интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » История искусств » Искусство Ближнего и Среднего Востока. Часть восьмая

 
 
 

Искусство Ближнего и Среднего Востока. Часть восьмая

Автор: Ольга Пурчинская от 14-07-2021, 07:47, посмотрело: 852

1370-й год открыл важнейшую страницу в истории Средней Азии: в это время началось царствование империи Тимура (1370-1405). То был жестокий, агрессивный, могущественный завоеватель, стремительно присоединявший новые территории. Император пожелал столицей своей огромной вотчины сделать Самарканд. Городу предстояло вскоре стать самым роскошным, красивым, богатым, величественным населенным пунктом планеты.

Искусство Ближнего и Среднего Востока. Часть восьмаяСредневековый Самарканд появился в результате кропотливой работы архитекторов, инженеров, художников и других мастеров не только азиатского региона, но и многих других стран мира. Города, возникшие в XIV-XV столетиях - воплощение всех лучших традиций зодчества, культурных достижений Ближне- и Средневеосточного региона. Многочисленные достопримечательности давно признаны шедеврами средневековой архитектуры.

Границы Самарканда очень быстро расширялись, и вскоре центральный город империи Тимура был обнесен устрашающе мощной глинобитной стеной. В город можно было попасть через любые из шести ворот. Сооружение обнесли глубокими рвами.

В 1404 году стольный град посетил посол Испании Клавихо. Высокого гостя сразили наповал богатство основных светских и культовых сооружений, обилие садов, парков, оливковых и виноградных деревьев, а также неустанно растущая численность населения Самарканда. Особое восхищение дипломата вызвала улица, считавшаяся центром торговли, покрытая «сводом с окошками, в которые проходил свет».

Искусство Ближнего и Среднего Востока. Часть восьмаяГордостью Самарканда на протяжении нескольких столетий небезосновательно считается одно из самых знаменитых культовых сооружений - огромная соборная мечеть, которая может принять под своим сводом несколько десятков тысяч молящихся. В народе она известна под названием Биби-Ханум. Уже в первоначальном своем облике это был сложный архитектурный ансамбль с несколькими минаретами, крытыми галереями, входным порталом и купольными зданиями.

К сожалению, сегодня грандиозное сооружение разрушено, взорам многочисленных туристов доступны лишь руины. Несмотря на скромность сохранившихся остатков былой роскоши, здание мечети сохранило канувшую в Лету атмосферу величия, торжественности, силы и внушительных масштабов.

Напротив центрального портала располагалось главное здание комплекса - собственно мечеть. Ее огромную арку поддерживали восьмигранные башни-минареты. Купол выполнен из драгоценной бирюзы восхитительного небесно-голубого оттенка. По словам очевидцев, в ясный, солнечный день он буквально сливался с небом.

Искусство Ближнего и Среднего Востока. Часть восьмаяОчень сильное впечатление производит мавзолей Тимура в Самарканде (Гур-Эмир), созданный в XV столетии. Сооружение имеет восьмигранное основание, на котором расположен барабан цилиндрической формы (часть здания, также выполняющая функцию основания купола) с огромными надписями (длина некоторых из них достигает трех метров). Это традиционные для ислама хвалебные речи в адрес Аллаха и пророка Мохаммеда. Купол сооружения окрашен в традиционный сине-голубой оттенок, иллюзорно сливающий усыпальницу с небом. На его долю приходится около половины общей площади роскошной гробницы.

Внутри стены мавзолея облицованы отборным мрамором драгоценных пород и декорированы восточными орнаментами. Артефакт полон резными деревянными дверями. Это очень тонкая, кропотливая, чуть ли не ювелирная работа. Плоские каменные надгробия окружены ажурной мраморной оградой. Императорское надгробие сделано из темно-зеленого нефрита.

Еще один крупный город современного Узбекистана - Герат. В XV веке он был столицей империи Тимуридов. Одним из ярчайших деятелей культуры и искусства Позднего Средневековья там был поэт и видный государственный деятель Алишер Навои.

В XV столетии империя Тимура распалась на несколько суверенных государств, каждая страна с тех пор самостоятельно могла определять направление своего дальнейшего развития. Тем не менее, между этими землями сохранились удивительно прочные связи на культурном, в частности, художественном уровне. В Самарканде, Бухаре и некоторых других крупных городах региона внук основателя династии Улугбек продолжал активное строительство светских и культовых сооружений. Это был мудрый правитель и выдающийся ученый.

Около Самарканда в последние года Средневековья появилась обсерватория - огромное круглое здание, не имевшее аналогов ни на Западе, ни на Востоке. К сожалению, этому сооружению не была уготована долгая жизнь: вскоре после окончания правления Улугбека его разрушили полчища религиозных фанатиков. Некоторые представления о былом великолепии постройки можно попробовать получить, созерцая сохранившиеся руины.

Песчаную площадь Самарканда (Регистан) венчает медресе Улугбека - сооружение с прямоугольным внутренним двором, окруженное многочисленными двухэтажными зданиями, где располагались студенты заведения. В середине каждой стены имеются специальные айваны (сводчатое помещение), служившие местом для групповых занятий. Фасад основного здания декорирован двумя башнями-минаретами. Особого внимания здесь заслуживают изысканные, невероятно красивые мозаики-изразцы, которые и сегодня сохраняют свой изначальный вид.

На рубеже XIV-XV веков самаркандские мастера начали широко применять технику керамической наборной мозаики. Части орнаментов заранее вырезались покрытых разноцветной глазурью глиняных плиток. Готовый узор затем нужно было закрепить на поверхности стены. С этой целью широко применялся гипс.

Ольга Пурчинская

Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета

Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия

Категория: История искусств