Шут у трона революции

Автор: Ирина Тихонова от 20-04-2010, 23:26, посмотрело: 7094

В этом году исполняется 117 лет со дня рождения Владимира Маяковского. В музее его имени долгое время была выставка "Война и м i р Владимира Маяковского". Насмешливые лубки футуристов Маяковского и Малевича были популярны на передовой среди солдат и офицеров. Патриотическая работа на победу над Германией не осталась незамеченной.

Император Николай II подписал Высочайшее Повеление (13 января 1917): Владимир Маяковский, ратник 2-го разряда, "награжден серебряной медалью "За усерд i е" на Станиславской ленте". Долгое время медаль считалась утерянной, но на этой выставке мне довелось увидеть царскую медаль поэта и узнать историю ее находки.

Сенсацией экспозиции стала эта самая серебряная медаль "За усерд i е", которую главный пролетарский поэт получил от последнего русского царя. Сегодня это представляется потрясающим историческим казусом, но в течение многих лет тема была под запретом. И стоит поблагодарить всех участников описанных ниже событий, - от очевидцев революции до наших современников, - которые несколько десятилетий не теряли надежду на то, что награда вернется к тому, кто владел ею по праву. Этого вы не прочитаете ни в одной биографии поэта, написанной в советское время: оказывается, Маяковский был представлен к награде во время Первой мировой войны. С первых ее дней поэт рвался на фронт. Однако, чтобы попасть на передовую, необходимо было иметь справку о благонадежности. В октябре 1914 года Маяковский подал прошение на имя московского градоначальника о выдаче "свидетельства о благонадежности для поступления добровольцем в действующую армию". Но в начале ноября на основании справки Охранного отделения о политической неблагонадежности Маяковского ему в этой просьбе было отказано. Ситуация сложилась двойственная: с одной стороны, молодой футурист был постоянной персоной скандальной хроники всех газет и журналов (383 статьи о нем), с другой - его выступление перед памятником Скобелеву с патриотическими стихами " Война объявлена", его политические карикатуры на немцев имели большой резонанс в обществе. Так и не попав на фронт, в этой войне Маяковский использовал в качестве оружия свой талант поэта и художника. И 13 января 1917 года за патриотическую работу в тылу поэт - футурист был награжден Высочайшим Повелением Николая II "За усерд i е" на Станиславской ленте. По следам пропавшей царской награды. Медаль считалась утерянной. Впрочем, её и не искали, полагая, что пролетарского поэта царская награда никак не украшает. Между тем, в семье бывшего штабс-капитана Василия Георгиевича Царикова, известного в Санкт - Петербурге врача, о медали поэта говорили часто. Поводом было семейное предание, которое дошло до нас в пересказе его внука Дмитрия Смирнова, с которым вы сможете ознакомиться на выставке в музее Маяковского. Вообще Маяковский - фигура безусловно странная, необъяснимая, неразгаданная. Кто - то считает его приспешником и придворным поэтом советской власти, другие же напротив утверждают: Маяковский высмеивал советскую власть, что можно видеть практически в каждом из его произведений.

На выставке мне удалось познакомиться с известным писателем. Бронислав Горб - автор книги о Маяковском "Шут у трона революции" (М. 2001), прочитанной за рубежом, но неизвестной русскому читателю, в настоящее время закончил новую книгу о поэте "Анафема Маяковского". Бронислав Иванович - выпускник Литературного института имени Горького, талантливый поэт и писатель. Сделал несколько открытий в области египтологии. Так например в одной из своих книг "Приглашается мальчик на главную роль", готовящихся выйти в свет автор наглядно объясняет почему и с чего начались проблемы в Древнем Египте. Но, пожалуй, одним из самых его успешных трудов можно назвать книгу "Шут у трона революции".

По моей просьбе Бронислав Горб согласился дать интервью нашему журналу:

Бронислав Иванович, я обратила внимание на то, что в книге "Владимир Маяковский: pro et contra . Личность и творчество Владимира Маяковского в оценке современников и исследователей" (2006) нет даже упоминания о Вашей книге "Шут у трона Революции", хотя она вышла еще в 2001-м году, однако, уже в новом путеводителе музея Маяковского эта книга рекомендована для прочтения. Чем это можно объяснить?
Музей Маяковского, созданный двумя гениями музейного дела Евгением Амаспюром и Тарасом Поляковым, как музей великого поэта, вынужденного быть шутом при власти. Сейчас невозможно изучать творчество поэта без этого музея. Здесь всё наглядно: образ трона сопровождает посетителя от входа, до последних дней поэта.

Но те насмешки над Лениным, о которых вы пишете, видны ли только Вам или их можно самостоятельно обнаружить на стендах музея?
Да. В музее можно часто видеть писательницу Анну Сиброг, которая пишет книгу "Маяковский для чайников". Она обратила моё внимание на стенд в музее, где в журнале "Огонек" в День Дурака (1 апреля 1923 года) на первой обложке стихи Маяковского "Мы не верим!" со словами " Вечно будет тысячестраницый грохотать набатный ленинский язык". Набат зовет к тушению пожаров, а вечно грохотать, сзывая на пожар, - в такой набат мы и в День дурака не поверим. Как и не верил поэт. Это же был театр абсурда. Ленин потерял речь, а его избрали начальником коммунистов и т.п. А "Огонек" делал вид, что Ленин ещё дееспособен.

Вы говорите о чужой книге - о том же поэте, о котором пишете и Вы. Не станет ли Анна Сиброг Вашей конкуренткой?
Давайте подождем выхода "Маяковский для чайников". Тогда и для Института мировой литературы станет понятно, что они пишут свои доклады не о том Маяковском. Анна Сиброг каждое заблуждение о поэте остроумно проиллюстрировала. Читать - невероятно смешно и очень интересно. После книги "Маяковский для чайников" серьезные люди прочтут и "Шута у трона" и "Анафему". Анна Сиброг простыми и доступными для "чайников" способами доказала, что мы имеем дело действительно с гениальным поэтом России начала XX века - высмеявшим утопию и её просозидавшихся, которые делали вид, что они строят свой потемкинский социализм.

Бронислав Иванович, а в чем заключается смысл вопроса: "Зачем волки революции сделали Маяковского знаменем проституток?", который вы ставите в начале своей новой книги "Анафема Маяковского?
Если гениального поэта из списка певчих режима коммунистов убрать, то в их обойме, пожалуй, достойных и не останется. Вы спросите, как такой талантище занесло под своды их богадельни? В этом если и есть загадка, то разгадка проста: проверь пяток любых расхожих цитат, приспособленных режимом к себе, - и начнешь постигать первоначального Маяковского. Поколение, жившее между 1910 и 1930 годами, читало Маяковского в подлиннике. Например, точно знало, что "Анафема"(1916) - проклятие врагам России. Ленинцам, анархистам, уголовникам, работавшим в годы войны на Германию. Басни о нём Агитпроп сочинил после того, как проутюжил наследие поэта-бунтаря, выжигая крамолу, утюгом цензуры. Здесь много не нужно, поменяй одну букву (Бог и бог), одно - два слова, смени название, вычеркни строфу - и поэт другой. В канун Октябрьского переворота в газете "Новая Жизнь"(1917, 30 июля) появились стихи о кадетах, которых сожрали волки революции, пророческая "Сказочка" с эпиграфом исторической тревоги "Цвету интеллигенц i и посвящаю". Для поэта большевики - волки революции, а их начальник во главе статьи "Ленин - пролетариев вожак". Это - мнение Маяковского, поэтому и портрет Ленина у поэта иронический: "в складках лба зажата человечья в огромный лоб огромная мысль". Это ироническое определение "человечий" подходит для вожака волчьей стаи. О человеке так не говорят. Поколению после революции не надо было объяснять, что кадеты - конституционные демократы, а волки революции - большевики, сожравшие в те годы и еще 99 политических партий России. Поколениям между 1935и 1985 годами навязали поэта подправленного, объявив после запрета "певцом революции". Для них "Анафема" названа "Ко всему". Их учёные мужи, убрав "Цвету интеллигенции посвящаю", доказали, что "Сказочка о Красной Шапочке" - сатира на кадетов, мол, названных Лениным червями революции. Называл Ленин и цвет интеллигенции не мозгом нации, а говном. На что поэт по-шутовски откликнулся; "Я себя под Лениным чищу, чтобы плыть+". В антологии "Владимир Маяковский: pro et contra . Личность и творчество Владимира Маяковского в оценке современников и исследователей" (Санкт - Петербург, 2006) три критика цитируют как бы хрестоматийные стихи поэта : "Меня одного сквозь горящие здания Проститутки, как святыню, на руках понесут И покажут Богу в своё оправдание". Футурист Сергей Третьяков, позже расстрелянный, сохранил подлинные стихи друга, напечатав их в Чите (1921), к которым цензура тогда не добралась, а сейчас проморгала: "Меня одного сквозь горящие здания Проститутки, как Христа, на руках понесут И покажут Богу в свое оправдание". Талантливый русский поэт Арсений Несмелов (Миропольский) имел 4 боевых награды за войну с немцами. Воевал с их ставленниками - большевиками в армии Колчака. Расстрелян. Арсений Несмелов писал о великих поэтах Золотого и Серебряного века отечественной поэзии и о русском языке: "Не знаю лучшего Для сквернословий и молитв, Он, изумительный - от Тютчева до Маяковского велик". Волки революции, превращая Маяковского в СССРского поэта, лишенного права сравнить себя с Христом, печатали даже в Полном Собрании Сочинений (М.1955). "Меня одного сквозь горящие здания Проститутки, как святыню, на руках понесут И покажут Богу в своё оправдание. И бог заплачет над моею книжкою!" В Литинституте по поводу стихов шутили, что проститутки не только Маяковского могли показывать в оправдание, а каждого советского поэта из справочника Союза писателей СССР. Маяковский написал о другом, и это другое читается так: "Меня одного сквозь горящие здания Проститутки, как Христа, на руках понесут И покажут Богу в свое оправдание. И Бог заплачет над моею книжкою!" Поколение, полюбившее поэта без подсказки, знало одно прочтение: "Христос, снятый с креста. Мученик за людские грехи". Впрочем, этому и посвящена эта книга, где авторское прочтение возвращено и "Анафеме", "Сказочке", поэме "150.000.000".

Бронислав Иванович, а популярен ли сегодня Маяковский?
Да, конечно. Люди приходят в музей, интересуются, правда, по большей части иностранцы, но русских тоже достаточно много. Радует то, что приходит молодежь.

Кому посвящены Ваши книги?
Я посвятил свои книги своей жене Эле и трем дочерям: Исане, Илане, Юлии, которые поддерживают меня во всем. И они были первыми читателями и критиками моих книг.

А где можно приобрести вашу новую книгу, я заметила, что ни в одном книжном магазине ее нет?
Да, книгу пока приобрести сложно, разве что заказать по Интернету komvestar@mail.ru .

Бронислав Иванович, спасибо Вам огромное за интервью. Желаю Вам творческих успехов и ждем выхода Ваших новых книг.

Ирина Тихонова

Категория: Авторские колонки » Доброжелательный сноб









<
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
  • ICQ: --
3 мая 2010 09:36

Slava

  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
 
Интересные мысли, хороший слог, хочется прочесть "Шута" и самому.
Респект автору;)