В мрачном зале почему-то светло. Оживленная публика притихла: умолк бойкий женский щебет и басистый спор мужчин. На сцене - микрофон, гитара и человек. Он стоит, распрямив плечи, глядя куда-то вдаль и одновременно обращаясь к каждому зрителю отдельно. У него ясный, прямой взгляд. Пронзительный, но такой простой. Родной. На сцене сегодня Владимир Высоцкий, артист театра на Таганке, сочинитель замечательных песен.
Он приветствует людей. Его голос с легкой хрипотцой завораживает каждое ухо. Потом он задумчиво обхватывает фигуристую гитару, и вот звучит первый аккорд. Первое слово, первая рифма захватывает волшебством своей простоты. Звучат песни. Без изворотов и затейливых мотивов. Просто песня. Песня о жизни, внутренней борьбе, о любви и, конечно же, о свободе. И все с такой самоиронией, легкостью, что каждый зритель невольно находит в его песне что-то свое: теплое и близкое только ему. Вот почему улыбки в зале перемежаются со слезами. Вот почему кажется, что сегодня все присутствующие породнились. Давно известно, что музыка сближает. Особенно - музыка Высоцкого. Она не только сближает людей, но и уничтожает бездну времени, которая пролегает между прошлым и настоящим.
Вот почему кажется, что описанный мной концерт Владимира Высоцкого в 1980 году (о нем я знаю по воспоминаниям своего дедушки) был только что, будто минуту назад мы вышли из зала с теми же слезами и улыбками, что и зрители тридцать лет назад…
…Высоцкий ожил передо мной, как только я вошла в кинозал. Нашумевшая картина Петра Буслова привлекла и меня. Я ожидала чего-то непохожего на заурядные американские боевики, которыми так охотно кормят современную публику. Я надеялась на что-то новое, да и чего греха таить: хотелось приятно провести вечер.
С этими неотягощенными психологической нагрузкой мыслями я удобно устроилась в кресле. Фильм начался. И скоро закончился. Но во мне что-то изменилось…
Кто такой Высоцкий? Талантливый поэт. А что стоит за словосочетанием «талантливый поэт»? Судьба человека, отразившая в себе судьбу целого поколения. Неугасающие противоречия, сложная, порой драматичная борьба двух начал в одной душе льются со сцены бесконечным потоком любви, страсти, нежности, страдания. Нелицевая сторона жизни Высоцкого мастерски показана в одноименном фильме с ремаркой: «Спасибо, что живой». Действительно, тема жизни и ее всепоглощающего величия доминирует во всем действии и связывает между собой дружбу, предательство, любовь, творчество, одержимость. Причем жизнь для Высоцкого- это не отшельническое существование премудрого пескаря. Жизнь - это «солнце в груди», это небо над головой, это- свобода.
А как уязвима настоящая жизнь! В фильме уязвимость передана контрастным чередованием эпизодов: философские диалоги сменяются сценами ничтожных бюрократических сделок, на место восхитительных пейзажей узбекской пустыни приходят холодные партийные подвалы, выступление Высоцкого прерывается бессмысленной погоней за мнимыми целями…
В один момент мне показалось, что вся жизнь- это и есть погоня. Только кто-то бежит за деньгами, кто-то стремится накинуть на себя ошейник и любезно превратиться в прислугу, а кто-то летит за свободой, правдой и верой. Таковым был Высоцкий.
Его образ в фильме вовсе не культивирован (как сначала ожидалось), но и не спущен до пошлой «чернухи». В том-то и дело, что перед зрителем (я имею в виду, кинозрителем) он предстает как бы живым, почти настоящим. Актеры достигли золотой середины в исполнении ролей: они не превратили картину в слезливый фарс, но и не сделали ее слишком брутальной.
По-настоящему звучат и песни Владимира Семеновича (в фильме использованы оригинальные записи его голоса). Они вкрапляются в тонкую канву сюжета, усиливая остроту его восприятия.
Особенно острым мне показалась линия борьбы свободы и несвободы духа, которая воплощена в печальной реалии наркотической зависимости Высоцкого. Заветные ампулы с морфином – на одной чаше весов, а на другой - просторы творческой мысли, безграничная, всепрощающая любовь и крепчайшая дружба. Наркотики – это внешняя ролевая граница Володи (не хочется называть его полным именем - он же родной), его «я-в-мире». А «мир-во-мне», то есть внутренний мир ощущений, чувств и мыслей, гораздо шире, богаче цветной иллюзии сиюминутного упоения. Стремление разорвать сковывающую внешнюю границу пронизывает центральный образ трагизмом. Превосходная игра неизвестного актера делает этот трагизм неподдельно искренним, и снова настоящим.
Клиническая смерть героя - это условная граница между внешним миром, кишащим расчетом, лжеценностями, пошлостью, и бесконечно вдохновенной жизнью одинокого романтика, блуждающего в потемках непонятного бытия. Очнувшись от смертоносного обморока, «перерожденный» жадно вдыхает запах жизни, такой сложной, но любимой. Остался год. Еще триста с лишком дней сочных красок, беззаветного творчества и всеобъемлющей любви. Таково жизненное кредо величайшего поэта, исполнителя… Нет, главное - Человека…
В кинотеатре зажгли свет: зрители зашевелились. Я, не смахивая с ресниц слез, мельком взглянула на своего дедушку. Глаза у него тоже покраснели от переживаний. И мне кажется, что все люди, пришедшие, как и я, избавиться на вечер от рутины быта, чуточку изменились. Они сталь чуть больше понимать мир вокруг себя, да и себя самих.
Мы с дедушкой выходим из кино, а в душе - песни, звучащие голосом Владимира Высоцкого. Немного помолчав, дедушка завершает рассказ о далеком концерте в 1980-м году…
…Музыка и голос слились в мелодичное целое. Бренчание гитары вторит глубокому голосу исполнителя. И тут - треск! Лопнула одна струна. Только одна, а инструмент уже вышел из строя. Пока струнке ищут замену, Владимир Высоцкий говорит. Его речь не похожа на слова, сказанные, чтобы только занять время: она нарушает напряженную тишину. Высоцкий говорит честно, открыто, искренне. Он беседует с публикой, и та все больше оживляется. И оживает. Приносят новую струну, прилаживают к пострадавшей гитаре. И снова музыка, и снова любимый миллионами голос. Да, эта струна никогда не лопнет, потому что она срослась с голосом современности, она уже в душе каждого из нас!
Екатерина Проворная
P.S. Мне даже не верится, что сегодня еще снимаются такие сильные, чувственные фильмы. Надеюсь, что каждый зритель достойно оценит режиссерское мастерство, тонкость актерской игры и глубину психологических деталей. Хотя самое главное- это светлая идея возродить образ талантливейшего человека своего времени. Всех времен.
Он приветствует людей. Его голос с легкой хрипотцой завораживает каждое ухо. Потом он задумчиво обхватывает фигуристую гитару, и вот звучит первый аккорд. Первое слово, первая рифма захватывает волшебством своей простоты. Звучат песни. Без изворотов и затейливых мотивов. Просто песня. Песня о жизни, внутренней борьбе, о любви и, конечно же, о свободе. И все с такой самоиронией, легкостью, что каждый зритель невольно находит в его песне что-то свое: теплое и близкое только ему. Вот почему улыбки в зале перемежаются со слезами. Вот почему кажется, что сегодня все присутствующие породнились. Давно известно, что музыка сближает. Особенно - музыка Высоцкого. Она не только сближает людей, но и уничтожает бездну времени, которая пролегает между прошлым и настоящим.
Вот почему кажется, что описанный мной концерт Владимира Высоцкого в 1980 году (о нем я знаю по воспоминаниям своего дедушки) был только что, будто минуту назад мы вышли из зала с теми же слезами и улыбками, что и зрители тридцать лет назад…
…Высоцкий ожил передо мной, как только я вошла в кинозал. Нашумевшая картина Петра Буслова привлекла и меня. Я ожидала чего-то непохожего на заурядные американские боевики, которыми так охотно кормят современную публику. Я надеялась на что-то новое, да и чего греха таить: хотелось приятно провести вечер.
С этими неотягощенными психологической нагрузкой мыслями я удобно устроилась в кресле. Фильм начался. И скоро закончился. Но во мне что-то изменилось…
Кто такой Высоцкий? Талантливый поэт. А что стоит за словосочетанием «талантливый поэт»? Судьба человека, отразившая в себе судьбу целого поколения. Неугасающие противоречия, сложная, порой драматичная борьба двух начал в одной душе льются со сцены бесконечным потоком любви, страсти, нежности, страдания. Нелицевая сторона жизни Высоцкого мастерски показана в одноименном фильме с ремаркой: «Спасибо, что живой». Действительно, тема жизни и ее всепоглощающего величия доминирует во всем действии и связывает между собой дружбу, предательство, любовь, творчество, одержимость. Причем жизнь для Высоцкого- это не отшельническое существование премудрого пескаря. Жизнь - это «солнце в груди», это небо над головой, это- свобода.
А как уязвима настоящая жизнь! В фильме уязвимость передана контрастным чередованием эпизодов: философские диалоги сменяются сценами ничтожных бюрократических сделок, на место восхитительных пейзажей узбекской пустыни приходят холодные партийные подвалы, выступление Высоцкого прерывается бессмысленной погоней за мнимыми целями…
В один момент мне показалось, что вся жизнь- это и есть погоня. Только кто-то бежит за деньгами, кто-то стремится накинуть на себя ошейник и любезно превратиться в прислугу, а кто-то летит за свободой, правдой и верой. Таковым был Высоцкий.
Его образ в фильме вовсе не культивирован (как сначала ожидалось), но и не спущен до пошлой «чернухи». В том-то и дело, что перед зрителем (я имею в виду, кинозрителем) он предстает как бы живым, почти настоящим. Актеры достигли золотой середины в исполнении ролей: они не превратили картину в слезливый фарс, но и не сделали ее слишком брутальной.
По-настоящему звучат и песни Владимира Семеновича (в фильме использованы оригинальные записи его голоса). Они вкрапляются в тонкую канву сюжета, усиливая остроту его восприятия.
Особенно острым мне показалась линия борьбы свободы и несвободы духа, которая воплощена в печальной реалии наркотической зависимости Высоцкого. Заветные ампулы с морфином – на одной чаше весов, а на другой - просторы творческой мысли, безграничная, всепрощающая любовь и крепчайшая дружба. Наркотики – это внешняя ролевая граница Володи (не хочется называть его полным именем - он же родной), его «я-в-мире». А «мир-во-мне», то есть внутренний мир ощущений, чувств и мыслей, гораздо шире, богаче цветной иллюзии сиюминутного упоения. Стремление разорвать сковывающую внешнюю границу пронизывает центральный образ трагизмом. Превосходная игра неизвестного актера делает этот трагизм неподдельно искренним, и снова настоящим.
Клиническая смерть героя - это условная граница между внешним миром, кишащим расчетом, лжеценностями, пошлостью, и бесконечно вдохновенной жизнью одинокого романтика, блуждающего в потемках непонятного бытия. Очнувшись от смертоносного обморока, «перерожденный» жадно вдыхает запах жизни, такой сложной, но любимой. Остался год. Еще триста с лишком дней сочных красок, беззаветного творчества и всеобъемлющей любви. Таково жизненное кредо величайшего поэта, исполнителя… Нет, главное - Человека…
В кинотеатре зажгли свет: зрители зашевелились. Я, не смахивая с ресниц слез, мельком взглянула на своего дедушку. Глаза у него тоже покраснели от переживаний. И мне кажется, что все люди, пришедшие, как и я, избавиться на вечер от рутины быта, чуточку изменились. Они сталь чуть больше понимать мир вокруг себя, да и себя самих.
Мы с дедушкой выходим из кино, а в душе - песни, звучащие голосом Владимира Высоцкого. Немного помолчав, дедушка завершает рассказ о далеком концерте в 1980-м году…
…Музыка и голос слились в мелодичное целое. Бренчание гитары вторит глубокому голосу исполнителя. И тут - треск! Лопнула одна струна. Только одна, а инструмент уже вышел из строя. Пока струнке ищут замену, Владимир Высоцкий говорит. Его речь не похожа на слова, сказанные, чтобы только занять время: она нарушает напряженную тишину. Высоцкий говорит честно, открыто, искренне. Он беседует с публикой, и та все больше оживляется. И оживает. Приносят новую струну, прилаживают к пострадавшей гитаре. И снова музыка, и снова любимый миллионами голос. Да, эта струна никогда не лопнет, потому что она срослась с голосом современности, она уже в душе каждого из нас!
Екатерина Проворная
P.S. Мне даже не верится, что сегодня еще снимаются такие сильные, чувственные фильмы. Надеюсь, что каждый зритель достойно оценит режиссерское мастерство, тонкость актерской игры и глубину психологических деталей. Хотя самое главное- это светлая идея возродить образ талантливейшего человека своего времени. Всех времен.