интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Драма » Янка Купала. Между двух цветов

 
 
 

Янка Купала. Между двух цветов

Автор: Ольга Значкова от 20-03-2013, 01:55, посмотрело: 2785

В истории каждого народа во все времена и при любом режиме есть личности, которых власть предавала гонениям. Если брать территорию бывшего "Союза", то известно, что апогей преследований, давлений и репрессий был в эпоху правления генсека И.Сталина. "Машина репрессий" не прошла мимо культуры республики Беларусь. И там были персоналии, которых испытывала "система" и которые испытали на себе все ее издержки.

Спектакль Республиканского театра белорусской драматургии "Янка Купала. Круги рая" - поэтизированная история народного поэта Белоруссии Янки Купала от рождения, до смерти. Основное внимание театр уделяет годам жизни и творчества Янки Купалы в эпоху сталинского режима и потому тема постановки – взаимоотношения художника и власти.

Правда, у автора спектакля Светланы Науменко представление о прежней власти несколько одностороннее, если не абстрактное. Красные полотнища, красные рубашки кирзовые сапоги, призывные лозунги – все это попахивало плакатностью и излишней политизированностью.

Советская власть у режиссера, похоже, ассоциируется с анархией и беспределом. Изнасилованная красногвардейцами девушка в народной сорочке «читается», как образ белорусского народа, которого "поимели" и подмяли под себя "советы" (хотя, по правде, от такого деления на "черное" и "белое" разит как раз откровенным пионерством)

Поэт Янка Купала (Денис Паршин) . Главные события его жизни происходят с 33 лет. Это, как известно, возраст Христа. Христос был пророком. Янка Купала в спектакле тоже позиционируется, как пророк. Пророк своего народа.

Спектакль декларируется, как история о трагической судьбе народного поэта Белоруссии. По факту же видим довольно неоднозначную ситуацию.
С одной стороны, Янка Купала такой себе белорусский Булгаков, который не может пойти на сделку с совестью, а потому до конца жизни страдает и болеет о судьбе белорусского народа, его духовном начале (которое в спектакле олицетворяет почему-то деревянный языческий идол, подпоясанный вышитым полотенцем).

С другой стороны, у поэта, оказывается, довольно хорошо развит инстинкт самосохранения. Имеется в виду способность Янки Купала идти на пусть мучительный, но компромисс с властью, Его хвалебная ода "орлу кавказских гор" пошла в обмен на денежное содержание, служебную машину и прочие атрибуты благополучной жизни советского литератора.

Кроме линии жизни и творчества Янки Купалы, в спектакле присутствует мир его произведений. Режиссер проводит параллели между биографией поэта и персонажем его поэмы Бондаровной. Если честно, аналогия сомнительна.

Персонаж Бондаровна – как прототип Янки Купала. История девушки, которая, попав в плен к князю, предпочла смерть, чтобы не дать себя на поруганье. Янка Купала же "ломается", путем и угроз, и подкупа. Скорее, юная Бондаровнв – недосягаемый идеал белорусского классика.

Режиссер пыталась уйти от линейного изложения истории,. В результате получилось перенасыщение деталями и обильное цитирование. Злоупотребление интертекстуальностью, порой, переходила в неумелый коллаж и компиляцию, под которые можно подложить любую биографию. Видимо, задачей постановщика было, оперируя биографией Янки Купалы, создать обобщенный образ репрессированного поколения.

Ольга Значкова

Категория: Театр » Драма