Выставка “День печати” в галерее “Проун” на “Винзаводе” убеждает нас в том, что газеты и журналы – не только средство информации, но и объект искусства.
Человечество создавало коллажи с древнейших времен, но пик этого жанра пришелся на XX век. Именно этому времени “День печати” уделяет особое внимание. Собранные в небольшие коллажи газетные вырезки, объявления, кусочки цветных узоров из журналов, советские лозунги и заголовки выглядят на удивление цельно и отображают печатный портрет эпохи. Впрочем, на выставке есть и совсем новые работы, и фрагменты мудреных дореволюционных заметок.
В глаза сразу же бросается советская пропаганда, нынче вызывающая не то умиление, не то смущение. На фоне пожелтевших газет ярко выделяется алый цвет, символ советского прошлого. “Рабочие и работницы, все на перевыборы советов!” - призывает эскиз знаменитого плаката Густава Клуциуса 1930-го года. “Буржуазные группировки!” – тревожно и решительно гласит фрагмент статьи. Десятки раз взгляд посетителя натыкается на слово “энтузиазм” и классические девизы советских времен вроде “Ленинскому комсомолу достойную смену!”. И, конечно же, не обошлось без Ленина, который всё так же “живее всех живых”.
Деталями коллажей стали образцы не только публицистики, но и художественной литературы, а именно поэзии. Маяковский упоминается ничуть не реже Ленина. Жизнь великого поэта как на ладони: вот под надписью “Футуристы” фотография Маяковского в цилиндре, на соседнем стенде мелькают его известные слова “сплошная невидаль”, несколько работ Александра Родченко являются иллюстрациями к поэмам Маяковского, а еще в одном коллаже использована статья о смерти поэта…
Мой стих трудом громаду лет прорвет
И явится весомо, грубо, зримо…
Мы вспомнили и других величайших поэтов XX века, в том числе Анну Ахматову. “Поэме без героя” посвящен отдельный коллаж, где рассыпаны строгие и лаконичные фразы (“И с бессмысленной смертью в груди”, “Только зеркало зеркалу снится”, “Вековой собеседник луны”), и каждая из них – емкая метафора.
Разнообразие используемых материалов поражает: здесь и газетные полосы (в буквальном смысле), и письма, и дневники, и схемы чудных приспособлений, и фрагменты открыток, и старинные фотокарточки, и заглавия газет со всего мира, таких как “The Sunday Times”, “Berliner” и “Le Monde”. Выставка “День печати” будет интересна не только людям, чья жизнь непосредственно связана со СМИ, но и любому человеку, видящему газету не только как источник информации и универсальную упаковочную бумагу, но и как нечто большее, значимое и даже прекрасное.
Ближе к концу экспозиции мне показалось, что я вижу символично обрызганные кровью выпуски “Le Monde” и “Правды” 90-х годов, но при близком рассмотрении оказалось, что это всего лишь ярко-красные подъемные краны, нарисованные поверх текста. Но как знать наверняка? Тем и прекрасно искусство, в частности современное, что каждый видит в нем свое. Не стоит искать в коллажах больше смысла, чем в них вложено, но – кто знает? – возможно, именно вам дано узреть в них определенное скрытое значение. До 15 мая все в ваших руках!
Карина Еганян
Человечество создавало коллажи с древнейших времен, но пик этого жанра пришелся на XX век. Именно этому времени “День печати” уделяет особое внимание. Собранные в небольшие коллажи газетные вырезки, объявления, кусочки цветных узоров из журналов, советские лозунги и заголовки выглядят на удивление цельно и отображают печатный портрет эпохи. Впрочем, на выставке есть и совсем новые работы, и фрагменты мудреных дореволюционных заметок.
В глаза сразу же бросается советская пропаганда, нынче вызывающая не то умиление, не то смущение. На фоне пожелтевших газет ярко выделяется алый цвет, символ советского прошлого. “Рабочие и работницы, все на перевыборы советов!” - призывает эскиз знаменитого плаката Густава Клуциуса 1930-го года. “Буржуазные группировки!” – тревожно и решительно гласит фрагмент статьи. Десятки раз взгляд посетителя натыкается на слово “энтузиазм” и классические девизы советских времен вроде “Ленинскому комсомолу достойную смену!”. И, конечно же, не обошлось без Ленина, который всё так же “живее всех живых”.
Деталями коллажей стали образцы не только публицистики, но и художественной литературы, а именно поэзии. Маяковский упоминается ничуть не реже Ленина. Жизнь великого поэта как на ладони: вот под надписью “Футуристы” фотография Маяковского в цилиндре, на соседнем стенде мелькают его известные слова “сплошная невидаль”, несколько работ Александра Родченко являются иллюстрациями к поэмам Маяковского, а еще в одном коллаже использована статья о смерти поэта…
Мой стих трудом громаду лет прорвет
И явится весомо, грубо, зримо…
Мы вспомнили и других величайших поэтов XX века, в том числе Анну Ахматову. “Поэме без героя” посвящен отдельный коллаж, где рассыпаны строгие и лаконичные фразы (“И с бессмысленной смертью в груди”, “Только зеркало зеркалу снится”, “Вековой собеседник луны”), и каждая из них – емкая метафора.
Разнообразие используемых материалов поражает: здесь и газетные полосы (в буквальном смысле), и письма, и дневники, и схемы чудных приспособлений, и фрагменты открыток, и старинные фотокарточки, и заглавия газет со всего мира, таких как “The Sunday Times”, “Berliner” и “Le Monde”. Выставка “День печати” будет интересна не только людям, чья жизнь непосредственно связана со СМИ, но и любому человеку, видящему газету не только как источник информации и универсальную упаковочную бумагу, но и как нечто большее, значимое и даже прекрасное.
Ближе к концу экспозиции мне показалось, что я вижу символично обрызганные кровью выпуски “Le Monde” и “Правды” 90-х годов, но при близком рассмотрении оказалось, что это всего лишь ярко-красные подъемные краны, нарисованные поверх текста. Но как знать наверняка? Тем и прекрасно искусство, в частности современное, что каждый видит в нем свое. Не стоит искать в коллажах больше смысла, чем в них вложено, но – кто знает? – возможно, именно вам дано узреть в них определенное скрытое значение. До 15 мая все в ваших руках!
Карина Еганян