брата оставить все свое имущество монахам. Сам-то он рассчитывал на какую-то часть наследства. Хотя, возможно, тоже скоро уже отправится к праотцам. Но этому человеку есть, о чем переживать – у него есть сын. А невозможность устроить благополучное будущее своим детям – самое тяжкое бремя для родителей.

Джанни Скикки – весьма эффектная вариация на тему Труффальдино – персонажа итальянской комедии масок. Только, в отличии от неуклюжего и глуповатого слуги, постоянно путавшего свои обязанности и не могущего угодить никому, заглавный герой оперы Пуччини сделал все, что обещал, причем так, что никто и нигде не заподозрил подвоха. И вышел из непростой ситуации победителем. Да еще и с заслуженной наградой! Здесь особого внимания заслуживает то, как ловко Илья Кузьмин подделывает свой голос, превращая его в пародию на тенор. Слушая, как его Джанни изображает покойного Донати, невозможно догадаться, что перед нами – баритон!

Главные герои – Лауретта и Ринуччо – представлены в традиционных для классической оперы вокальных тесситурах, сопрано и тенор соответственно. Они молоды и влюблены друг в друга. А когда испытывается сильное чувство, то никакой рок не помешает юной паре быть вместе. Хотя бы даже и при помощи сильных старших покровителей. Именно так всегда и получается в финале комедий, чем этот жанр драматургии принципиально отличается от трагедии, где судьба как раз не щадит никого.

Очень эффектно преподнесен финальный дуэт Лауретты и Ринуччо. Они находятся на крыше и стоят так, словно это не люди, а куклы-марионетки. Впрочем, если внимательно присмотреться, то доля логики в этом сравнении есть. В конце концов, если бы не помощь Джанни Скикки, то не было бы возможным объединение этой пары в новую «ячейку общества». И наш герой, подобно кукловоду, дергал за некие невидимые «веревочки», словно подтолкнувшие юных влюбленных друг к другу.

Легкая. Стильная. Веселая. Живая. Позитивная. Проходящая на одном дыхании. Все это можно сказать об опере-буффа в общем, и о «Джанни Скикки» в частности. Некоторое количество вербальных монологов и активное перемещение артистов по сцене делают этот спектакль очень похожим на «маленькую оперу», более известную как оперетта. А это значит, что она приносит бодрость, свежесть, прилив сил и хорошего настроения. Что может быть лучше сейчас, в теплую весеннюю пору?

Ольга Пурчинская

Категория: Театр » Музыкальный театр