интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Драма » Душа и Любовь Рыбака. Оскар Уайльд в "Школе драматического искусства"

 
 
 

Душа и Любовь Рыбака. Оскар Уайльд в "Школе драматического искусства"

Автор: Марина Айриянц от 20-05-2014, 01:52, посмотрело: 6778

Сказки Оскара Уайльда не предназначены детям – они не смогут полностью оценить красоту этих невероятных историй и понять философский подтекст, метафорический смысл. Взрослые же редко читают произведения подобного жанра, поэтому «Рыбак и его Душа» не явный хит у наших современников.

Ошибку решил исправить заслуженный артист России Игорь Яцко, поставив эту сказку на сцене театра «Школа драматического искусства». Третий спектакль режиссера по Оскару Уайльду, после «Саломеи» и «Как важно быть серьезным», стал своеобразным логическим завершением цикла.

На первый взгляд, в сказке нет ничего сложного – юный неискушенный Рыбак встретил на берегу прекрасную Морскую деву и во имя любви к ней отказался от своей Души. Его поступок испугал и священника, и даже юную рыжую Колдунью, служащую Черному господину. Только купцам Душа оказалась ненужной, лишней в их процветающем бизнесе. Юноше бы задуматься, но слишком прекрасна Морская дева и ее завораживающие песни. Сжигающее чувство словно отняло разум, как всепоглощающее искусство заставило расстаться с Душой, но оставить себе сердце, полное любви.

И настали для Рыбака дни безграничного счастья в пучине морской. А что же Душа? Она, несмотря на слезы и уговоры, даже не получила сердца, в котором жила, так и ушла бродить по свету неприкаянная, в надежде найти то, что вернет ее бывшему владельцу, давшему обещание раз в год выплывать к ней на берег. Многое увидела Душа Рыбака в своих путешествиях, еще большего достигла, поняла, что лишь искушением можно завлечь юношу, заставить его вернуться на землю, а там, глядишь, и впустить ее обратно в свое сердце.

В первый год предложила Душа рыбаку всю мудрость земную, но тщетны были уговоры – выбрал он любовь Морской девы. Во второй – по той же причине отказался от несметных богатств. И лишь рассказ о ногах прекрасной танцовщицы нагнал на влюбленного тень сомнения, ведь у Морской девы хвост вместо ног и она не может танцевать…

Но не вернул он в себя свою чистую Душу, в отрыве от сердца почернела она и стала злой, готовой на самые страшные преступления. К ужасу своему узнал Рыбак, что не все в жизни можно исправить, прошлого не вернуть. Есть только один способ исцелить Душу – вернуть ее в сердце, но оно так окутано любовью, что проникнуть в него невозможно. А жить по-прежнему уже не получится и виноват в этом только он сам, ведь не может существовать Душа без сердца, а сердце – без любви…

Постановка Игоря Яцко завораживает, с самого начала спектакля зритель ощущает себя практически участником действа. Леди и джентльмены, облаченные в вечерние наряды (художник по костюмам – Вадим Андреев) переносят всех в уютную гостиную эпохи Оскара Уайльда (художник-постановщик Ольга Левенок), а потом – то на берег морской, то на ведьминский шабаш, то в сказочные города. Оригинальное музыкальное сопровождение, которым славится театр «Школа драматического искусства» (Андрей Емельянов, фортепиано, Антонио Грамши, ударные, духовые и струнные) усиливает впечатление, а прекрасная игра актеров (Роман Долгушин, Павел Кравец, Мария Зайкова, Анна Литкенс, Регина Хакимова, Вадим Андреев, Сергей Ганин, Андрей Емельянов, Александр Лаптий, Игорь Лесов, Олег Охотниченко, Владимир Петров, Евгений Поляков и Иван Товмасян) заставляет полностью погрузиться в происходящее на сцене. Артистам подвластно все: и драматическое искусство, и вокал, и пластика (хореограф Рамуне Ходоркайте), и даже акробатика. В спектакле все продумано до мелочей, все объяснимо и понятно (не буду раскрывать интригу, следите за афишами).

Игорь Яцко очень бережно отнесся к сказке Оскара Уайльда, не изменив ни слова, но постановка его заставила переосмыслить произведение. Часто в жизни людям, особенно связанным с творчеством, приходится делать выбор, последствия которого необратимы и могут привести к катастрофе. В таком случае необходимо включать не только сердце, но и разум, чтобы найти ответ самому себе – готов ли ты отдать Душу, вернее, стоит ли ее отдавать…

Те, кто видит различие между душой и телом, не имеют ни тела, ни души
О.Уайльд


Марина Айриянц

другая рецензия на этот спектакль

Категория: Театр » Драма