Прошедший 2011 год щедро жаловал нас привозными экспозициями. Так, в мае российские ценители высокого искусства смогли лично познакомиться с работами Пабло Пикассо в залах Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, на смену которым уже осенью были предложены полотна Сальвадора Дали. Выставки испанских художников-авангардистов вызвали действительно неподдельный интерес у публики: очередь ежедневно, как правило, начинаясь у главных ворот и заканчиваясь напротив Галереи искусств стран Европы и Америки XIX-XX веков, огибала весь правый фасад здания музея. Чем же так притягательны для зрителя сюрреалистические картины Дали и кубические абстракции Пикассо? Для того, чтобы лучше понять данный феномен, нам придётся на мгновение окунуться в сумеречное царство авангарда, искусства «обманутого ума».
В мировой культуре рубеж XIX - XX веков получил название «стыка веков» или же просто «конец века» (франц. «fin-de-siècle). Как и любой другой переходный этап, в жизни ли, работе или в истории, как в данном случае, он просто не смог пройти никем незамеченным. Господствовавшая уже больше века в Европе буржуазия постепенно теряла свой авторитет, а взамен ей предложить пока было нечего. Наступала новая эпоха декаданса, ознаменовавшая собой годы пессимизма, разочарования и неуверенности в завтрашнем дне. Передовые люди того времени отходили от общественных дел, замыкались в себе и своём творчестве, не решаясь лишний раз взглянуть в лицо суровой действительности. Таким образом, основными художественными ценностями становились неведанный раннее иступленный индивидуализм, буйство фантазии и создание новых фантастических миров, как протест против сдавливающих личность столетних норм и устоев.
Богатое наследие 19 века – реализм в условиях кризиса переходного этапа - оказался никому ненужным, забытым и отвергнутым. Художники, поэты и архитекторы, творившие на рубеже веков, не искали вдохновения в завещаниях древних, а напротив, стремились к новаторству в создании неповторимых форм в условиях жёсткого формализма и точности геометрических форм, столь модных в начале века. Своей целью они избрали глобальное переустройство мира, провозгласили себя гениями и создали новое течение в культуре, имя которому – авангард.
Авангард (от франц. avant - передовой и garde - отряд) стал течением крайностей, охарактеризовавшим собой художественный произвол, эпатажность, искоренение всех авторитетов и канона как такового. Но авангардизм не стал просто искусством разрушения, он соединил в себе две крайности: уничтожение старого и создание нового взамен. В процессе авангардного творчества акцент переносился на сам акт творения, а результат, если и имел значение, то только при условии выработки незамедлительной реакции у публики: шока, недоумения, восторга, а порой даже отвращения.
Понимание данного течения крайностей не назовёшь лёгким, ведь на протяжении всей короткой истории авангарда (примерно с 1895-1930 гг.) – вокруг сплошные неясности и недоговорённости, отсутствие даже зыбкой грани между его направлениями и школами, погружёнными в хаос эпохи декаданса.
История авангарда восходит к такому течению в искусстве как символизм, возникшему в конце XIX века. Чувственная поэзия символистов тяготела, как вы, наверное, уже догадались, к завуалированным символам, которые передавали душевные терзания и мучительные поиски авторов. Порой один и тот же символ мог сопутствовать всему творчеству поэта. Так, например, Александр Блок создал цикл стихотворений о Прекрасной Даме: ни мы, ни даже сам символист не знаем её имени, её внешности, потому что она символична и, в сущности, даже нереальна. Таким образом, символизм, сам не подозревая того, передал авангардизму очень важную наследственную черту – долю неясности и недоговорённости, сложность в трактовке туманных символов и знаков, увиденных авторами, словно на грани между сном и реальностью.
В 1905 году во Франции возникает новое течение – фовизм (от фр. «дикие»), который стал ближайшим родственником назревавших тогда авангардных школ. Это направление подарило миру искусства таких выдающихся живописцев как Анри Матисс и Морис Дени. Дикими же их прозвали потому, что их полотна представляли собой буйство цвета и энергии; зелёные, красные, синие краски накладывались жирными мазками, порой без смешения. Герои же их картин, словно сошли с неумело нарисованного детского рисунка и просто ждут, когда до них дотронется рука талантливого художника. Но гений уже соприкоснулся с их изображениями. Дело в том, что примитив лёг в основу творчества фовистов и явил собой наивный взгляд на суровую действительность современного мира, каким его обычно видят дети. Всё это, безоговорочно, было также перенято авангардистами чуть позже. А пока, в 1908 году на смену фовизму пришёл кубизм, и авангард начал принимать свои зрелые очертания.
Родоначальником кубизма считается художник Пабло Пикассо, многие работы которого сохранили в себе черты недавно отшумевшего фовизма. Помимо ранних полотен с изображением геометрических фигур, по большей части кубов, разумеется, особое внимание в своём творчестве он уделял проработке человеческих лиц и фигур. Известнейшее полотно Пикассо «Девочка на шаре» - гимн красоте женского и мужского тела: в центре – хрупкая, красиво изогнувшаяся в спине девушка на шаре с изящно поднятыми вверх руками, а на первом плане – широкая спина, атлетически сложенного мужчины с выразительным профилем.
Творчество этого испанского художника вообще можно разделить на два основных этапа: ранний аналитический и поздний синтетический кубизм. Аналитический кубизм отличается закономерным рассечением предметов и лиц на части, синтетический же – напротив, их соединением, вплоть до полного их наложения, что часто случалось с двумя ракурсами: анфас накладывался на профиль. Все эти эксперименты ставили себе целью переустройство привычного мира, желание посмотреть на действительность сквозь искажённую призму «обманутого ума».
К 1928 году кубизм изжил себя, но оставил богатое наследие и нашёл своё продолжение в таких течениях как дадаизм (от упрощённого детского да-да), сюрреализм и абстракционизм.
Дадаизм стал предтечей сюрреализма, во многом вдохновив его свой антиэстетичностью, дерзостью и вечным стремлением, так или иначе, эпатировать публику. Свои вечера сюрреалисты называли sommeils или «сны наяву» и занимались тем, что… играли. Каждый участник писал слово или фразу, не зная ничего о тех частях, которые пишут другие; в итоге полученное собиралось воедино, и игроки пытались усмотреть в новом предложении потаённые смыслы. Так, в 1925 году получилась фраза: «Изысканный труп будет пить молодое вино», которая настолько поразила и запомнилась участникам, что в дальнейшем эти игры абсурда получили в их среде такое же абсурдное наименование «Изысканный труп» (а не сыграть ли нам, мол, в «Изысканный труп» сегодня вечером?). Сейчас нам это может показаться забавным, но сюрреалисты свято верили, что бессознательные и внеразумные начала могут вполне нести в себе ту самую высшую истину, которую они так долго искали.
Основателем абстракционизма (лат. "abstractio" – удаление, отвлечение) считается Василий Кандинский, провозгласивший своим творчеством победу глубинного смысла над первым впечатлением. Проблема здесь точь-в-точь такая же, какая была в своё время и у фовистов – смотришь на признанное произведение искусства, а в голове при этом: «Я что, попал на детскую выставку рисунков?». Нет-нет, вы по адресу. Просто основной идеей абстракционизма стало искажение привычных предметов и образов с целью достижения божественного озарения, когда перед тобой нет чётко проработанных деталей, например, и ты додумываешь их сам у себя в сознании.
Ещё одним ярким представителем абстракционизма стал Казимир Малевич, воплотивший в известнейшем своём полотне «Чёрный квадрат на белом фоне» философскую идею о том, что ничто в действительности вмещает в себя всё, в том числе и массу будущих возможностей. Казалось бы, также нарисовать может каждый, но вот вложить такой глубинный смысл – вряд ли.
Своего апогея авангард достиг в футуризме, течении, без которого понимание искусства крайностей было бы, если ни невозможно, то точно крайне затруднительно. Родина футуризма - Италия, где были впервые опубликованы шокировавшие европейскую общественность манифесты известного публициста и философа Филиппо Маринетти. В них содержались пламенные обещания футуристов воспевать в своём творчестве силу и мощь человека в условиях войны и анархии, необходимых по мнению Маринетти. Здесь как нельзя лучше прощупывается почва авангардизма: готовность сделать всё что угодно на пути к переустройству мира, даже развязать войну, если понадобится. Россия в считанные мгновения была «заражена» пламенными речами Маринетти. Признанный лидер российских поэтов-футуристов Игорь Северянин в 1911 году, недолго думая, провозгласил свой собственный манифест, прибавив к термину итальянского деятеля приставку «эго», а к его теоретическим положениям – культ собственного «я» и мотивы избранничества. Немаловажный аспект авангарда – безудержный индивидуализм и эгоцентризм, желание быть признанным гением, даже если таковым, в сущности, и не являешься. Северянин исказил идеи итальянского футуризма, воспев в своих стихах не кризисную предреволюционную обстановку в России, а роскошь дымных будуаров, где праздно расслабляется русская богема.
Вернуть исконный смысл пропагандистским идеям Маринетти решилось агрессивно настроенное поэтическое объединение «Гилея», куда на первых порах входил и Владимир Маяковский. Именно они довели идеи авангардизма до их предела: если нужна революция ради изменения мира – её всегда можно устроить, если необходимо очистить платформу для новых непревзойдённых гениев пера и кисти – долой учителей и классиков. Для того чтобы лучше понять настроения поэтов-авангардистов того времени, вот отрывок из их манифеста: «Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода современности».
При ближайшем рассмотрении авангард оказался не совсем тем, чем мог бы показаться изначально, не так ли? Наши предки неустанно отстаивали честь и независимость Отчизны, и всё ради чего! Чтобы однажды пришли вольнодумные потомки и разом уничтожили накопленное веками достояние народа? Общество никогда не сможет двигаться вперёд и уж тем более меняться, если ему не оставить истории, которая выступает для него своеобразным тылом. Разрушить легко, да и построить заново тоже не составляет труда, но насколько тяжело порой унять свою гордость и, положив руку на сердце, признать, что с твоим появлением мир не пошатнулся, ведь за своё долгое существование он видел и не такое. Гении приходят и уходят, проворно пододвигая своих предшественников и неохотно оставляя место для потомков возле себя. Ведь история – это бесконечный поток, в котором нужно суметь благодарно занять отведённую тебе веху наравне с другими, и, таким образом, навсегда увековечить своё имя на пьедестале вечности.
Популярность авангардистов в XXI веке абсолютно обоснована, не только тем, что авангард стал предтечей модернизма и до сих пор господствующего постмодернизма. Просто мы до сих пор мечтаем о реорганизации современной действительности. Нас, видимо, мало чему научил опыт кровопролитных войн и революций XX века — мы как никогда разобщены и по-прежнему остаёмся глухи по отношению друг к другу. Напрашивается вопрос: подходящее ли направление в искусстве мы избрали для себя главенствующим в столь критический для России период? Быть может, нам действительно лучше перенестись поближе к Эпохе Возрождения и, созерцая полотна Караваджо, мечтать о гармоничной эволюции страны и нации в будущее.
Валерия Клименко
Использованная литература:
Культурология. Учебное пособие под ред. В.М. Борисова и Л.Н. Михеева;
Культурология под ред. Ралугина А.А.;
История художественной культуры России А.А. Рапацкая
Иллюстрации с с сайта http://gallerix.ru
В мировой культуре рубеж XIX - XX веков получил название «стыка веков» или же просто «конец века» (франц. «fin-de-siècle). Как и любой другой переходный этап, в жизни ли, работе или в истории, как в данном случае, он просто не смог пройти никем незамеченным. Господствовавшая уже больше века в Европе буржуазия постепенно теряла свой авторитет, а взамен ей предложить пока было нечего. Наступала новая эпоха декаданса, ознаменовавшая собой годы пессимизма, разочарования и неуверенности в завтрашнем дне. Передовые люди того времени отходили от общественных дел, замыкались в себе и своём творчестве, не решаясь лишний раз взглянуть в лицо суровой действительности. Таким образом, основными художественными ценностями становились неведанный раннее иступленный индивидуализм, буйство фантазии и создание новых фантастических миров, как протест против сдавливающих личность столетних норм и устоев.
Богатое наследие 19 века – реализм в условиях кризиса переходного этапа - оказался никому ненужным, забытым и отвергнутым. Художники, поэты и архитекторы, творившие на рубеже веков, не искали вдохновения в завещаниях древних, а напротив, стремились к новаторству в создании неповторимых форм в условиях жёсткого формализма и точности геометрических форм, столь модных в начале века. Своей целью они избрали глобальное переустройство мира, провозгласили себя гениями и создали новое течение в культуре, имя которому – авангард.
Авангард (от франц. avant - передовой и garde - отряд) стал течением крайностей, охарактеризовавшим собой художественный произвол, эпатажность, искоренение всех авторитетов и канона как такового. Но авангардизм не стал просто искусством разрушения, он соединил в себе две крайности: уничтожение старого и создание нового взамен. В процессе авангардного творчества акцент переносился на сам акт творения, а результат, если и имел значение, то только при условии выработки незамедлительной реакции у публики: шока, недоумения, восторга, а порой даже отвращения.
Понимание данного течения крайностей не назовёшь лёгким, ведь на протяжении всей короткой истории авангарда (примерно с 1895-1930 гг.) – вокруг сплошные неясности и недоговорённости, отсутствие даже зыбкой грани между его направлениями и школами, погружёнными в хаос эпохи декаданса.
История авангарда восходит к такому течению в искусстве как символизм, возникшему в конце XIX века. Чувственная поэзия символистов тяготела, как вы, наверное, уже догадались, к завуалированным символам, которые передавали душевные терзания и мучительные поиски авторов. Порой один и тот же символ мог сопутствовать всему творчеству поэта. Так, например, Александр Блок создал цикл стихотворений о Прекрасной Даме: ни мы, ни даже сам символист не знаем её имени, её внешности, потому что она символична и, в сущности, даже нереальна. Таким образом, символизм, сам не подозревая того, передал авангардизму очень важную наследственную черту – долю неясности и недоговорённости, сложность в трактовке туманных символов и знаков, увиденных авторами, словно на грани между сном и реальностью.
В 1905 году во Франции возникает новое течение – фовизм (от фр. «дикие»), который стал ближайшим родственником назревавших тогда авангардных школ. Это направление подарило миру искусства таких выдающихся живописцев как Анри Матисс и Морис Дени. Дикими же их прозвали потому, что их полотна представляли собой буйство цвета и энергии; зелёные, красные, синие краски накладывались жирными мазками, порой без смешения. Герои же их картин, словно сошли с неумело нарисованного детского рисунка и просто ждут, когда до них дотронется рука талантливого художника. Но гений уже соприкоснулся с их изображениями. Дело в том, что примитив лёг в основу творчества фовистов и явил собой наивный взгляд на суровую действительность современного мира, каким его обычно видят дети. Всё это, безоговорочно, было также перенято авангардистами чуть позже. А пока, в 1908 году на смену фовизму пришёл кубизм, и авангард начал принимать свои зрелые очертания.
Родоначальником кубизма считается художник Пабло Пикассо, многие работы которого сохранили в себе черты недавно отшумевшего фовизма. Помимо ранних полотен с изображением геометрических фигур, по большей части кубов, разумеется, особое внимание в своём творчестве он уделял проработке человеческих лиц и фигур. Известнейшее полотно Пикассо «Девочка на шаре» - гимн красоте женского и мужского тела: в центре – хрупкая, красиво изогнувшаяся в спине девушка на шаре с изящно поднятыми вверх руками, а на первом плане – широкая спина, атлетически сложенного мужчины с выразительным профилем.
Творчество этого испанского художника вообще можно разделить на два основных этапа: ранний аналитический и поздний синтетический кубизм. Аналитический кубизм отличается закономерным рассечением предметов и лиц на части, синтетический же – напротив, их соединением, вплоть до полного их наложения, что часто случалось с двумя ракурсами: анфас накладывался на профиль. Все эти эксперименты ставили себе целью переустройство привычного мира, желание посмотреть на действительность сквозь искажённую призму «обманутого ума».
К 1928 году кубизм изжил себя, но оставил богатое наследие и нашёл своё продолжение в таких течениях как дадаизм (от упрощённого детского да-да), сюрреализм и абстракционизм.
Дадаизм стал предтечей сюрреализма, во многом вдохновив его свой антиэстетичностью, дерзостью и вечным стремлением, так или иначе, эпатировать публику. Свои вечера сюрреалисты называли sommeils или «сны наяву» и занимались тем, что… играли. Каждый участник писал слово или фразу, не зная ничего о тех частях, которые пишут другие; в итоге полученное собиралось воедино, и игроки пытались усмотреть в новом предложении потаённые смыслы. Так, в 1925 году получилась фраза: «Изысканный труп будет пить молодое вино», которая настолько поразила и запомнилась участникам, что в дальнейшем эти игры абсурда получили в их среде такое же абсурдное наименование «Изысканный труп» (а не сыграть ли нам, мол, в «Изысканный труп» сегодня вечером?). Сейчас нам это может показаться забавным, но сюрреалисты свято верили, что бессознательные и внеразумные начала могут вполне нести в себе ту самую высшую истину, которую они так долго искали.
Основателем абстракционизма (лат. "abstractio" – удаление, отвлечение) считается Василий Кандинский, провозгласивший своим творчеством победу глубинного смысла над первым впечатлением. Проблема здесь точь-в-точь такая же, какая была в своё время и у фовистов – смотришь на признанное произведение искусства, а в голове при этом: «Я что, попал на детскую выставку рисунков?». Нет-нет, вы по адресу. Просто основной идеей абстракционизма стало искажение привычных предметов и образов с целью достижения божественного озарения, когда перед тобой нет чётко проработанных деталей, например, и ты додумываешь их сам у себя в сознании.
Ещё одним ярким представителем абстракционизма стал Казимир Малевич, воплотивший в известнейшем своём полотне «Чёрный квадрат на белом фоне» философскую идею о том, что ничто в действительности вмещает в себя всё, в том числе и массу будущих возможностей. Казалось бы, также нарисовать может каждый, но вот вложить такой глубинный смысл – вряд ли.
Своего апогея авангард достиг в футуризме, течении, без которого понимание искусства крайностей было бы, если ни невозможно, то точно крайне затруднительно. Родина футуризма - Италия, где были впервые опубликованы шокировавшие европейскую общественность манифесты известного публициста и философа Филиппо Маринетти. В них содержались пламенные обещания футуристов воспевать в своём творчестве силу и мощь человека в условиях войны и анархии, необходимых по мнению Маринетти. Здесь как нельзя лучше прощупывается почва авангардизма: готовность сделать всё что угодно на пути к переустройству мира, даже развязать войну, если понадобится. Россия в считанные мгновения была «заражена» пламенными речами Маринетти. Признанный лидер российских поэтов-футуристов Игорь Северянин в 1911 году, недолго думая, провозгласил свой собственный манифест, прибавив к термину итальянского деятеля приставку «эго», а к его теоретическим положениям – культ собственного «я» и мотивы избранничества. Немаловажный аспект авангарда – безудержный индивидуализм и эгоцентризм, желание быть признанным гением, даже если таковым, в сущности, и не являешься. Северянин исказил идеи итальянского футуризма, воспев в своих стихах не кризисную предреволюционную обстановку в России, а роскошь дымных будуаров, где праздно расслабляется русская богема.
Вернуть исконный смысл пропагандистским идеям Маринетти решилось агрессивно настроенное поэтическое объединение «Гилея», куда на первых порах входил и Владимир Маяковский. Именно они довели идеи авангардизма до их предела: если нужна революция ради изменения мира – её всегда можно устроить, если необходимо очистить платформу для новых непревзойдённых гениев пера и кисти – долой учителей и классиков. Для того чтобы лучше понять настроения поэтов-авангардистов того времени, вот отрывок из их манифеста: «Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода современности».
При ближайшем рассмотрении авангард оказался не совсем тем, чем мог бы показаться изначально, не так ли? Наши предки неустанно отстаивали честь и независимость Отчизны, и всё ради чего! Чтобы однажды пришли вольнодумные потомки и разом уничтожили накопленное веками достояние народа? Общество никогда не сможет двигаться вперёд и уж тем более меняться, если ему не оставить истории, которая выступает для него своеобразным тылом. Разрушить легко, да и построить заново тоже не составляет труда, но насколько тяжело порой унять свою гордость и, положив руку на сердце, признать, что с твоим появлением мир не пошатнулся, ведь за своё долгое существование он видел и не такое. Гении приходят и уходят, проворно пододвигая своих предшественников и неохотно оставляя место для потомков возле себя. Ведь история – это бесконечный поток, в котором нужно суметь благодарно занять отведённую тебе веху наравне с другими, и, таким образом, навсегда увековечить своё имя на пьедестале вечности.
Популярность авангардистов в XXI веке абсолютно обоснована, не только тем, что авангард стал предтечей модернизма и до сих пор господствующего постмодернизма. Просто мы до сих пор мечтаем о реорганизации современной действительности. Нас, видимо, мало чему научил опыт кровопролитных войн и революций XX века — мы как никогда разобщены и по-прежнему остаёмся глухи по отношению друг к другу. Напрашивается вопрос: подходящее ли направление в искусстве мы избрали для себя главенствующим в столь критический для России период? Быть может, нам действительно лучше перенестись поближе к Эпохе Возрождения и, созерцая полотна Караваджо, мечтать о гармоничной эволюции страны и нации в будущее.
Валерия Клименко
Использованная литература:
Культурология. Учебное пособие под ред. В.М. Борисова и Л.Н. Михеева;
Культурология под ред. Ралугина А.А.;
История художественной культуры России А.А. Рапацкая
Иллюстрации с с сайта http://gallerix.ru