интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Драма » Пластическая выразительность – вместо тысячи слов, или "Анна Каренина" по-вахтанговски

 
 
 

Пластическая выразительность – вместо тысячи слов, или "Анна Каренина" по-вахтанговски

Автор: Ольга Пурчинская от 14-04-2017, 04:43, посмотрело: 2959

Театр находится в постоянном движении, его стремительное развитие не останавливается ни на секунду. В результате регулярно возникают новые формы спектаклей, основанные на синтезе нескольких видов искусства. Открывающиеся виды позволяют постановщикам использовать неожиданные средства выразительности, производящие порой революционный эффект.

Неустанный творческий поиск, сложнейшие и интереснейшие эксперименты с формой и стилем – направление, в котором сейчас развивается Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова. В его репертуаре насчитывается немало «синтетических» спектаклей, где объединяются силы Слова, Чувства, Вокала, Хореографии и Акробатики. Во главе всего этого художественно-эстетического многообразия – Драма, правящая бал в искусстве Старого Света не одну тысячу лет.

Интереснейший творческий эксперимент вахтанговского театра – хореографический спектакль «Анна Каренина». Хореограф-постановщик – Анжелика Холина. Сценография – Мариус Яцовскис. Художник по костюмам и гриму – Юозас Статкевичус. Художник по свету – Тадас Валейка. Премьера состоялась 28 апреля 2012 года. Эти строки рождаются под впечатлением от спектакля 11 апреля 2017 года.
Пластическая выразительность – вместо тысячи слов, или "Анна Каренина" по-вахтанговскиВ ролях: Анна КаренинаОльга Лерман; Алексей Каренин, муж АнныЕвгений Князев (Народный артист России, лауреат Государственной премии России); Сережа, сын КарениныхСтепа Риваль; Алексей ВронскийДмитрий Соломыкин; Степан Облонский (Стива), брат Анны / Светский господин / Гость / КадетВалерий Ушаков; Дарья Облонская (Долли), жена Стивы / Светская дама / ГостьяМария Волкова; Екатерина Щербацкая (Кити), сестра Долли / Светская дама / ГостьяЕкатерина Крамзина; Константин Левин / Светский господин / ГостьФедор Воронцов; княгиня Бетси Тверская, кузина ВронскогоКсения Кубасова; князь Тверской, муж Бетси / Светский господин / Гость / КадетДенис Самойлов; графиня Вронская, мать Вронского / Светская дама / ГостьяВера Новикова; певица в опереМария Пахарь (сопрано); графиня Лидия Ивановна / Светская дама / Гостья / СлужанкаИнна Алабина (Заслуженная артистка России); княжна Сорокина / Светская дама / ГостьяАнастасия Лукьянова; граф Тушкевич, любовник Бетси / Светский господин / Наездник / Гость / КадетПавел Тэхэда Кардэнас; светские дамы и господа / Гости / Слуги и служанки / КадетыОлег Лопухов, Павел Юдин, Екатерина Симонова, Лада Чуровская, Ася Домская, Аделина Голубенко, Анастасия Лукьянова.

За два с половиной часа действия не было сказано ни одного слова. Здесь избраны другие языки, понятные каждому, независимо от возраста, образования и национальной принадлежности. Знаменитые герои говорили со зрителями жестами, пластикой, пантомимой и танцем. Еще одна важнейшая стилистическая составляющая – музыка. За сценой звучали оригинальные аранжировки сочинений А.Г.Шнитке, П.И.Чайковского, Г.Малера и Г.Форе.

Язык тела очень выразителен. Взмах руки, поворот головы, жест, мимика, дыхание, посадка корпуса, - важнейшие составляющие образов, позволяющие максимально глубоко проникнуть во внутренний мир центральных героев, понять их характер, разобраться в причинах тех или иных поступков.

Музыкальный материал, кажется, превращается в шифр, затаивший в себе «код доступа» к важнейшим перипетиям, заложенным в сюжет романа Л.Н.Толстого. Мелодии, пропитанные сильными, искренними чувствами, многократно усиливают бурю, царящую в душах как отдельно взятых личностей, так и всего высшего общества в целом.

Драматическая история, рассказанная языком танца. Истинный балет! Каждый персонаж (главный, второстепенный, массовка) на сцене находился в практически непрерывном интенсивном движении. Режиссерско-хореографический талант Анжелики Холиной при сравнительно небольшом количестве вспомогательных средств (например, стульев) позволил создать грандиозное действо.
Без лишнего реквизита, масштабных декораций и лошадей артисты показали яркие, азартные, накаленные до предела скачки.
Следующая мизансцена – и мы уже попали на бал. Пока юные дебютантки беспечно танцевали со своими кузенами-кадетами, светское общество обсуждало самые свежие, актуальные события, одобряя действия одних современников и решительно осуждая других.

«Все смешалось в доме Облонских»
С этой фразы начинается действие романа «Анна Каренина». В спектакле она очень интересно проиллюстрирована. Дворянская усадьба. Сперва здесь все чинно, как полагается: господа находятся на своих местах, слуги – на своих. Но ненадолго. Всего несколько минут – и уже не понятно, кто здесь барышня, а кто – горничная. Они стоят вперемежку, сидят за одним столом и т.д.

Цветовая гамма постановки выделяет три акцента: белый, красный и черный. В такой палитре выдержаны костюмы как основных персонажей, так и массовки членов высшего общества. Роскошные бархатные платья и элегантные мужские туалеты, таинственно мерцающие бриллианты, высокие пышные прически и величественная осанка создали устойчивое ощущение нахождения на торжественном приеме или на балу в одном из русских аристократических домов второй половины XIX века.

Каждый актер пережил драму (а порой и трагедию) своего героя. На сцене не было ни одного лишнего движения. Любой взгляд, брошенный на партнера, в зал, в даль или в никуда, был значительным и наполненным глубоким внутренним смыслом. Пластика тела многократно усиливалась свободным «полетом» струящихся вечерних платьев. Это дополнение делало хрупких барышень еще более легкими, воздушными и изящными.

Титульная героиня в исполнении Ольги Лерман – воплощение молодой женщины из высшего общества. Нежная жена, любящая мать, неравнодушная сестра после одной роковой встречи попадает в плен сильнейших страстей. Чувства берут верх над разумом, минутное увлечение оказывается сильнее «вечных ценностей» - семьи, брака, материнства, домашнего очага.
Во всех движениях заключена эмоция. АннаОльга живет, чувствует, думает, страдает, каждое мгновение на ее лице отражается новое состояние души. Нежность и ласка составляют гармоничный ансамбль с твердостью характера и силой воли. Увы, финальные обстоятельства оказываются значительно сильнее. Блестящая аристократка сломлена, свет ее отверг, моральной поддержки ждать неоткуда.

Образ Алексея Каренина, немолодого уже человека, увлеченного своей работой и практически не замечающего жену, воплотил Евгений Князев. Многочисленные документы, кажется, заменили этому человеку все – и семью, и светскую жизнь, и популярные развлечения. Но этот герой – истинный дворянин, и репутация, как собственная, так и родовая, для него крайне важна. Защитить от обесчещенной жены он должен не только себя, но и малолетнего сына.
Меланхоличное равнодушие мгновенно исчезает с лица героя, на его место приходит стальной, леденящий душу блеск глаз, жесты в этот момент становятся твердыми, четкими, уверенными, поступки – предсказуемо жестокими, безжалостными.

Юный актер Степа Риваль очень органично вписался в образ Сережи Каренина. Боль, отчаяние и глубокие страдания ребенка, в силу обстоятельств вынужденного навсегда расстаться с матерью, пожалуй, являются самым печальным итогом мимолетного увлечения Анны. А ведь всего за мгновение до этого лицо малыша осветила радостная улыбка, просто потому что он увидел маму.

Дмитрий Соломыкин (Алексей Вронский) создал образ изысканного, блестящего, элегантного представителя высшего общества, человека, прекрасно знающего, чего он хочет и не задумывающегося о возможных последствиях собственных сиюминутных желаний. Горячий, страстный красавец, упорно ухаживая за очередной дамой сердца, влюбляет ее в себя. К сожалению, о последствиях, какими это увлечение чревато для Анны, он не задумывается. Героем движет исключительно его собственное мимолетное увлечение.

Целую бурю страстей переживают и другие персонажи спектакля: гордая Долли (Мария Волкова), уличившая мужа в измене; ее ветреный супруг Стива (Валерий Ушаков), любящий жену, несмотря на неверность; пылкая и искренняя Кити (Екатерина Крамзина), находящаяся во власти собственных романтических фантазий, не вяжущихся с действительностью; внимательный и заботливый Левин (Федор Воронцов), терпением и искренностью своих чувств добившийся долгожданной взаимности; роскошная, блестящая Бетси (Ксения Кубасова), способствующая бурному развитию многих романов в высшем свете столицы и т.д.

В пластическом спектакле «Анна Каренина», как уже упоминалось выше, за два с половиной часа не было сказано ни одного слова. Зато в нем звучала опера! Да-да, во время сцены в соответствующем театре зал заполнился звуками фрагмента письма Татьяны из не менее известного памятника русской культуры XIX века – оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин» по одноименному роману в стихах А.С.Пушкина. Отрывок знаменитой сцены прозвучал в исполнении Марии Пахарь. Звонкий, эмоционально обогащенный, страстно наполненный голос доносил до зрителей не только душевные терзания пушкинской Татьяны, но и чувственную бурю, переживаемую героиней Л.Н.Толстого.

Синтез нескольких видов театра, объединенных в одном спектакле, позволил показать картины из сложнейшего прозаического произведения в доступной форме, очень красивой, изящной и изысканной. Такой сценический язык понятен каждому зрителю, независимо от его возраста, образования и национальности.

Ольга Пурчинскаhttps://www.facebook.com/pg/artrepriza/photos/?tab=album&album_id=1463787853641988еще фотографии

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Драма