интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Драма » История в четырех новеллах в спектакле "Рождество на чердаке"

 
 
 

История в четырех новеллах в спектакле "Рождество на чердаке"

Автор: Ольга Пурчинская от 9-01-2021, 06:12, посмотрело: 984

6 и 8 января 2021 года на сцене «Студия» Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова прошли премьерные показы спектакля «Рождество на крыше». Камерная история основана на новеллах О.Генри «Алое платье», «Тщеславие и соболя», «Последний лист» и «Дары волхвов» в переводе Владимира Азова и Александра Гарлина.

Режиссер-постановщик: Анна Горушкина.
Художник-постановщик: Елена Киркова.
Художник по свету: Руслан Майоров.
Хореограф: Сергей Захарин.
Хормейстер: Ия Мустафина.
Педагог по вокалу: Александр Сазонов.
Звукорежиссеры: Семен Стазаев, Даниил Давлетов.
Техническое обеспечение: Дмитрий Лазарев.
Помощник режиссера: Дарья Бодрова.

В ролях:
Автор / Коун / Шлегель / Доктор / Джим: Евгений Кравченко;
Мейда: Елизавета Палкина;
Грейс / Сью: Полина Бондарь;
Молли МакКивер / Джонси: Екатерина Жаркова;
Делла: Валентина Попова;
Малыш Брэди: Василий Цыганцов;
Берман / Проповедник: Александр Галочкин;
Рэмси / Рэнсом: Николай Романовский.

История в четырех новеллах в спектакле "Рождество на чердаке"Литературная основа спектакля - новеллы американского писателя О.Генри (Уильям Сидни Портер, 1862-1910), яркого мастера, прославившегося, главным образом, своими сочинениями малой формы. В начале автор создавал юморески и словесные карикатуры, обличающие пороки определенных слоев современного ему общества, затем работал над рассказами, проявляя «интерес к человеческому характеру, сочетающийся с драматической интригой». Новеллы О.Генри по большей части отличаются «счастливым примирительно-утешительным финалом».

Источниками вдохновения для творчества писателю служили беседы, которые он вел с постояльцами в отелях, случайными попутчиками, прохожими, заключенными. Иногда он описывал случаи из собственной жизни. Откуда именно был взят тот или иной сюжет, выяснить невозможно.

Добрые и грустные, умные и поучительные истории, рассказанные О.Генри, отличаются абсолютной реалистичностью. События, разворачивающиеся в его новеллах, могли произойти в любое время, в любом месте, с любым человеком, независимо от его образования, уровня доходов, семейного и социального положения.

История в четырех новеллах в спектакле "Рождество на чердаке"Герои спектакля «Рождество на чердаке» - молодые, небогатые люди, любящие, добрые, мечтающие о спокойной, счастливой жизни. Они не всегда могут досыта поесть, одеться по фактической погоде, оплатить и обогреть свое жилье.
Героиня новеллы «Алое платье» Мейда мечтает о новом красивом наряде, но отдает накопленные с трудом четыре доллара своей подруге, которая потратила аналогичную сумму на платье и теперь не может оплатить жилье.
Бывший мошенник Малыш Брэди (новелла «Тщеславие и соболя»), теперь живущий «правильной» жизнью, дарит своей жене Молли роскошные меха. Одновременно аналогичные изделия пропадают у богатой жительницы города. Бывший преступник вновь становится объектом внимания полиции.
Молодая семейная пара - Делла и Джим - обладают некоторыми предметами роскоши: у нее шикарные волосы, у него золотые часы («Дары волхвов»). Приближается праздник, и они хотят порадовать друг друга дорогими подарками. Денег на такие радости им не хватает.
Развязки действительно представляют собой некий компромисс, примиряющий героев с той непростой ситуацией, в какую поставила их жизнь.

Из четырех рассказов выделяется «Последний лист». Эту историю никак нельзя назвать веселой, ироничной, смешной. Действие происходит более ста лет назад, но описанные О.Генри драматические события понятны всем современным жителям планеты. Молодая художница заболевает воспалением легких, когда в городе свирепствует эпидемия. Прогноз врача неутешителен, девушка уверена, что умрет, когда с плюща за окном упадет последний лист.

История в четырех новеллах в спектакле "Рождество на чердаке"Рождество - праздник с неповторимой светлой атмосферой ожидания чуда, лучшее время, чтобы мечтать и исполнять желания, дарить надежду и помогать тем, кто попал в беду. Художница Джонси не умирает: ее силы подкрепляет стойко висящий на своем месте листок. Уходит из жизни другой человек - мастер, сотворивший для нее этот шедевр, стоя под проливным дождем.

Рассказы О.Генри - произведения малой формы. Несмотря на небольшой размер, они заставляют о многом задуматься, наблюдать, анализировать и делать правильные выводы. Тонкий юмор автора и хороший конец - категории весьма условные: после каждого фрагмента спектакля остается легкий оттенок светлой грусти.

Постановка не делится на части и на акты, рассказы идут один за другим, выстраиваясь в единое сюжетное полотно. Герои - небогатые американцы рубежа XIX-XX столетий. Это заметно и по их внешнему виду, и по визуальному решению сценического пространства. Персонажи, несмотря на образ в стиле ретро, очень похожи на современных людей с их мыслями, чувствами, проблемами и желаниями. Даже те, кто нарушает закон, делают это не по «призванию», а по крайней нужде.

Эффект реалистичности происходящего достигается, прежде всего, благодаря вдумчивой, глубокой, проникновенной игре молодых актеров-стажеров вахтанговской труппы. Они пропускают все жизненные сложности, проблемы и несчастья персонажей через себя, дарят сатирическим, гротесковым, комическим и трагическим персонажам частичку своей души. Вот потому каждый человек, находящийся на сцене, и находит отклик в зрительских сердцах.

Кто лучше автора сможет сказать о той идее, какой он руководствуется при создании спектакля? Итак, слово режиссеру. Анна Горушкина:
«О.Генри очень современен. Он дает верный рецепт: сегодня, когда нет опоры в окружающем мире, мы сами можем делать чудеса, стать поддержкой друг другу. Ангелы - это люди… Во время карантина я размышляла над тем, что же теперь, в сложившихся условиях, ставить. Искала сказку для взрослых, тот материал, который дает свет надежды. О.Генри - грустный сказочник для взрослых. Он мне всегда нравился. Его жизнь абсолютно соответствовала тому, о чем он писал, что защищал в своем творчестве. Он помогал простым людям, находил в них свет. Мне хотелось, чтобы зрителю стало интересно не только прочитать новеллы О.Генри, но и узнать о нем самом, о его непростой, путаной судьбе. Он был человек большого сердца, он исправлял трагические жизненные финалы, дарил сказку и надежду людям».

Светлый, сказочный образ спектаклю придает, в том числе, музыкальный материал. Прежде всего, это традиционные рождественские песни в исполнении всех актеров, проживающих это действие. Также звучат замечательные образцы классики, в том числе фрагменты оперетты Ф.Легара «Веселая вдова» («Мне приснился сон о счастье наяву»…).

Ольга Пурчинская

Фотографии Марины Айриянц
Еще фотографии

Категория: Театр » Драма