Остров Цейлон, с 1972 года сменивший официальное название на Шри-Ланка, расположенный в сердце Тихого океана, у южных берегов Индии, относится к наиболее значительным центрам средневекового искусства региона. Баснословное богатство этих мест было известно еще в эпоху Античности, когда Цейлон именовался не иначе, как «Остров драгоценностей». Впервые упоминания об уникальном острове встречаются на страницах памятника индийской культуры - эпической поэмы «Рамаяна».
Аборигены острова - потомки древнеиндийских переселенцев с севера (сингалов) и юга (тамилов) - на протяжении нескольких столетий регулярно противостояли друг другу. Позднее Цейлон пережил не одно нашествие завоевателей из стран Старого Света: в XVI веке его оккупировали португальцы, в XVII - голландцы, позднее - англичане. Полный суверенитет острову удалось обрести лишь в 1948 году.
Наиболее значительные памятники искусства, многие из которых давно уже признаны шедеврами, цейлонские мастера создавали, главным образом, в древние времена и в эпоху Средневековья. К сожалению, в ходе продолжительной колонизации подавляющее большинство артефактов исчезло в неизвестном направлении.
В античные времена островитяне поклонялись деревьям. Они свято верили, что в гигантских, значительно превышающих человеческий рост растениях обитают высшие силы, повелители судеб всего населения мира. В древнем городе Анурадхапура и его окрестностях по сей день можно увидеть сохранившиеся искусственные террасы, бывшие, вероятно, культовыми территориями, на которых люди могли поклониться священным растениям, возможно, принести им особо ценные дары.
Благодаря имевшему место на Цейлоне культу деревьев там очень быстро распространилась древнейшая религия с философским уклоном - буддизм. Существует легенда, согласно которой индийский царь Ашока отправил на близлежащий остров веточку священного растения Бодхи (известно, что сидевший под ним Будда сумел достичь Просветления), земного олицетворения Великого Учителя. Этому дереву было отведено почетное место в садах всех буддистских монастырей, для него монахи сооружали специальные «дома» - обособленные пространства, со всех сторон окруженные стеной с четырьмя воротами. За оградой обязательно имелась специальная каменная платформа для поклонения местной святыне. С течением времени громоздкие ворота упразднили, а на их месте, в тени дерева Бодхи, устанавливали величественные статуи Будды.
К древнейшим памятникам цейлонского искусства относятся ступы-дагобы (изначально камеры, предназначенные для хранения священных реликвий; позднее в странах Юго-Восточной Азии так стали называть все сооружение целиком) - монолитные сооружения полусферической формы, установленные на круглой или квадратной платформе. По периметру их обрамляла балюстрада, к которой с разных сторон вели четыре лестницы. Это культовые мемориальные буддистские сооружения, и предназначались они для хранения самых почетных реликвий, прежде всего мощей Будды и его учеников. Пропорции дагобы основывались на священном для религии числе 3. Цифра трактовалась как единство основателя учения, его «детища» и общины последователей (верующих). Три части ступы символизировали небесный, земной и подземный миры.
Ступы-дагобы сооружались, в основном, из кирпича и/или камня. Фасад древнейших построек покрывался белой штукатуркой или краской, позднее для облицовки стали использовать драгоценные породы белого мрамора. Эти здания считались основой культового архитектурного комплекса. Рядом с ними устанавливались символические ворота вахалькады, ориентированные по всем сторонам света. Они представлялись как вход во Вселенную и разные этапы жизни Будды. При каждой вахалькаде была установлена так называемая стела - вертикально ориентированная каменная плита, декорированная надписями или рельефными изображениями растений и животных.
В отличие от аналогичных индийских сооружений, дагоба представляет собой не храм или божественное жилище, а воплощает память о Будде и трактуется искусствоведами как визуальная модель мироздания согласно поверьям приверженцев одной из древнейших религий. Почести своему учителю буддисты выражали, обходя ступу исключительно справа налево. Скамьи представляли собой алтари, к ним было принято возлагать цветы, продукты, ткани и драгоценности. Эти дары предназначались мудрейшему Будде и священным служителям его культа.
Начиная с III века до нашей эры и вплоть до Рождества Христова в Анурадхапуре появилось четыре знаменитые ступы-дагобы: Махатхупа, Тхупарама, Джетаванарама и Абхаягири. Одна из них (Джетаванарама) сегодня разрушена и представляет собой холм высотой 70 метров, поросший лесом. Диаметр его основания составляет 113 метров.
Отличительная особенность цейлонских буддистских храмов заключается в особом оформлении входов. Непосредственно перед лестницей было принято устанавливать камень в форме месяца. Европейские туристы дали сооружению неофициальное поэтическое название - «лунный камень». На его поверхности изображался цветок лотоса, один из священных символов буддизма. Вокруг него искусные мастера создавали полосы рельефов - вьющихся растений и животных (слонов, львов, гусей, быков, лошадей и др.).
В старинных буддистских монастырях и храмах важная роль была отведена монументальным каменным скульптурам. Первые документально зафиксированные изображения Будды не сохранились до наших дней. Они располагались в тени деревьев Бодхи. На заре новой эры статуи сами по себе стали предметом культа, им поклонялись отдельно.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета
Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия
Аборигены острова - потомки древнеиндийских переселенцев с севера (сингалов) и юга (тамилов) - на протяжении нескольких столетий регулярно противостояли друг другу. Позднее Цейлон пережил не одно нашествие завоевателей из стран Старого Света: в XVI веке его оккупировали португальцы, в XVII - голландцы, позднее - англичане. Полный суверенитет острову удалось обрести лишь в 1948 году.
Наиболее значительные памятники искусства, многие из которых давно уже признаны шедеврами, цейлонские мастера создавали, главным образом, в древние времена и в эпоху Средневековья. К сожалению, в ходе продолжительной колонизации подавляющее большинство артефактов исчезло в неизвестном направлении.
В античные времена островитяне поклонялись деревьям. Они свято верили, что в гигантских, значительно превышающих человеческий рост растениях обитают высшие силы, повелители судеб всего населения мира. В древнем городе Анурадхапура и его окрестностях по сей день можно увидеть сохранившиеся искусственные террасы, бывшие, вероятно, культовыми территориями, на которых люди могли поклониться священным растениям, возможно, принести им особо ценные дары.
Благодаря имевшему место на Цейлоне культу деревьев там очень быстро распространилась древнейшая религия с философским уклоном - буддизм. Существует легенда, согласно которой индийский царь Ашока отправил на близлежащий остров веточку священного растения Бодхи (известно, что сидевший под ним Будда сумел достичь Просветления), земного олицетворения Великого Учителя. Этому дереву было отведено почетное место в садах всех буддистских монастырей, для него монахи сооружали специальные «дома» - обособленные пространства, со всех сторон окруженные стеной с четырьмя воротами. За оградой обязательно имелась специальная каменная платформа для поклонения местной святыне. С течением времени громоздкие ворота упразднили, а на их месте, в тени дерева Бодхи, устанавливали величественные статуи Будды.
К древнейшим памятникам цейлонского искусства относятся ступы-дагобы (изначально камеры, предназначенные для хранения священных реликвий; позднее в странах Юго-Восточной Азии так стали называть все сооружение целиком) - монолитные сооружения полусферической формы, установленные на круглой или квадратной платформе. По периметру их обрамляла балюстрада, к которой с разных сторон вели четыре лестницы. Это культовые мемориальные буддистские сооружения, и предназначались они для хранения самых почетных реликвий, прежде всего мощей Будды и его учеников. Пропорции дагобы основывались на священном для религии числе 3. Цифра трактовалась как единство основателя учения, его «детища» и общины последователей (верующих). Три части ступы символизировали небесный, земной и подземный миры.
Ступы-дагобы сооружались, в основном, из кирпича и/или камня. Фасад древнейших построек покрывался белой штукатуркой или краской, позднее для облицовки стали использовать драгоценные породы белого мрамора. Эти здания считались основой культового архитектурного комплекса. Рядом с ними устанавливались символические ворота вахалькады, ориентированные по всем сторонам света. Они представлялись как вход во Вселенную и разные этапы жизни Будды. При каждой вахалькаде была установлена так называемая стела - вертикально ориентированная каменная плита, декорированная надписями или рельефными изображениями растений и животных.
В отличие от аналогичных индийских сооружений, дагоба представляет собой не храм или божественное жилище, а воплощает память о Будде и трактуется искусствоведами как визуальная модель мироздания согласно поверьям приверженцев одной из древнейших религий. Почести своему учителю буддисты выражали, обходя ступу исключительно справа налево. Скамьи представляли собой алтари, к ним было принято возлагать цветы, продукты, ткани и драгоценности. Эти дары предназначались мудрейшему Будде и священным служителям его культа.
Начиная с III века до нашей эры и вплоть до Рождества Христова в Анурадхапуре появилось четыре знаменитые ступы-дагобы: Махатхупа, Тхупарама, Джетаванарама и Абхаягири. Одна из них (Джетаванарама) сегодня разрушена и представляет собой холм высотой 70 метров, поросший лесом. Диаметр его основания составляет 113 метров.
Отличительная особенность цейлонских буддистских храмов заключается в особом оформлении входов. Непосредственно перед лестницей было принято устанавливать камень в форме месяца. Европейские туристы дали сооружению неофициальное поэтическое название - «лунный камень». На его поверхности изображался цветок лотоса, один из священных символов буддизма. Вокруг него искусные мастера создавали полосы рельефов - вьющихся растений и животных (слонов, львов, гусей, быков, лошадей и др.).
В старинных буддистских монастырях и храмах важная роль была отведена монументальным каменным скульптурам. Первые документально зафиксированные изображения Будды не сохранились до наших дней. Они располагались в тени деревьев Бодхи. На заре новой эры статуи сами по себе стали предметом культа, им поклонялись отдельно.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета
Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия