На этапе Раннего Средневековья (IX - начало XIII века) Индия была раздроблена на отдельные небольшие государства и княжества, которые находились в состоянии постоянных междоусобных войн. Непримиримые враги неустанно боролись за единоличное господство на полуострове Индостан. Это кровавое обстоятельство не мешало стремительному появлению новых городов, строительству в них грандиозных светских и культовых сооружений.
Художественная жизнь Индии времен Раннего Средневековья проходила под знаком появления каменных дворцов и храмов. Этот материал сразу обрел популярность, поскольку бытовавшее в Древнем Мире дерево было признано недолговечным.
На рубеже X-XI столетий сразу в нескольких крупных индийских городах появились наземные каменные храмы (до этого их вырубали прямо внутри скал и пещер). Внешний вид культовых зданий отражал самобытные архитектурные особенности каждого конкретного населенного пункта. Строительные работы обеспечивали как представители местной власти, так и просто богатые граждане, прежде всего купцы. Крупные и мелкие города торговали самыми разными товарами, в том числе восхитительно тонкими и изысканными предметами из золота и слоновой кости, украшенными россыпью жемчуга и драгоценных камней.
Индийские храмы в эпоху индуизма являлись не столько культовыми домами, но и, прежде всего, сокровищницами и музеями. Там можно было посмотреть несметные богатства, которыми владели представители привилегированных каст. Кроме того, служившее там высокое духовенство регулярно получало от правительства щедрые дары в виде шедевров ювелирного искусства, бронзовых статуй и скульптур. Индийские храмы отличаются роскошью и богатством не только снаружи, но и внутри.
Индийское храмовое творчество Раннего Средневековья отличается многообразием форм, с течением времени выработались обязательные стандартные типажи культовых сооружений, особенности их строительства. Сердцем (ядром) каждого храма считалась вимана (кубическое святилище с небольшим внутренним пространством, внутри которого скрывалась главная святыня, недоступная взору простых прихожан). Святилище считалось самой высокой частью храма. Его обязательно венчала специальная башня-шикхара. Далее располагалась специальная пристройка (притвор) и многоколонный зал (мантапам), где люди собирались для продолжительной молитвы.
На рубеже IX-X веков в индийской культовой архитектуре четко проявились характерные особенности построек северных и южных территорий. Так, северные храмы выделялись мягкими криволинейными очертаниями башен, которые плавно поднимались вверх, как бы устремляясь в небеса. Башни, в свою очередь, имели округлую форму и наверху были увенчаны ребристым сплющенным барабаном, стилизованным под плоды водяной лилии. На вершины северных соборов обязательно водружался гигантский трезубец (символ бога Шивы). Еще одна важная отличительная черта - отсутствие колонн, открытых террас и столбов. К ярчайшим примерам сооружений северного типа относятся храмы Ориссы (VIII-IX века) и Кхаджурахо (Центральная Индия).
Башня-шикхара южного индийского храма времен Раннего Средневековья являла собой многоярусную пирамиду. Создавалась она по образу и подобию каменной ратхи (языческое индийское молельное сооружение, похожее на повозку, на которой в глубокой древности к людям выезжала статуя почитаемого в определенное время божества) Махабалипурама. Как и на севере, на юге Индии храмы представляли собой пик священной горной вершины.
В ходе развития культового зодчества в стране ожидаемо возникали новые строительные и технические приемы. Например, в IX веке по всей стране распространилась характерная для региона кладка из тесаного камня. Этого сырья в Индии всегда было в избытке: на севере были рекордные запасы известняка, южные месторождения изобиловали мрамором, песчаником и гранитом. Горные породы добывались в скалах, после чего разрезались на блоки и доставлялись непосредственно к месту строительства. При создании многих храмов мастера производили уникальное сырье, для чего разбавляли основные каменные блоки вкраплениями дерева или кирпича.
В древнем городе Бхубанешваре (Орисса) сложился настоящий огромный храмовый поселок. В годы своего расцвета он насчитывал около 7 тысяч всевозможных культовых зданий, значительная часть которых сделана из красного камня ребристой структуры. Разномасштабные башни комплекса устремлены вверх и удивительно гармонируют друг с другом по форме и узорам. Это самые выдающиеся элементы визуальной внешней выразительности храмов.
Наиболее знаменитым за пределами Индии, крупнейшим и богатейшим по оформлению в регионе, стал храмовый комплекс Лингараджа, построенный на рубеже X-XI веков и посвященный культу бога Шивы. По сути, это священный город в миниатюре, в который вошли разные сооружения, объединенные 40-метровой башней-шикхарой, венчающей главное здание. Множество маленьких башенок на остальных храмах, часовнях и иных домах повторяют ее форму.
Скульптурное убранство интерьеров храма в Бхубанешваре издалека смотрится как единый узор, потрясающий совершенством гармонии и симметрии. Паломники, подошедшие поближе, могут увидеть статуи, вкрапленные в единую архитектурную композицию.
Пластическое совершенство человеческого тела было механизмом воплощения красоты Вселенной. Так средневековые индийские скульпторы отдавали дань безграничного уважения эстетике западной части античного мира. Восхищение людской красотой проявляется в таких скульптурах, как «Девушка с зеркалом», «Женщина, пишущая письмо» и т.д.
Мастера старались увековечить фигуры в разные мгновения жизни, прежде всего в мгновения уединения, передавая таим образом безграничную свободу души, тела, мыслей и чувств. Несмотря на опьяняющее чувство полета, все работы мастеров подчинялись своду строгих норм и правил. Касалось это, прежде всего, постановки фигур в «три наклона» (трибханга). Также пристальное внимание скульпторы должны были уделять сложной, характерной системе жестов.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета
Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия
Художественная жизнь Индии времен Раннего Средневековья проходила под знаком появления каменных дворцов и храмов. Этот материал сразу обрел популярность, поскольку бытовавшее в Древнем Мире дерево было признано недолговечным.
На рубеже X-XI столетий сразу в нескольких крупных индийских городах появились наземные каменные храмы (до этого их вырубали прямо внутри скал и пещер). Внешний вид культовых зданий отражал самобытные архитектурные особенности каждого конкретного населенного пункта. Строительные работы обеспечивали как представители местной власти, так и просто богатые граждане, прежде всего купцы. Крупные и мелкие города торговали самыми разными товарами, в том числе восхитительно тонкими и изысканными предметами из золота и слоновой кости, украшенными россыпью жемчуга и драгоценных камней.
Индийские храмы в эпоху индуизма являлись не столько культовыми домами, но и, прежде всего, сокровищницами и музеями. Там можно было посмотреть несметные богатства, которыми владели представители привилегированных каст. Кроме того, служившее там высокое духовенство регулярно получало от правительства щедрые дары в виде шедевров ювелирного искусства, бронзовых статуй и скульптур. Индийские храмы отличаются роскошью и богатством не только снаружи, но и внутри.
Индийское храмовое творчество Раннего Средневековья отличается многообразием форм, с течением времени выработались обязательные стандартные типажи культовых сооружений, особенности их строительства. Сердцем (ядром) каждого храма считалась вимана (кубическое святилище с небольшим внутренним пространством, внутри которого скрывалась главная святыня, недоступная взору простых прихожан). Святилище считалось самой высокой частью храма. Его обязательно венчала специальная башня-шикхара. Далее располагалась специальная пристройка (притвор) и многоколонный зал (мантапам), где люди собирались для продолжительной молитвы.
На рубеже IX-X веков в индийской культовой архитектуре четко проявились характерные особенности построек северных и южных территорий. Так, северные храмы выделялись мягкими криволинейными очертаниями башен, которые плавно поднимались вверх, как бы устремляясь в небеса. Башни, в свою очередь, имели округлую форму и наверху были увенчаны ребристым сплющенным барабаном, стилизованным под плоды водяной лилии. На вершины северных соборов обязательно водружался гигантский трезубец (символ бога Шивы). Еще одна важная отличительная черта - отсутствие колонн, открытых террас и столбов. К ярчайшим примерам сооружений северного типа относятся храмы Ориссы (VIII-IX века) и Кхаджурахо (Центральная Индия).
Башня-шикхара южного индийского храма времен Раннего Средневековья являла собой многоярусную пирамиду. Создавалась она по образу и подобию каменной ратхи (языческое индийское молельное сооружение, похожее на повозку, на которой в глубокой древности к людям выезжала статуя почитаемого в определенное время божества) Махабалипурама. Как и на севере, на юге Индии храмы представляли собой пик священной горной вершины.
В ходе развития культового зодчества в стране ожидаемо возникали новые строительные и технические приемы. Например, в IX веке по всей стране распространилась характерная для региона кладка из тесаного камня. Этого сырья в Индии всегда было в избытке: на севере были рекордные запасы известняка, южные месторождения изобиловали мрамором, песчаником и гранитом. Горные породы добывались в скалах, после чего разрезались на блоки и доставлялись непосредственно к месту строительства. При создании многих храмов мастера производили уникальное сырье, для чего разбавляли основные каменные блоки вкраплениями дерева или кирпича.
В древнем городе Бхубанешваре (Орисса) сложился настоящий огромный храмовый поселок. В годы своего расцвета он насчитывал около 7 тысяч всевозможных культовых зданий, значительная часть которых сделана из красного камня ребристой структуры. Разномасштабные башни комплекса устремлены вверх и удивительно гармонируют друг с другом по форме и узорам. Это самые выдающиеся элементы визуальной внешней выразительности храмов.
Наиболее знаменитым за пределами Индии, крупнейшим и богатейшим по оформлению в регионе, стал храмовый комплекс Лингараджа, построенный на рубеже X-XI веков и посвященный культу бога Шивы. По сути, это священный город в миниатюре, в который вошли разные сооружения, объединенные 40-метровой башней-шикхарой, венчающей главное здание. Множество маленьких башенок на остальных храмах, часовнях и иных домах повторяют ее форму.
Скульптурное убранство интерьеров храма в Бхубанешваре издалека смотрится как единый узор, потрясающий совершенством гармонии и симметрии. Паломники, подошедшие поближе, могут увидеть статуи, вкрапленные в единую архитектурную композицию.
Пластическое совершенство человеческого тела было механизмом воплощения красоты Вселенной. Так средневековые индийские скульпторы отдавали дань безграничного уважения эстетике западной части античного мира. Восхищение людской красотой проявляется в таких скульптурах, как «Девушка с зеркалом», «Женщина, пишущая письмо» и т.д.
Мастера старались увековечить фигуры в разные мгновения жизни, прежде всего в мгновения уединения, передавая таим образом безграничную свободу души, тела, мыслей и чувств. Несмотря на опьяняющее чувство полета, все работы мастеров подчинялись своду строгих норм и правил. Касалось это, прежде всего, постановки фигур в «три наклона» (трибханга). Также пристальное внимание скульпторы должны были уделять сложной, характерной системе жестов.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета
Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия