интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Драма » "Песнь лебедей": душа, чистота, смерть

 
 
 

"Песнь лебедей": душа, чистота, смерть

Автор: Ольга Пурчинская от 7-07-2013, 01:12, посмотрело: 2692

"Песнь лебедей": душа, чистота, смерть"Песнь лебедей", или "Cantus cycneus" - крылатая фраза, история которой берет свое начало в Античности. Древнеримский политик и философ Цицерон, также слывший блестящим оратором, объяснял ее смысл по-своему. "Подобно тому как лебеди, получившие от Аполлона, которому они посвящены, дар пророчества, предвидят, каким благом будет для них смерть, и умирают с пением и с радостью, - так же должны поступать и все добрые и мудрые".
В наше время под выражением "Лебединая песня" понимается последнее (выдающееся) достижение человека, после которого он умирает или отходит от дел.

"Песнь лебедей". Именно такое название дал своему спектаклю режиссер Александр Лаптий, премьера которого состоялась на сцене "Тау-зала" театра "Школа Драматического искусства" в июне. Это - инсценировка пьесы Алексея Дударева "Рядовые". Драматическое произведение венчает эпиграф:

"Армия может выиграть сражение,
армия может проиграть сражение...
Победу одерживает только народ".


События разворачиваются в 1945 году, незадолго до окончания Великой Отечественной войны. Действующие лица - солдаты-участники боевых действий: Старшина Дугин (Александр Лаптий), Дервоед (Игорь Лесов), Буштец (Иван Товмасян), Соляник (Кирилл Федоров) и Одуванчик (Федор Леонов). Все они уже испытали на себе все тяжкие последствия боев, были ранены, познали страшное горе - потерю родных, близких, любимых.

Каждый из героев по-своему готовится к решающим боям на подступах к Берлину. Так, старшина посылает своей жене Вере (Елена Гаврилова) письмо, где сказано, что ее супруг пал в бою и похоронен в одной из братских могил. Конверт этот попадает в руки молодого лейтенанта (Георгий Фетисов), совсем недавно окончившего военное высшее учебное заведение. Юный офицер попытался пристыдить старшину, но причина поступка оказалась совершенно неожиданной, полностью меняющей реакцию на него.

Философские размышления всех действующих лиц, их бурные (зачастую) обсуждения различных поступков, в том числе убийств, ограблений, насилия, свойственных далеко не каждому человеку, и возможных исключительно во время войны, проходят на фоне музыкального сопровождения. Ансамбль хора - Николай Бабич, Дмитрий Власенко, Елена Гаврилова, Константин Исаев, Петр Остапенко, Дмитрий Охрименко, Вячеслав Приходкин, Дмитрий Чадов и Дмитрий Шимлянников. Руководитель - Светлана Анистратова. Вокальный материал - "Ты, Россия, матушка Россия" (историческая песня донских казаков), Джарса Шенса (грузинский церковный распев), "В темной роще густой" (песня партизан), "Ходил Господь" (духовный стих), "Частушки" (напев терских казаков) и "На крыле я спала" (свадебная песня Ставропольского края), - очень разнообразен. Исполнение a capela (то есть без музыкального сопровождения), расстановка композиций от самой спокойной до все более энергичной, меняющийся, подобно картинкам в калейдоскопе, вектор действия - все это создает эффект нарастающего напряжения, ожидания чего-то очень важного, возможно, судьбоносного.

Народная мудрость гласит, что судьба "и на печке найдет". А это значит, что как бы человек не пытался укрыться, спрятаться, измениться, все равно некий сценарий, написанный высшим силами, всенепременно осуществится. И правильнее всего, находясь на войне, было бы постараться очистить свою душу, а затем совершить какое-нибудь благое дело, подвиг, который, возможно, станет лебединой песней личности, чей удел - стать героем.

Впрочем, чистая, светлая, еще не выжженная тяжкими событиями, лишениями, потерями душа среди этих бойцов есть. И этого человека, возможно, ждет совсем иное будущее.

Как говорит режиссер Александр Лаптий, "герои спектакля, пережив в критические моменты жизни смерть психологическую, узнают о близящейся смерти физической и идут на нее с пением и радостью, как и подобает добрым и умным мужам".

Сценография в спектакле (художник - Виктория Хлебникова) не перегружает действие колоссальными масштабами. Скорее, она проста и аскетична. Стройные ряды кирзовых сапог направлены в одну сторону. Они словно движутся по направлению к Богу. Все герои одеты в белое. Усталые, голодные, замерзшие, страдающие, и, тем не менее, по-прежнему готовые совершать поступки, на которые необходимо решиться и последствия которых будут ощущаться еще очень долго, многими поколениями людей. Но сами они этого уже не увидят. Потому что, подобно прекрасным лебедям, улетят на небо, где все будет совсем по-другому.

Ольга Пурчинская

Еще рецензия

Категория: Театр » Драма