«…вот мой Онегин на свободе; Острижен по последней моде, Как dandy лондонский одет - И наконец увидел свет»…
Цитата из бессмертного шедевра А.С.Пушкина максимально лаконично описывает внешний облик заглавного персонажа. Нескольких слов более, чем достаточно, чтобы получить четкое представление о том, как именно выглядел «молодой повеса». Несмотря на свою предельную краткость, словесный портрет героя в воображении читателя мгновенно обретает визуальные черты.
Кто же такие dandy? Это весьма интересные, занятные личности. Давайте познакомимся с ними поближе. Денди представляют собой социокультурный типаж мужчины XIX века. Человек, величавший себя подобным образом, чаще всего относился к среднему классу, но своими подчеркнуто галантными манерами, псевдо-изысканной речью и излишне аккуратной, изящной одеждой он создавал иллюзию собственной принадлежности к аристократам. Столь демонстративное, возможно, излишне нарочитое и смешное поведение европейцев являло собой форму несогласия с посредственностью и уравниванием всех представителей буржуазии.
Место рождения дендизма - Англия, время его появления - рубеж XVIII - XIX веков. Почти мгновенно завоевав популярность в Великобритании, денди заполонили и другие страны Старого Света.
Основная мировоззренческая позиция, пропагандируемая дендизмом - настоящий культ личности, чьи основные силы раскрываются путем тотального превосходства, демонстрируемого сквозь призму моды. Светский дебют денди состоялся в промежутке между 1760 и 1770 годами. Тогда щеголи получили прозвище «макарони». В образе такого франта преобладал итальянский стиль. Отсюда и прозвище. Отличительной характерной чертой такого героя были яркие цвета в самых дерзких сочетаниях фактур и узоров. Новые тенденции стали настоящим вызовом британскому обществу, привыкшему к спокойным, сдержанным оттенкам.
Уже в первое десятилетие XIX века сформировались совершенно иные идеальные образы для английских джентльменов. Суть их состояла в, казалось бы, скромном одеянии. Присмотревшись, можно было понять, что это - не более, чем заблуждение: отличительной чертой нарядов денди виделась их подчеркнутая элегантность. Цветовая гамма костюмов стала куда более сдержанной: светло-серый, коричневый или зеленый дневной ансамбль вечером менялся на темно-синий или черный. Широкое распространение получили аксессуары - булавки для галстука, шелковые шейные платки и часы. Особое внимание щеголи уделяли обуви: она она всегда бывала начищена до зеркального блеска, такого, чтобы в отражении в туфлях можно было увидеть белоснежные перчатки. Огромное значение придавалось гигиене, в том числе идеальной чистоте одежды.
Среди наиболее известных денди можно встретить как реальных исторических личностей, так и популярных литературных героев: Евгений Онегин, Джордж Гордон Байрон, Оскар Уайльд, Робер де Монтескью, Шарль Бодлер и т.д.
Маленькие дети, независимо от половой принадлежности, носили практически одинаковые платья. Изучая старинные портреты, не всегда можно сразу угадать, мальчик на них изображен или девочка. Отличительными чертами становились аксессуары. Например, юный джентльмен мог быть написан с миниатюрным кинжалом, а леди – с цветком, щенком и т.д.
У высокородных мальчиков существовала торжественная церемония «посвящения во взрослые»: в один прекрасный день вместо платьица представитель подрастающего поколения аристократической семьи надевал штаны - элемент гардероба, куда более характерный для настоящего мужчины. Ритуал сопровождался роскошным празднеством с дружескими встречами, пиром и, конечно же, подарками.
В XIX столетии зародилась традиция, популярная и в наши дни. Тогда стали младенцев, в зависимости от пола, перевязывать розовой ленточкой или голубой. Точного объяснения этому факту нет, но существует немало интересных гипотез. Согласно одной из них, причина кроется в традиции награждения новорожденных наследников престола титулами и орденами. Девочкам жаловались знаки на розовой перевязи, а мальчикам - на голубой.
Заметная разница в гардеробе для детей разного пола появилась лишь в ХХ веке. Одежда стала более свободной и удобной. Она шилась из комфортных материалов и приспособлена для активного образа жизни, продолжительных подвижных игр. Возможно, современные наряды маленьких леди, джентльменов, принцев и разбойников не являются эталонами Высокой моды, но зато в них можно резвиться и играть на протяжении длинного дня, не испытывая и малейшую долю дискомфорта.
Дендизм - основоположник уникального литературного жанра, так называемого модного романа (fashionable novel). Центральной фигурой сюжетов этих сочинений становился богатый человек, не обремененный необходимостью трудиться, чтобы обеспечить себе достойное существование. Проще говоря, главные герои таких книг - «золотая» молодежь, скучающие светские львы, прожигатели жизни и баснословных состояний. На страницах романов столь ярко и живописно представали описания быта и нравов, обычаев и традиций жизни представителей высшего общества, что читатели, стоящие много ниже на социальной лестнице, могли получить четкое представление о жизни высокопоставленных богачей.
Первые модные романы выпустил в свет Генри Коулберн - успешный издатель и совладелец нескольких литературных журналов. Бизнесмен, внимательно следящий на общественными настроениями, принял решение попробовать приоткрыть перед представителями среднего класса завесу тайны о жизни и развлечениях членов высшего общества. Первый успешный пример подобного сочинения - «Тремэн» (Р.П.Уорд, 1825). Прототипом главного героя стал живой денди - Джордж Браммел. Успеху книги предшествовала массированная эффективная pr-кампания. На сегодняшний день известно немало книжных франтов. Кто-то из них имеет реальные прототипы, большинство представляет собой собирательный образ денди.
Ольга Пурчинская
Фото взяты из свободных источников
Цитата из бессмертного шедевра А.С.Пушкина максимально лаконично описывает внешний облик заглавного персонажа. Нескольких слов более, чем достаточно, чтобы получить четкое представление о том, как именно выглядел «молодой повеса». Несмотря на свою предельную краткость, словесный портрет героя в воображении читателя мгновенно обретает визуальные черты.
Кто же такие dandy? Это весьма интересные, занятные личности. Давайте познакомимся с ними поближе. Денди представляют собой социокультурный типаж мужчины XIX века. Человек, величавший себя подобным образом, чаще всего относился к среднему классу, но своими подчеркнуто галантными манерами, псевдо-изысканной речью и излишне аккуратной, изящной одеждой он создавал иллюзию собственной принадлежности к аристократам. Столь демонстративное, возможно, излишне нарочитое и смешное поведение европейцев являло собой форму несогласия с посредственностью и уравниванием всех представителей буржуазии.
Место рождения дендизма - Англия, время его появления - рубеж XVIII - XIX веков. Почти мгновенно завоевав популярность в Великобритании, денди заполонили и другие страны Старого Света.
Основная мировоззренческая позиция, пропагандируемая дендизмом - настоящий культ личности, чьи основные силы раскрываются путем тотального превосходства, демонстрируемого сквозь призму моды. Светский дебют денди состоялся в промежутке между 1760 и 1770 годами. Тогда щеголи получили прозвище «макарони». В образе такого франта преобладал итальянский стиль. Отсюда и прозвище. Отличительной характерной чертой такого героя были яркие цвета в самых дерзких сочетаниях фактур и узоров. Новые тенденции стали настоящим вызовом британскому обществу, привыкшему к спокойным, сдержанным оттенкам.
Уже в первое десятилетие XIX века сформировались совершенно иные идеальные образы для английских джентльменов. Суть их состояла в, казалось бы, скромном одеянии. Присмотревшись, можно было понять, что это - не более, чем заблуждение: отличительной чертой нарядов денди виделась их подчеркнутая элегантность. Цветовая гамма костюмов стала куда более сдержанной: светло-серый, коричневый или зеленый дневной ансамбль вечером менялся на темно-синий или черный. Широкое распространение получили аксессуары - булавки для галстука, шелковые шейные платки и часы. Особое внимание щеголи уделяли обуви: она она всегда бывала начищена до зеркального блеска, такого, чтобы в отражении в туфлях можно было увидеть белоснежные перчатки. Огромное значение придавалось гигиене, в том числе идеальной чистоте одежды.
Среди наиболее известных денди можно встретить как реальных исторических личностей, так и популярных литературных героев: Евгений Онегин, Джордж Гордон Байрон, Оскар Уайльд, Робер де Монтескью, Шарль Бодлер и т.д.
Маленькие дети, независимо от половой принадлежности, носили практически одинаковые платья. Изучая старинные портреты, не всегда можно сразу угадать, мальчик на них изображен или девочка. Отличительными чертами становились аксессуары. Например, юный джентльмен мог быть написан с миниатюрным кинжалом, а леди – с цветком, щенком и т.д.
У высокородных мальчиков существовала торжественная церемония «посвящения во взрослые»: в один прекрасный день вместо платьица представитель подрастающего поколения аристократической семьи надевал штаны - элемент гардероба, куда более характерный для настоящего мужчины. Ритуал сопровождался роскошным празднеством с дружескими встречами, пиром и, конечно же, подарками.
В XIX столетии зародилась традиция, популярная и в наши дни. Тогда стали младенцев, в зависимости от пола, перевязывать розовой ленточкой или голубой. Точного объяснения этому факту нет, но существует немало интересных гипотез. Согласно одной из них, причина кроется в традиции награждения новорожденных наследников престола титулами и орденами. Девочкам жаловались знаки на розовой перевязи, а мальчикам - на голубой.
Заметная разница в гардеробе для детей разного пола появилась лишь в ХХ веке. Одежда стала более свободной и удобной. Она шилась из комфортных материалов и приспособлена для активного образа жизни, продолжительных подвижных игр. Возможно, современные наряды маленьких леди, джентльменов, принцев и разбойников не являются эталонами Высокой моды, но зато в них можно резвиться и играть на протяжении длинного дня, не испытывая и малейшую долю дискомфорта.
Дендизм - основоположник уникального литературного жанра, так называемого модного романа (fashionable novel). Центральной фигурой сюжетов этих сочинений становился богатый человек, не обремененный необходимостью трудиться, чтобы обеспечить себе достойное существование. Проще говоря, главные герои таких книг - «золотая» молодежь, скучающие светские львы, прожигатели жизни и баснословных состояний. На страницах романов столь ярко и живописно представали описания быта и нравов, обычаев и традиций жизни представителей высшего общества, что читатели, стоящие много ниже на социальной лестнице, могли получить четкое представление о жизни высокопоставленных богачей.
Первые модные романы выпустил в свет Генри Коулберн - успешный издатель и совладелец нескольких литературных журналов. Бизнесмен, внимательно следящий на общественными настроениями, принял решение попробовать приоткрыть перед представителями среднего класса завесу тайны о жизни и развлечениях членов высшего общества. Первый успешный пример подобного сочинения - «Тремэн» (Р.П.Уорд, 1825). Прототипом главного героя стал живой денди - Джордж Браммел. Успеху книги предшествовала массированная эффективная pr-кампания. На сегодняшний день известно немало книжных франтов. Кто-то из них имеет реальные прототипы, большинство представляет собой собирательный образ денди.
Ольга Пурчинская
Фото взяты из свободных источников