интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Драма » Театр Вахтангова представляет спектакль «Мертвые души» в эстетике "Галопад"

 
 
 

Театр Вахтангова представляет спектакль «Мертвые души» в эстетике "Галопад"

Автор: Ольга Пурчинская от 28-04-2021, 04:47, посмотрело: 922

27 и 28 апреля 2021 года на Исторической сцене Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова проходят премьерные показы спектакля «Мертвые души». Жанр оригинальной постановки поэмы Н.В.Гоголя определяется как галопад в двух действиях.

Сценическая версия: Владимир Иванов (Заслуженный деятель искусств России) и Андрей Тупиков.
Идея и постановка: Владимир Иванов.
Сценография и костюмы: Максим Обрезков (Заслуженный художник России).
Музыка: Вячеслав Жуков.
Режиссер по пластике: Сергей Землянский.
Художник по свету: Александр Матвеев.
Художник-гример: Ольга Калявина (Заслуженный работник культуры России).
Звукорежиссеры: Анатолий Ибрагимов, Руслан Кнушевицкий.
Помощник режиссера: Марина Марченко.

Театр Вахтангова представляет спектакль «Мертвые души» в эстетике "Галопад"В ролях:
Она: Мария Аронова (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России);
Он: Владислав Гандрабура.

Произведение крупной формы с множеством действующих лиц и сюжетных линий оживает на вахтанговской сцене усилиями двух человек. Знакомую со школьных лет поэму читают и разыгрывают для зрителей Он и Она. Артисты и рассказчики в одном лице словно по мановению волшебной палочки на протяжении двух действий неустанно переодеваются, при помощи реквизита, грима и костюмов меняясь до неузнаваемости.

Режиссер-постановщик Владимир Иванов кратко описывает свой спектакль:
«Первоначально наш спектакль назывался «Галопад», но мы остановились на более традиционном - «Мертвые души». Галопад (от французского gallopade) - особая пляска, в которой кавалер с дамой, обняв друг друга, скачут оба вместе. В этой фразе, в этом определении смысл и квинтэссенция идеи нашего спектакля, который станет гимном актерству, Театру. Это главное, так как Гоголь бездонен, это невероятный автор, и мы понимаем, что можем показать только одну его сторону…».

Зацепившись за слово «Галопад» и внимательно посмотрев спектакль, зритель может сделать вывод: все, что происходило на протяжении немногим более трех часов с небольшим антрактом, очень напоминает яркую, взрывную, бешеную, харизматичную пляску, увлекающую за собой не только участников, но и сторонних наблюдателей.

На протяжении двух актов Мария Аронова и Владислав Гандрабура рассказывают и разыгрывают как по нотам первую часть сочинения Н.В.Гоголя. Оба артиста за это время примеряют на себя множество разнообразных образов - от Павла Ивановича Чичикова и его родителей до пятерых знаменитых помещиков (Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин), слуг, дам, господ, чиновников и так далее.

Спектакль очень интересен с хореографической точки зрения. Каждый герой двигается по-разному, имеет свою посадку корпуса, походку и осанку. Путешествуя по сюжетной канве вместе с рассказчиками, мы видим юношей и стариков, атлетически сложенных персонажей и людей с ограниченными возможностями, обладателей летящей походки и еле передвигающихся индивидов.

Костюмы стилизованы под российский быт XIX века. Изящные платья юных барышень здесь уживаются с формой военных, одеяния чиновников - с роскошными, излишне пышными нарядами их жен. Яркие щегольские туалеты Чичикова контрастируют с костюмами помещиков: светлыми панталонами Манилова, сшитыми из белых роз, темно-серым платьем Коробочки со множеством перьев, огромным, мешковатым черно-бело-серым одеянием Собакевича и темными лохмотьями Плюшкина, напоминающими одежду Бабы-Яги. На протяжении всего действия герои носят всевозможные маски. Лицо и прическа Павла Ивановича Чичикова визуально роднят центрального персонажа с его литературным «отцом» - Николаем Васильевичем Гоголем.

Среди предметов реквизита - множество чемоданов, ширмы для переодевания, столы, стулья, а также куклы, изображающие некоторых персонажей. Сделанные в натуральную человеческую величину, они становятся партнерами артистов в танце, кучерами, прекрасными дамами, полицейскими, почтмейстерами и другими обитателями городских и сельских казенных или богоугодных заведений.

Пластика тела и голоса - важнейшие средства актерской выразительности. Она и Он неустанно меняют походку, осанку, посадку головы, амплитуду движений, скорость передвижения, тембр и многое другое. Богатейшая палитра красок голосов артистов позволяет их персонажам мгновенно стареть и молодеть, менять характер, личность, пол и амплуа. Юная сладкоголосая барышня-кокетка через секунду становится надменным чиновником с грубым, неприятным голосом, а цветущий молодой юнец обретает скрипучий тембр старухи.

Маски, перья, блестки, кружева, цветы, множественные элементы буффонады и щедрые порции беззаботного смеха роднят спектакль с легкой, стильной, изящной, остроумной комедией. Есть здесь и другая неотъемлемая часть комического - суровое, безжалостное, беспощадное обличение пороков современного автору общества, самых разных слоев населения. Павел Иванович Чичиков - псевдо-помещик, выходец из чиновников, активный делец, строящий свою «блестящую» карьеру на обмане, воровстве, мошенничестве в особо крупных масштабах, систематическом злоупотреблении своими полномочиями. «Правильные» советы о том, как добиться успеха, ему еще в юные годы дает отец.

Все персонажи «Мертвых душ» - личности хрестоматийные, в каждом из них можно узнать своих знакомых, известных персонажей светской хроники или элиты. Н.В.Гоголь обличал и высмеивал пороки современного ему общества, но эти же качества свойственны и многим личностям, живущим в XXI веке. В сочетании с интересной сценографией, эффектными костюмами, прекрасными актерскими работами и умной, современной, стильной постановкой за день до премьеры на глазах первых зрителей рождается спектакль, который придется по душе и опытным театралам, высоко ценящим классику, и молодежи, обожающей, когда на сцене все «в тренде», в ногу со временем.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц

Еще фотографии

Категория: Театр » Драма