интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Драма » В театре имени Евгения Вахтангова прошел "Мастер-класс" великой Марии Каллас

 
 
 

В театре имени Евгения Вахтангова прошел "Мастер-класс" великой Марии Каллас

Автор: Ольга Пурчинская от 26-03-2022, 02:37, посмотрело: 1270

26 и 27 марта 2022 года на Новой сцене Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова пройдут премьерные показы спектакля «Мастер-класс» («Письма из тишины»). Постановку пьесы современного американского либреттиста, драматурга и сценариста Терренса Макнелли (1938-2020) в переводе Сергея Волынца осуществил Сергей Яшин (Народный артист России).

Сценография и костюмы: Елена Качелаева (Заслуженный художник России).
Музыкальный руководитель: Татьяна Агаева (Заслуженный деятель искусств России).
Художник по свету: Руслан Майоров.
Художник-гример: Ольга Калявина (Заслуженный работник культуры России).
Звукорежиссер: Арсений Парамонов.
Помощник режиссера: Рогнеда Смирнова.

В ролях:
Мария: Людмила Максакова (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России);
Незнакомец: Олег Макаров (Заслуженный артист России);
Мэнни Вайншток, концертмейстер: Евгений Кравченко;
Софи Де Пальма, сопрано: Евгения Ивашова;
Шэрон Грэхэм, сопрано: Мария Волкова (Заслуженная артистка России);
Энтони Кандолино, тенор: Алексей Петров.

Партия фортепиано: Андрей Булатов.

В спектакле звучат фрагменты из произведений Винченцо Беллини, Джузеппе Верди, Джакомо Пуччини, а также фрагменты из книги Марии Варденга «Когда вернется бабочка».

Однажды Терренсу Макнелли удалось посетить мастер-класс Марии Каллас в США. Мероприятие настолько сильно впечатлило выдающегося драматурга, что он вдохновился на написание пьесы. За свою жизнь он создал немало произведений для театра. Поскольку драматург в юности получил профессию менеджера сцены, в его сочинениях часто проскальзывают отголоски серьезных познаний в этой области.

Спектакль «Мастер-класс» - подарок, который театр имени Евгения Вахтангова приготовил себе и своим зрителям к профессиональному празднику – Международному дню театра, который уже в 61-й раз будет отмечаться 27 марта.

Центральная персона постановки – легенда мировой оперной сцены, всенародно любимая певица-сопрано Мария Каллас (1923-1977). Ее прекрасный голос, дополненный незаурядным актерским дарованием и глубокими, печальными, выразительными глазами, мечтали услышать десятки тысяч меломанов по всему миру. Сегодня есть возможность наслаждаться мастерством великой примадонны благодаря отреставрированным записям многочисленных спектаклей и гала-концертов.

По сюжету звезда уже не поет, поскольку принесший ей славу в планетарных масштабах голос больше не звучит как прежде. А вот давать полезные уроки молодым вокалистам, которым еще только предстоит сделать первые шаги по сцене, она еще может, чем и занимается. Исторический факт: Мария Каллас давала серию мастер-классов в Джульярской школе - одном из престижнейших высших учебных заведений Нью-Йорка, специализирующемся на искусстве, в том числе на музыке – на протяжении полугода, с октября 1971 по март 1972 года.

Получить несколько полезных советов от звезды мировой оперы приезжают юные вокалисты со всей страны. Они по-настоящему амбициозны и целеустремлены, однако, оказавшись тет-а-тет с живой легендой, робеют и зажимаются. Вдумчиво, терпеливо, деликатно, с четким знанием дела и изрядной долей юмора великая Актриса и Певица учит молодых сопрано и тенора важнейшим нюансам профессии. Знаете ли вы, как пробудить свою индивидуальность и не затеряться в толпе себе подобных? Как работать с текстом, если хотите полностью вжиться в образ и заставить публику понять себя, поверить и сопереживать? Можно ли запомниться зрителю однажды и навсегда? Как побороть актуальные проблемы – болезни, плохое настроение, сложности в личных делах, - и предстать перед театралами как ни в чем не бывало? На эти и многие другие вопросы Мария Каллас отвечает каждому юному таланту, а заодно и всему залу, завороженно наблюдающему за ее уроками.

Центральный образ спектакля воплотила Народная артистка России Людмила Максакова. Легендарная примадонна оперных театров в ее исполнении предстала чуткой, глубокой, сильной, но при этом нежной и ранимой натурой, женщиной, которая, потеряв возможность петь на сцене, продолжает делать это душой и сердцем. Главный персонаж живет на сцене по-королевски – прямо, свободно, с гордой осанкой, прямым и решительным взором, четкими, выверенными жестами.

Словно по волшебству прямо на глазах у зрителей Мария Каллас превращается в своих героинь – леди МакбетМакбет» Дж.Верди), НормуНорма» В.Беллини), принцессу ЭболиДон Карло» Дж.Верди), АминуСомнамбула» В.Беллини), ЛючиюЛючия ди Ламмермур» Г.Доницетти), ВиолеттуТравиата» Дж.Верди). Так она вспоминает свои работы в знаменитых театрах и делится с молодежью личным опытом. А параллельно мастер-классам звучит знаменитый голос, покоривший сердца миллионов меломанов по всему миру и до сих пор продолжающий завоевывать новых поклонников.

В спектакле звучат фрагменты переписок Марии с главной любовью ее жизни – греческим миллиардером Аристотелем Онассисом, человеком грубым, резким, не стремящимся к высокой культуре и искусству. Их связь не была долгой – история продолжалась три года. Однако сила чувств питала силы и терзала душу певицы до конца жизни.

Интересные образы юных талантов показали молодые актеры театра имени Вахтангова. Так, сопрано Софи Де Пальма в исполнении Евгении Ивашовой – амбициозная, но очень робкая и стеснительная девушка. Она готовит партию Амины, героини оперы «Сомнамбула» и видит ее в гипнотическом состоянии. Однако певица не учла обстоятельства, которые довели персонажа до этого. Заодно и не уделяет должного внимания фонетике, что негативно сказывается на выразительности пения и на четкости дикции. Напротив, сопрано Шэрон Грэхэм Заслуженной артистки России Марии Волковой – не из робкого десятка. На мастер-класс она приезжает при полном параде, в вечернем платье, гриме и драгоценностях. Ее сила – в агрессивном темпераменте, который, как выясняется в ходе занятия, далеко не всегда нужен. Тенор Энтони Кандолино Алексея Петрова – обладатель красивого, звонкого голоса, излишне импульсивный, немного капризный, но чрезвычайно обаятельный персонаж.

Какой же мастер-класс может обойтись без концертмейстера? Образ этого важнейшего специалиста, надежного друга, коллегу и товарища оперных певцов на протяжении всей карьеры воплотил Евгений Кравченко. Сперва это робкий, застенчивый «юноша в красном свитере», затем он становится все более яркой, сильной индивидуальностью. За сценой партию фортепиано исполняет профессиональный музыкант, артист оркестра Вахтанговского театра Андрей Булатов.

Еще один значительный персонаж спектакля – Незнакомец в исполнении Заслуженного артиста России Олега Макарова. Это автор пьесы, который незаметно следует за примадонной Марией Каллас, наблюдает за занятиями и за тем, как юные звездочки в корне меняют собственное представление о выбранной профессии. Также он предстает в воспоминаниях певицы то ее возлюбленным Аристотелем Онассисом, то супругом Джованни Баттиста Менегини.

«Мастер-класс» - спектакль в двух действиях общей продолжительностью около двух с половиной часов. Божественный голос Марии Каллас завораживает, равно как и игра вахтанговцев, представителей нескольких поколений труппы. История жизни легендарной примадонны полна радостей и печалей, ожиданий и разочарований, труда и вдохновения, счастья и горя, обретений и потерь. Постановка стильная, изысканная, элегантная и изящная. Здесь нет ничего лишнего, все задумки осуществлены с глубоким уважением к мастерам музыкального театра. Новое детище Вахтанговского дома – потрясающий подарок к грядущему празднику, который доставит немало радостных минут столичной публике, любящей как драму, так и оперу.

Ольга Пурчинская

Фотографии Марины Айриянц

Категория: Театр » Драма