На протяжении всей истории человечества один из самых важных предметов мебельного искусства – стол – трансформировался тысячи раз, отдавая дань моде или конкретной задаче. И с уверенностью можно констатировать, что одной из наиболее оригинальных форм стал ломберный столик и его разновидности. Созданный специально для карточных игр, он оказывался на пике популярности или впадал в забытье. Но как хамелеон приспосабливался ко многим стилям и модным течениям и неоднократно перерождался с дополнительным набором функций.
Ломбер (франц. l'hombre, от исп. hombre человек) - старинная карточная игра для трех игроков, возникшая в Испании в XVI веке. Специально для этой игры появился и стол, изначально имевший прямоугольную форму. И хотя сама игра канула в Лету, но столик остался.
Многие детали прошли длительную эволюцию. Например, проноги – перекладины между ножками, которые игрокам мешали, со временем исчезли. А в XVIII веке вошли в моду складные столики, которые днем служили подставкой для ваз с цветами или подносов с чаем, а вечером раскладывались для гостей. Ну а вариаций расположения ножек существовало и того больше. Для удобства такие столы покрывали коврами или бархатом, позднее сменившимися практичным сукном. Именно зеленое сукно стало символом карточной игры, к тому же на нем было удобно делать отметки мелом во время игры.
Со временем начали появляться мелкие дополнительные детали. К примеру, углубления для фишек и специальные установки для подсвечников. В целом, главной чертой ломберного столика можно назвать симметричность: ни один из игроков не должен был иметь преимущества перед другими.
Во Франции пик увлечения ломбером пришелся на эпоху правления короля-солнца Людовика XIV. А в России ломберные столы появились во времена Петра I - в начале XVIII века. Главным его конкурентом выступил не менее популярный столик – «бобик». Этот специальный стол для пасьянса имел форму полукруга и как бы окружал игрока, за что и получил шутливое прозвище.
Позднее оба эти столика трансформировались в два новых подвида, превратившись в столик для рукоделия (за счет более объемной нижней части, куда можно было сложить все принадлежности) и столик для чаепитий (с мраморной столешницей).
В те времена, карты имели огромную популярность. В них играли абсолютно все, и дети в том числе. Это способствовало появлению ломберных столиков в нетипичных местах. Так, на всех французских курортах для привлечения русской публики помимо обычной мебели в каждом номере стояло небольшое количество столов для карточной игры. Судя по всему, предпочтение отдавалось круглым столам; во всяком случае, среди дошедших до нас предметов доминируют столы именно с круглой формой столешницы.
Один из таких редких отголосков прошлого хранится сейчас в Казани. Не так давно в реставрационных мастерских Международного института антиквариата ASG закончилась реставрация ломберного столика итальянской работы, выполненного в XIX веке.
Круглая столешница диаметром в 70 сантиметров, 4 ножки и оригинальный узор из различных пород деревьев прекрасно вписываются в любой классический интерьер. Доказательством стало то, что именно этот столик стал центральным экспонатом выставки «Два века мебели», проходящей в выставочном зале института.
Столешница оформлена причудливым декором: выполненный из шпона классический пейзаж, включающий развалины древнего храма, а сужающиеся ножки имеют полосатую окраску, имитирующую бороздки. Этот предмет не так прост, как кажется на первый взгляд. Как и у многих ломберных столиков, здесь наличествуют два выдвижных ящика для карт, а также, выдвижные доски, покрытые кожей. На них записывался ход игры.
И главная прелесть данного предмета – столешница является двусторонней. Стоит только перевернуть ее суконной стороной – и все готово для партии в карты.
В процессе реставрации столик претерпел несколько серьезных операций. Различной тяжести сколы, царапины и трещины были «залечены» профессиональными мастерами.
Деталям здесь уделялось особо пристальное внимание. Реставраторам пришлось потрудиться, подбирая аналогичные образцы шпона тех же пород дерева, что использовались итальянскими мастерами. Все бронзовые детали были отчищены от позднейших грязевых отложений и отполированы до блеска.
Подобные ломберные столики на торгах всемирно известных аукционных домов неизменно пользуются успехом, как у начинающих, так и у опытных коллекционеров и приносят хорошую прибыль своим владельцам.
Скорее всего, дело в том, что практичность и удобство, изящество и красота такого образца декоративно-прикладного искусства помогают ему вписаться в разнообразные интерьеры, создав домашнюю и уютную камерную атмосферу.
Сейчас сотрудники института активно разрабатывают концепцию внутреннего оформления и дальнейшего использования 26 исторических зданий в центре Казани, переданных инвестиционной группе компаний ASG. В рамках государственно-частного партнерства между компанией и Мэрией города к июню 2013 года – началу Универсиады будут восстановлены фасады, установлены новые окна и двери, оформлена художественная подсветка всех переданных зданий. Затем дизайнеры и искусствоведы примутся за внутренние интерьеры. Их сделают аутентичными эпохе постройки зданий с использованием антикварных предметов декоративно-прикладного искусства – текстиля, часов и картин и, конечно же, мебели. И возможно, прогуливаясь через несколько лет по излюбленным туристами старинным улочкам Казани, Вы как старого доброго друга встретите наш столик в одном из восстановленных зданий.
Татьяна Славкина
Фотографии предоставлены автором
Жан Батист Шарден. "Карточный домик"
Ломбер (франц. l'hombre, от исп. hombre человек) - старинная карточная игра для трех игроков, возникшая в Испании в XVI веке. Специально для этой игры появился и стол, изначально имевший прямоугольную форму. И хотя сама игра канула в Лету, но столик остался.
Многие детали прошли длительную эволюцию. Например, проноги – перекладины между ножками, которые игрокам мешали, со временем исчезли. А в XVIII веке вошли в моду складные столики, которые днем служили подставкой для ваз с цветами или подносов с чаем, а вечером раскладывались для гостей. Ну а вариаций расположения ножек существовало и того больше. Для удобства такие столы покрывали коврами или бархатом, позднее сменившимися практичным сукном. Именно зеленое сукно стало символом карточной игры, к тому же на нем было удобно делать отметки мелом во время игры.
Джон Эверетт Милле. "Черви и пики"
Со временем начали появляться мелкие дополнительные детали. К примеру, углубления для фишек и специальные установки для подсвечников. В целом, главной чертой ломберного столика можно назвать симметричность: ни один из игроков не должен был иметь преимущества перед другими.
Во Франции пик увлечения ломбером пришелся на эпоху правления короля-солнца Людовика XIV. А в России ломберные столы появились во времена Петра I - в начале XVIII века. Главным его конкурентом выступил не менее популярный столик – «бобик». Этот специальный стол для пасьянса имел форму полукруга и как бы окружал игрока, за что и получил шутливое прозвище.
Шандор Бихари. "Воскресный день"
Позднее оба эти столика трансформировались в два новых подвида, превратившись в столик для рукоделия (за счет более объемной нижней части, куда можно было сложить все принадлежности) и столик для чаепитий (с мраморной столешницей).
В те времена, карты имели огромную популярность. В них играли абсолютно все, и дети в том числе. Это способствовало появлению ломберных столиков в нетипичных местах. Так, на всех французских курортах для привлечения русской публики помимо обычной мебели в каждом номере стояло небольшое количество столов для карточной игры. Судя по всему, предпочтение отдавалось круглым столам; во всяком случае, среди дошедших до нас предметов доминируют столы именно с круглой формой столешницы.
Джон Сингер Сарджент. "Леди Эден"
Один из таких редких отголосков прошлого хранится сейчас в Казани. Не так давно в реставрационных мастерских Международного института антиквариата ASG закончилась реставрация ломберного столика итальянской работы, выполненного в XIX веке.
Круглая столешница диаметром в 70 сантиметров, 4 ножки и оригинальный узор из различных пород деревьев прекрасно вписываются в любой классический интерьер. Доказательством стало то, что именно этот столик стал центральным экспонатом выставки «Два века мебели», проходящей в выставочном зале института.
Столешница оформлена причудливым декором: выполненный из шпона классический пейзаж, включающий развалины древнего храма, а сужающиеся ножки имеют полосатую окраску, имитирующую бороздки. Этот предмет не так прост, как кажется на первый взгляд. Как и у многих ломберных столиков, здесь наличествуют два выдвижных ящика для карт, а также, выдвижные доски, покрытые кожей. На них записывался ход игры.
И главная прелесть данного предмета – столешница является двусторонней. Стоит только перевернуть ее суконной стороной – и все готово для партии в карты.
В процессе реставрации столик претерпел несколько серьезных операций. Различной тяжести сколы, царапины и трещины были «залечены» профессиональными мастерами.
Деталям здесь уделялось особо пристальное внимание. Реставраторам пришлось потрудиться, подбирая аналогичные образцы шпона тех же пород дерева, что использовались итальянскими мастерами. Все бронзовые детали были отчищены от позднейших грязевых отложений и отполированы до блеска.
Подобные ломберные столики на торгах всемирно известных аукционных домов неизменно пользуются успехом, как у начинающих, так и у опытных коллекционеров и приносят хорошую прибыль своим владельцам.
Скорее всего, дело в том, что практичность и удобство, изящество и красота такого образца декоративно-прикладного искусства помогают ему вписаться в разнообразные интерьеры, создав домашнюю и уютную камерную атмосферу.
Фредерик Гудолл. "Игра в карты"
Сейчас сотрудники института активно разрабатывают концепцию внутреннего оформления и дальнейшего использования 26 исторических зданий в центре Казани, переданных инвестиционной группе компаний ASG. В рамках государственно-частного партнерства между компанией и Мэрией города к июню 2013 года – началу Универсиады будут восстановлены фасады, установлены новые окна и двери, оформлена художественная подсветка всех переданных зданий. Затем дизайнеры и искусствоведы примутся за внутренние интерьеры. Их сделают аутентичными эпохе постройки зданий с использованием антикварных предметов декоративно-прикладного искусства – текстиля, часов и картин и, конечно же, мебели. И возможно, прогуливаясь через несколько лет по излюбленным туристами старинным улочкам Казани, Вы как старого доброго друга встретите наш столик в одном из восстановленных зданий.
Татьяна Славкина
Фотографии предоставлены автором