Почему театр перестал быть волшебством?
Налог интеллектуала
Любовь к театру, пожалуй,- неотъемлемый элемент жизни каждого интеллигента или, хотя бы, считающего себя таковым. Как выглядит традиционный «театральный» вечер? В оживленном фойе перед спектаклем звучат диалоги «о высоком». Когда поднимают занавес и на сцене разворачивается своя маленькая, обособленная от бренной реальности жизнь, зрители в каждом жесте и реплике пытаются отыскать глубочайший философский подтекст. Спектакль заканчивается, и нарядная публика торопится в гардероб, чтобы побыстрее спуститься в метро и скорее умчаться домой, засыпая под сладким влиянием новых впечатлений. Толпа, еще минуту назад участвующая в чарующем театральном действе, растворяется в сияющем огнями мегаполисе. Завтра вчерашний зритель вспомнит: «смотрел спектакль». И забудет. Этот алгоритм - дань принадлежности к культурной элите - хорошо знаком и мне. Но недавно я подумала: неужели все волшебство театра, театра в широком смысле, сводится к механическому просмотру пьесы? И решила сходить в театр по-новому. Пригласила подругу, взяла билеты на ближайшую дату. Вот что было дальше...
«Улица опрокинулась. Течет по-своему…»
18.15. Мы выходим из метро. Ресницы тут же покрываются озорными снежинками. По щекам катятся капельки растаявших снежных хлопьев. Смахнув с лица «приветы от зимы», мы идем к Театральной площади, чтобы поглазеть на великолепие отреставрированного Большого. Сколько же здесь людей! Они фотографируются на фоне национального достояния, ходят кругами по площади. Кто-то не теряет надежду приобрести «хоть один билетик» и стоит у кассы, переминаясь с ноги на ногу от холода. Разнородная публика вызывает у меня восторг, и я чувствую себя частичкой этой предвкушающей массы. Улица залита приглушенным фонарным светом. Некоторые деревья украшены электрическими гирляндами: яркие огоньки создают атмосферу сказки. Ведь это и есть сказка! Вечер. В небе кружится снег. Москва блистает разноцветными огнями. А через полчаса я окунусь в мир художественной реальности и проживу еще одну жизнь. Жизнь на сцене. Заново.
Настроение с ароматом праздника
18.32. Сворачиваем в Камергерский переулок и будто оказываемся в сказочном мире. Из окон уютных кафе загадочно глядят лица. Посреди дороги группа уличных музыкантов заряжает прохожих энергией романтичной гитары. Вдалеке раздается чей-то звонкий смех. Настроение наполнено ароматом какого-то неизвестного праздника, не закрепленного в календаре. Все проникнуто искристой атмосферой чуда, которое вот-вот должно случиться с каждым прохожим на Камергерском переулке этим вечером. С нами оно уже случилось: мы идем на спектакль, поставленный на Малой сцене Чеховского МХТа.
«Она пришла с мороза, раскрасневшаяся…»
18.40. Распахиваем двери театра и вместе с морозным воздухом, уличным смехом, бренчанием гитары нарушаем тишину безлюдного холла. По узкой лестнице поднимаемся в гардероб и сдаем влажные от стаявшего снега пальто. В зеркале на нас глядят две румяные девицы. Мы улыбаемся и поднимаемся в фойе.
Тихие разговоры. Мягкий свет. Ряд фотографий, иллюстрирующих историю театра. Рояль. Мы точно попали в маленький творческий мир. Маленький, но, в тоже время, просторный для мыслей и чувств. Я впервые ощущаю себя свободной от сковывающей маски искушенного театрала. Не нужно лишних слов, изобилующих клишированными оборотами. Не нужна исступленная поза созерцателя, задумчиво глядящего на портреты актеров, а в душе жаждущего скорее исчезнуть из театра. Все происходит естественно и как-то само собой.
Как улетучилась реальность
19.03. Начинается спектакль. По сцене движутся люди, раздаются реплики, световые акценты усиливают экспрессию действия… Падает и вновь поднимается занавес. Цветы. Улыбки. Объятия. Снова цветы. Финальный поклон. Спектакль увенчивается бурей зрительских аплодисментов. Проводив изможденных актеров, восторженная масса вытекает из маленького зала. Я – в этой толпе. Толкаюсь, обмениваюсь какими-то фразами с соседями по очереди, рассеянно кручу на пальце гардеробный номерок…
...И в тоже время я - одна. Чувствую, как под ногами исчезает дощатый пол, вижу, как размываются перед глазами лица зрителей. Я оказываюсь в новом мире. Эмоции, испытанные во время спектакля, бьют ключом, переполняя все мое существо. Дело в том, что, глядя на сцену, я впервые не пыталась разбить великое единство театрального действа на тысячи звенящих осколков. Активизировалась чувственная сторона моей жажды познания. Сердце забило в дальний угол прагматичный разум. Забылось, что из театра я должна выйти с отяжелевшей от анализа головой. Почему-то забылось, что сегодня было утро, и что вообще до нашего чудесного похода была какая-то жизнь.
Театр шире сценических рамок
21.20. Не помню, как я оказалась за стенами МХТа. Стихия, должно быть, вынесла на свежий воздух. Кажется, что на время спектакля улица застыла: так же беззаботно раздается в глубине переулка чей-то смех, голубоватое пятно фонарного света выделяет из темноты силуэт гитариста. Он остался один. Беззаботно бренчит его верная гитара. Под ногами лежит снег. Над головой раскинулось черное небо. Теперь все стало на свои места: я поняла! Театр – это другая жизнь. И жизнь эта, кстати, шире сценических рамок. Предвкушение спектакля, атмосфера внутри театра, зрители и ощущения после увиденного - все это театр. Вся жизнь - театр! Ее можно либо прожить, прочувствовать, либо поверхностно коснуться сюжетных перипетий…
Спектакль прошел, а что осталось?
21.50. Едем в метро. Одежда промокла от растаявших снежинок. Кажется, и сердце растаяло. Хочется жить ярче, любить больше, страдать, сомневаться… Все это подарил мне поход в театр. Вот это настоящее волшебство.
Екатерина Проворная
P.S. Я не стала акцентировать внимание на особенностях просмотренного в тот вечер спектакля, потому что цель моих заметок- не рецензировать постановку, а поделиться впечатлением от нового восприятия Театра.
Налог интеллектуала
Любовь к театру, пожалуй,- неотъемлемый элемент жизни каждого интеллигента или, хотя бы, считающего себя таковым. Как выглядит традиционный «театральный» вечер? В оживленном фойе перед спектаклем звучат диалоги «о высоком». Когда поднимают занавес и на сцене разворачивается своя маленькая, обособленная от бренной реальности жизнь, зрители в каждом жесте и реплике пытаются отыскать глубочайший философский подтекст. Спектакль заканчивается, и нарядная публика торопится в гардероб, чтобы побыстрее спуститься в метро и скорее умчаться домой, засыпая под сладким влиянием новых впечатлений. Толпа, еще минуту назад участвующая в чарующем театральном действе, растворяется в сияющем огнями мегаполисе. Завтра вчерашний зритель вспомнит: «смотрел спектакль». И забудет. Этот алгоритм - дань принадлежности к культурной элите - хорошо знаком и мне. Но недавно я подумала: неужели все волшебство театра, театра в широком смысле, сводится к механическому просмотру пьесы? И решила сходить в театр по-новому. Пригласила подругу, взяла билеты на ближайшую дату. Вот что было дальше...
«Улица опрокинулась. Течет по-своему…»
18.15. Мы выходим из метро. Ресницы тут же покрываются озорными снежинками. По щекам катятся капельки растаявших снежных хлопьев. Смахнув с лица «приветы от зимы», мы идем к Театральной площади, чтобы поглазеть на великолепие отреставрированного Большого. Сколько же здесь людей! Они фотографируются на фоне национального достояния, ходят кругами по площади. Кто-то не теряет надежду приобрести «хоть один билетик» и стоит у кассы, переминаясь с ноги на ногу от холода. Разнородная публика вызывает у меня восторг, и я чувствую себя частичкой этой предвкушающей массы. Улица залита приглушенным фонарным светом. Некоторые деревья украшены электрическими гирляндами: яркие огоньки создают атмосферу сказки. Ведь это и есть сказка! Вечер. В небе кружится снег. Москва блистает разноцветными огнями. А через полчаса я окунусь в мир художественной реальности и проживу еще одну жизнь. Жизнь на сцене. Заново.
Настроение с ароматом праздника
18.32. Сворачиваем в Камергерский переулок и будто оказываемся в сказочном мире. Из окон уютных кафе загадочно глядят лица. Посреди дороги группа уличных музыкантов заряжает прохожих энергией романтичной гитары. Вдалеке раздается чей-то звонкий смех. Настроение наполнено ароматом какого-то неизвестного праздника, не закрепленного в календаре. Все проникнуто искристой атмосферой чуда, которое вот-вот должно случиться с каждым прохожим на Камергерском переулке этим вечером. С нами оно уже случилось: мы идем на спектакль, поставленный на Малой сцене Чеховского МХТа.
«Она пришла с мороза, раскрасневшаяся…»
18.40. Распахиваем двери театра и вместе с морозным воздухом, уличным смехом, бренчанием гитары нарушаем тишину безлюдного холла. По узкой лестнице поднимаемся в гардероб и сдаем влажные от стаявшего снега пальто. В зеркале на нас глядят две румяные девицы. Мы улыбаемся и поднимаемся в фойе.
Тихие разговоры. Мягкий свет. Ряд фотографий, иллюстрирующих историю театра. Рояль. Мы точно попали в маленький творческий мир. Маленький, но, в тоже время, просторный для мыслей и чувств. Я впервые ощущаю себя свободной от сковывающей маски искушенного театрала. Не нужно лишних слов, изобилующих клишированными оборотами. Не нужна исступленная поза созерцателя, задумчиво глядящего на портреты актеров, а в душе жаждущего скорее исчезнуть из театра. Все происходит естественно и как-то само собой.
Как улетучилась реальность
19.03. Начинается спектакль. По сцене движутся люди, раздаются реплики, световые акценты усиливают экспрессию действия… Падает и вновь поднимается занавес. Цветы. Улыбки. Объятия. Снова цветы. Финальный поклон. Спектакль увенчивается бурей зрительских аплодисментов. Проводив изможденных актеров, восторженная масса вытекает из маленького зала. Я – в этой толпе. Толкаюсь, обмениваюсь какими-то фразами с соседями по очереди, рассеянно кручу на пальце гардеробный номерок…
...И в тоже время я - одна. Чувствую, как под ногами исчезает дощатый пол, вижу, как размываются перед глазами лица зрителей. Я оказываюсь в новом мире. Эмоции, испытанные во время спектакля, бьют ключом, переполняя все мое существо. Дело в том, что, глядя на сцену, я впервые не пыталась разбить великое единство театрального действа на тысячи звенящих осколков. Активизировалась чувственная сторона моей жажды познания. Сердце забило в дальний угол прагматичный разум. Забылось, что из театра я должна выйти с отяжелевшей от анализа головой. Почему-то забылось, что сегодня было утро, и что вообще до нашего чудесного похода была какая-то жизнь.
Театр шире сценических рамок
21.20. Не помню, как я оказалась за стенами МХТа. Стихия, должно быть, вынесла на свежий воздух. Кажется, что на время спектакля улица застыла: так же беззаботно раздается в глубине переулка чей-то смех, голубоватое пятно фонарного света выделяет из темноты силуэт гитариста. Он остался один. Беззаботно бренчит его верная гитара. Под ногами лежит снег. Над головой раскинулось черное небо. Теперь все стало на свои места: я поняла! Театр – это другая жизнь. И жизнь эта, кстати, шире сценических рамок. Предвкушение спектакля, атмосфера внутри театра, зрители и ощущения после увиденного - все это театр. Вся жизнь - театр! Ее можно либо прожить, прочувствовать, либо поверхностно коснуться сюжетных перипетий…
Спектакль прошел, а что осталось?
21.50. Едем в метро. Одежда промокла от растаявших снежинок. Кажется, и сердце растаяло. Хочется жить ярче, любить больше, страдать, сомневаться… Все это подарил мне поход в театр. Вот это настоящее волшебство.
Екатерина Проворная
P.S. Я не стала акцентировать внимание на особенностях просмотренного в тот вечер спектакля, потому что цель моих заметок- не рецензировать постановку, а поделиться впечатлением от нового восприятия Театра.