«Женитьба» Гоголя впервые была поставлена в далеком 1842 году в Александринском театре. С тех пор она шла во множестве российских и зарубежных театров. И вот, в год 180-летия пьесы, за нее решил взяться и театр Вахтангова (режиссер спектакля – Сергей Кутасов).
В чем же особенность вахтанговской «Женитьбы»?
История, рассказанная в «Женитьбе», хоть и стара, но актуальна до сих пор. Современность и основная идея пьесы для актера Михаила Васькова (Подколесин) заключаются в проблеме людской нерешительности: «Посмотрите на нашу жизнь, мы вообще ни на что не решаемся! Все время чего-то хотим, строим глобальные планы, а на самом деле ничего не происходит, мы так и не делаем первый шаг».
Но для главной героини (Александра Бледная) не только эта идея главная: «Для меня это все равно спектакль о любви, о том, что выбор - трудная вещь… У меня столько подруг, которые так хотят замуж! И решиться трудно, и так хочется, что невозможно».
В вахтанговской версии «Женитьбы» мужские персонажи похожи на тех, которые живут на страницах Гоголя: хитрый Кочкарев (Евгений Карельских), без труда избавляющийся от конкурирующих женихов, сомневающийся и немного ленивый Подколесин. А вот невеста Агафья Тихоновна выглядит непривычно: очень самостоятельная и смелая. Правда, сама актриса считает, что в пьесе Гоголя очень пространные ремарки по поводу ее героини, в которые может вписаться даже такой образ: «Она резкая такая, взбалмошная, на ней трудно жениться. На мой взгляд, она бешеная. Она первая решилась, первая сказала «Да, я хочу» - ей, как каждой женщине, хочется иметь семью. И для женщины проще сделать этот выбор, чем для мужчины».
Спектакль давался непросто, и в этом признались все актеры.
Александра Бледная (Агафья Тихоновна): «Мы очень долго репетировали - первая читка была 12 октября 2011 года. Процесс шел довольно трудно, конфликтно. И буквально в последнюю неделю изменилось вообще все, весь спектакль буквально сломался и стал совсем другим. Появились новые задачи и даже новая тема».
Михаил Васьков (Подколесин): «Эта пьеса легко не дается. Режиссер Сергей Кутасов придумал яркий рисунок, потом этот рисунок стирался – мы его подчищали. Это был поиск. Та идея, которую принес Сергей Кутасов, что нужно оглянуться назад и посмотреть чем ты живешь, где твое сердце, где твоя душа и кто тебя окружает, - вот эта идея так и осталась, но сейчас она стала чище».
Олег Форостенко (Яичница): «Поскольку я самый старый в этой постановке, для меня самым трудным оказалась просьба режиссера быть моложе, быть вровень с молодыми коллегами».
Финал пьесы, по словам Александры Бледной, решили оставить открытым: «Сбегает ли Подколесин - неизвестно. Он просто сказал «Как же без шляпы?». То есть никакой точки в спектакле не стоит».
Однако окончательные выводы по поводу вахтанговской версии «Женитьбы» делать еще рано. По словам актеров, они все еще находятся в творческом поиске и постоянно придумывают новые ходы. Первое время спектакль будет меняться от показа к показу.
Катерина Новикова
Мария Ипполитова
Фотографии Марии Ипполитовой
В чем же особенность вахтанговской «Женитьбы»?
История, рассказанная в «Женитьбе», хоть и стара, но актуальна до сих пор. Современность и основная идея пьесы для актера Михаила Васькова (Подколесин) заключаются в проблеме людской нерешительности: «Посмотрите на нашу жизнь, мы вообще ни на что не решаемся! Все время чего-то хотим, строим глобальные планы, а на самом деле ничего не происходит, мы так и не делаем первый шаг».
Но для главной героини (Александра Бледная) не только эта идея главная: «Для меня это все равно спектакль о любви, о том, что выбор - трудная вещь… У меня столько подруг, которые так хотят замуж! И решиться трудно, и так хочется, что невозможно».
В вахтанговской версии «Женитьбы» мужские персонажи похожи на тех, которые живут на страницах Гоголя: хитрый Кочкарев (Евгений Карельских), без труда избавляющийся от конкурирующих женихов, сомневающийся и немного ленивый Подколесин. А вот невеста Агафья Тихоновна выглядит непривычно: очень самостоятельная и смелая. Правда, сама актриса считает, что в пьесе Гоголя очень пространные ремарки по поводу ее героини, в которые может вписаться даже такой образ: «Она резкая такая, взбалмошная, на ней трудно жениться. На мой взгляд, она бешеная. Она первая решилась, первая сказала «Да, я хочу» - ей, как каждой женщине, хочется иметь семью. И для женщины проще сделать этот выбор, чем для мужчины».
Спектакль давался непросто, и в этом признались все актеры.
Александра Бледная (Агафья Тихоновна): «Мы очень долго репетировали - первая читка была 12 октября 2011 года. Процесс шел довольно трудно, конфликтно. И буквально в последнюю неделю изменилось вообще все, весь спектакль буквально сломался и стал совсем другим. Появились новые задачи и даже новая тема».
Михаил Васьков (Подколесин): «Эта пьеса легко не дается. Режиссер Сергей Кутасов придумал яркий рисунок, потом этот рисунок стирался – мы его подчищали. Это был поиск. Та идея, которую принес Сергей Кутасов, что нужно оглянуться назад и посмотреть чем ты живешь, где твое сердце, где твоя душа и кто тебя окружает, - вот эта идея так и осталась, но сейчас она стала чище».
Олег Форостенко (Яичница): «Поскольку я самый старый в этой постановке, для меня самым трудным оказалась просьба режиссера быть моложе, быть вровень с молодыми коллегами».
Финал пьесы, по словам Александры Бледной, решили оставить открытым: «Сбегает ли Подколесин - неизвестно. Он просто сказал «Как же без шляпы?». То есть никакой точки в спектакле не стоит».
Однако окончательные выводы по поводу вахтанговской версии «Женитьбы» делать еще рано. По словам актеров, они все еще находятся в творческом поиске и постоянно придумывают новые ходы. Первое время спектакль будет меняться от показа к показу.
Катерина Новикова
Мария Ипполитова
Фотографии Марии Ипполитовой