Самая молодая религия, в которую обратилось множество людей по всей планете, наиболее сильным даром убеждения считает слово. Эта особенность ислама сказалась на произведениях искусства, поскольку всевозможные узоры, орнаменты и другие изображения в культовых местах были исключены, да и в светских сооружениях не приветствовались.
Изображать Бога допускалось исключительно при помощи знаков и букв. Многие мечети (прежде всего индийские), таким образом, заведомо лишались такого декоративного элемента, как статуи и скульптуры. На смену живописным, оригинальным скульптурам и статуям часто абстрактной, обтекаемой формы в соборах пришли четкие, геометрически выверенные и выполненные с учетом строгих требований каллиграфии надписи.
Архитектурные формы в индийских сооружениях обрели характерные для мусульманской религии строгие очертания. Индийские зодчие, выполняя заказы восточных завоевателей, следовали собственным идеалам красоты, продолжая пользоваться в работе как навязанными материалами, так и традиционными для региона. В странах с устоявшимся исламом архитекторы отдавали предпочтение щебню и кирпичу, в то время как на полуострове Индостан еще очень долго мастера склонялись в пользу популярного в более ранние эпохи камня. Все архитектурные проекты средневековой мусульманской Индии основывались на грамотной комбинации нескольких видов этого материала. В результате культовые сооружения отличались цветовой насыщенностью и выразительностью.
Два архитектурных направления - индуистское и исламское - гармонично сошлись при строительстве в Дели огромной башни-минарета Кутб-Минар. В этом сооружении сосуществуют изящество скульптурной формы и чистота линий. Строительство завершилось в 1230 году. Огромная, массивная постройка имеет изящную, стройную, элегантную форму. Корпус ее перехвачен четырьмя балконными узорчатыми кольцами. Высота башни составляет 73 метра, диаметр - 16 метров. В качестве основного сырья строители использовали красный песчаник и золотистый известняк.
С течением времени ислам господствовал на всех больших территориях Индии, агрессивно вытесняя оттуда привычный индуизм. Постепенно мечетей на территории страны становилось все больше и больше, и у каждой обязательно должна была находиться хотя бы одна башня-минарет.
В XV веке на территории Индии проходили многочисленные ожесточенные военные столкновения, что, вкупе с дворцовыми переворотами, положило конец длительному правлению Делийского султаната.
Следующая важная веха в истории становления индийского искусства связана с державой Великих Моголов (выходцы из Средней Азии, ведущие свое происхождение от Чигисхана по материнской линии и от Тимура-Тамерлана по отцовской), которые воцарились на престоле этой страны на рубеже XVI-XVII веков.
Очередной «Золотой век» индийской национальной культуры и искусства приходится на время правления Акбара (1556-1605), внука основателя Великих Моголов Бабура. Правителю удалось привлечь к работе самых лучших восточных мастеров - зодчих, скульпторов и художников. Северный и центральный регионы страны получили в эти годы новые города с роскошными дворцами, мечетями, парками, мавзолеями и крепостями, окруженными массивными стенами.
Эра Великих Моголов связана с появлением принципиально нового стиля в индийской архитектуре, как культовой, так и светской. Выразилось это, прежде всего, в значительно возросшей величавостью сооружений и увеличением их масштабов. Религиозные здания строили индийские зодчие, что придало мусульманским постройкам выразительность, монументальность и пластичность.
По-настоящему шикарными, драгоценными стали политические центры государства - Агра и Фатхпур-Сикри (огромный дворцово-храмовый комплекс; временная резиденция Акбара, неофициально именовалась «каменной сказкой»). Здесь каждое здание было архитектурным ансамблем, укомплектованным садами, павильонами и мечетями. Главное культовое сооружение было трехкупольным, в плане имело прямоугольную форму размером 181 х 158 метров. Также комплекс включал в себя два мавзолея из драгоценного белого мрамора. Южную стена собора дополняли главные ворота Буланд-Дарваза («Врата великолепия») - исполинская конструкция, комбинированный шестигранный многоугольник из красного песчаника и белого мрамора.
Отдельного упоминания заслуживают усыпальницы, которые правители готовили для себя и своих родных и близких еще при жизни. Эти сооружения отличаются особой красотой, роскошью интерьеров и богатством используемых материалов. Один из самых знаменитых примеров постройки такого рода - легендарный мавзолей Тадж-Махал, стены которого облицованы великолепным розовым мрамором элитарных сортов.
Мавзолей отца Акбара Хумаюна - одна из ярчайших достопримечательностей Дели. Гробница построена из красного песчаника с вкраплениями белого мрамора. Здание поднято на высокий цоколь, его стены дополнены широкими стрельчатыми арками.
Изучая светские и культовые сооружения средневековой Индии исламского периода, можно сделать вывод, что в них все чаще проявлялась непреодолимая тяга правителей к роскоши, элегантности, утонченности и изяществу. Именно тогда индийские зодчие научились при выборе материалов для облицовки сооружений отдавать предпочтение белому мрамору элитарных видов.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета
Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия
Изображать Бога допускалось исключительно при помощи знаков и букв. Многие мечети (прежде всего индийские), таким образом, заведомо лишались такого декоративного элемента, как статуи и скульптуры. На смену живописным, оригинальным скульптурам и статуям часто абстрактной, обтекаемой формы в соборах пришли четкие, геометрически выверенные и выполненные с учетом строгих требований каллиграфии надписи.
Архитектурные формы в индийских сооружениях обрели характерные для мусульманской религии строгие очертания. Индийские зодчие, выполняя заказы восточных завоевателей, следовали собственным идеалам красоты, продолжая пользоваться в работе как навязанными материалами, так и традиционными для региона. В странах с устоявшимся исламом архитекторы отдавали предпочтение щебню и кирпичу, в то время как на полуострове Индостан еще очень долго мастера склонялись в пользу популярного в более ранние эпохи камня. Все архитектурные проекты средневековой мусульманской Индии основывались на грамотной комбинации нескольких видов этого материала. В результате культовые сооружения отличались цветовой насыщенностью и выразительностью.
Два архитектурных направления - индуистское и исламское - гармонично сошлись при строительстве в Дели огромной башни-минарета Кутб-Минар. В этом сооружении сосуществуют изящество скульптурной формы и чистота линий. Строительство завершилось в 1230 году. Огромная, массивная постройка имеет изящную, стройную, элегантную форму. Корпус ее перехвачен четырьмя балконными узорчатыми кольцами. Высота башни составляет 73 метра, диаметр - 16 метров. В качестве основного сырья строители использовали красный песчаник и золотистый известняк.
С течением времени ислам господствовал на всех больших территориях Индии, агрессивно вытесняя оттуда привычный индуизм. Постепенно мечетей на территории страны становилось все больше и больше, и у каждой обязательно должна была находиться хотя бы одна башня-минарет.
В XV веке на территории Индии проходили многочисленные ожесточенные военные столкновения, что, вкупе с дворцовыми переворотами, положило конец длительному правлению Делийского султаната.
Следующая важная веха в истории становления индийского искусства связана с державой Великих Моголов (выходцы из Средней Азии, ведущие свое происхождение от Чигисхана по материнской линии и от Тимура-Тамерлана по отцовской), которые воцарились на престоле этой страны на рубеже XVI-XVII веков.
Очередной «Золотой век» индийской национальной культуры и искусства приходится на время правления Акбара (1556-1605), внука основателя Великих Моголов Бабура. Правителю удалось привлечь к работе самых лучших восточных мастеров - зодчих, скульпторов и художников. Северный и центральный регионы страны получили в эти годы новые города с роскошными дворцами, мечетями, парками, мавзолеями и крепостями, окруженными массивными стенами.
Эра Великих Моголов связана с появлением принципиально нового стиля в индийской архитектуре, как культовой, так и светской. Выразилось это, прежде всего, в значительно возросшей величавостью сооружений и увеличением их масштабов. Религиозные здания строили индийские зодчие, что придало мусульманским постройкам выразительность, монументальность и пластичность.
По-настоящему шикарными, драгоценными стали политические центры государства - Агра и Фатхпур-Сикри (огромный дворцово-храмовый комплекс; временная резиденция Акбара, неофициально именовалась «каменной сказкой»). Здесь каждое здание было архитектурным ансамблем, укомплектованным садами, павильонами и мечетями. Главное культовое сооружение было трехкупольным, в плане имело прямоугольную форму размером 181 х 158 метров. Также комплекс включал в себя два мавзолея из драгоценного белого мрамора. Южную стена собора дополняли главные ворота Буланд-Дарваза («Врата великолепия») - исполинская конструкция, комбинированный шестигранный многоугольник из красного песчаника и белого мрамора.
Отдельного упоминания заслуживают усыпальницы, которые правители готовили для себя и своих родных и близких еще при жизни. Эти сооружения отличаются особой красотой, роскошью интерьеров и богатством используемых материалов. Один из самых знаменитых примеров постройки такого рода - легендарный мавзолей Тадж-Махал, стены которого облицованы великолепным розовым мрамором элитарных сортов.
Мавзолей отца Акбара Хумаюна - одна из ярчайших достопримечательностей Дели. Гробница построена из красного песчаника с вкраплениями белого мрамора. Здание поднято на высокий цоколь, его стены дополнены широкими стрельчатыми арками.
Изучая светские и культовые сооружения средневековой Индии исламского периода, можно сделать вывод, что в них все чаще проявлялась непреодолимая тяга правителей к роскоши, элегантности, утонченности и изяществу. Именно тогда индийские зодчие научились при выборе материалов для облицовки сооружений отдавать предпочтение белому мрамору элитарных видов.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета
Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия