интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Искусство созерцать » «Против исключений» - исключая однообразие

 
 
 

«Против исключений» - исключая однообразие

Автор: Ирина Подгорная от 28-09-2009, 20:11, посмотрело: 3469

«Против исключений» - исключая однообразие
Ничто не вызывало доверие. Ни то, что биеннале всего лишь третья, ни то, что куратором главной выставки является иностранный гений по имени Жан-Юбер Мартен, ни главная площадка (подслащенный гламурными сплетнями центр современного искусства «Гараж»), ни то, как смесь иностранного китча может соседствовать с самобытностью российского современного искусства. К тому же, скептики старой закалки могут добавить масло в огонь своим отрицанием понятия современного искусства как такового.

Реклама как всегда справилась со своей задачей. Уже 26 сентября (на следующий день после открытия главной выставки биеннале) возле в хода в «Гараж» образовалась огромная очередь из желающих своими глазами увидеть, что же все-таки из себя представляет это пресловутое современное искусство.

Пожалуй, стоит начать с того, кто, собственно, является главным виновником сего торжества, то есть с куратора выставки «Против исключений». Как упоминалось выше, Жан-Юбер Мартен является признанным мастером своего дела. Среди его личных достижений значатся такие проекты, как «Москва-Париж», «Москва-Берлин», «Маги земли», а также в прошлом руководство знаменитым парижским Центром Помпиду. Более того, Мартен является куратором Национальных музеев Франции. Этими словами пестрит реклама, газеты буквально разрываются в перечислении заслуг этого человека, лишь бы уверить российского зрителя в том, что биеннале в надежных руках.

Скептически настроенный россиянин не отправился бы на выставку даже после таких восхвалений, если бы главная инсталляция проходила не в «Гараже». Посетить это нашумевшее место, пожалуй, является первостепенной задачей молодого человека, желающего приобщиться к модной тусовке. Именно поэтому, первым и немаловажным экспонатом на этой выставке явился посетитель. Осматривая каждого из желающих втиснуться в мир гламура, можно уже подумать, что ничего интереснее больше не увидишь.

Но, к счастью, интересное обнаружилось незамедлительно. Мощь оригинальности современного искусства начинает давить сразу же после входа в «Гараж». Завороженные посетители подолгу стоят перед неким агрегатом, из которого идет бесконечный дождь в виде слов. Но не пытайтесь прочитать все, что «капает», потому что эти попытки окажутся тщетными, а выставка, ради которой Вы, собственно, пришли, будет пропущена.

«Против исключений» - исключая однообразие
Огромная площадь центра современного искусства разделена на множество залов и зальчиков, по котором снуют люди в поисках впечатлений. Они их находят в первом же зале. Кто бы подумал, что курица может стать объектом современного искусства? Художник Кун Ванмехелен доказал, что может. Его увлечение биологией и генетикой привело к попытке скрещивания курицы российской породы с бельгийской. Это были бы просто две курицы, а также пара десятков фотографий уже удавшихся скрещиваний, если бы не пояснения на табличках, аккуратно висящих в каждом зале. Чтобы предостеречь Вас от последующих столкновений с «непонятным», мы с радостью даем несколько советов.

Первый совет – читайте все таблички. Какой бы степенью самоуверенности Вы ни обладали, небольшое чтиво не помешает никому – как-никак это современное искусство.

Конечно же, курицами все не заканчивается. Удивленному зрителю предстоит оставаться таким же до конца всей выставки, потому что изначальная незамысловатость после разъяснения оказывается запутанным и поразительным фактом.

На наглядном примере выяснилось, что российский зритель заинтересован в политике. Произведения такого искусства, как шансон-арт, только по названию пахнут тюремной плесенью, на деле же оказываются эпатирующими публику искусственно состаренными полотнами с изображениями Путина, Буша и Гитлера. Судя по толпе, жадно рассматривающей эти полотна, крайне иронические изображения всем известных лидеров являются предметом насмешек не только художника, но и среднестатистического россиянина.

Ваше воображение начинает работать? Не обольщайтесь, это еще не все.

Второй совет – не бойтесь, в прямом смысле, заглядывать внутрь. Например, проходя мимо старых и совершенно не эстетичных мусорных контейнеров. Заглянув под крышку хотя бы одного из них, Вы обнаружите город из множества сияющих кристаллов. Именно в этот момент перед посетителями открывается то, что представленное современное искусство является не бессмысленной фантазией художников, а чем-то более глубоким.

Насколько глубоким, каждый из посетителей может определить для себя сам, например, заметив огромное полотно с этническими мотивами. При ближайшем рассмотрении этот шикарный ковер оказывается ни чем иным, как разнообразным хитросплетенным мусором. Художник Эль Анацуи, озабоченный проблемами окружающей среды, нашел применение множеству крышек и упаковок, которые люди выкидывают практически сразу после использования продукта. Напротив этого «жестяного» ковра Вы увидите греческий полуразрушенный акрополь, нарисованный на огромном листе бумаги не чем-нибудь, а коричневым строительным скотчем.

«Против исключений» - исключая однообразие Третий совет – идите дальше. Удивление будет расти, впечатления – дополняться, а легкое дуновение новизны со временем превратится в шквальный ветер. Комната, полностью переплетенная множеством черных шерстяных нитей, покажется странной, если Ваш взгляд потеряет в этих нитях обгоревший рояль. По словам автора этой инсталляции, Тихару Шиота, после пожара этот величественный музыкальный инструмент приобрел в своем образе еще большую мощь.

В соседней комнате расположилась часть истории Советского Союза. Помещение соответствующего красного света рассказывает историю группы художников, собиравшихся в квартире, которую называли «букашником». Все это сопровождается видеозаписями, фотографиями, а также незамысловатыми плакатами с надписями в роде: «Ты в нашем обществе словно репей – стань человеком и больше не пей».

Далее уже подуставшему посетителю «Гаража» предстоит зайти во множество комнаток и закутков, чтобы в одних с интересом смотреть видео, а в других – попытаться разгадать тайну горящей свечки или скульптур, показывающих свое «истинное лицо» только в зеркале. Где-то можно послушать игру маленьких птичек на гитаре, а где-то посмотреть на картины из заплесневевшей смеси шоколада, яиц и сухого молока.

Для тех, у кого впечатления начинают слишком давить на мозг, есть комната с курсом психотерапии. Поверьте, когда огромный булыжник висит над вашим лицом, периодически покачиваясь, мысли моментально сложатся в педантичный порядок в преддверии скорого падения камня прямо на Ваше лицо. После такого курса оставшаяся немаленькая часть выставки будет казаться приятным времяпровождением. «Против исключений» - исключая однообразие

Согласитесь, обычно современное искусство всплывает в нашем сознании в виде вечной ассоциации с поп-артовскими направлениями? Здесь и поп-арту нашлось место, но не в традициях уже поднадоевшего Энди Уорхола, а в многообразии изображения людей. Например, на стенде с множеством необрамленных фотографий обнаженных людей, позирующих на московских улицах. Далее - игрушки и одежда из кинопленки, огромный восковой полукруг и бульдозер из тончайших металлических деталей – все это еще предстоит пройти.

Четвертый совет – не думайте, что отделаетесь за полчаса. Как минимум, 4 часа беспрерывного удивления, смеха, скорби, любопытства и вдохновения Вам гарантированы.


После совершенно изнуряющей прогулки по «Гаражу» Вы поймете, что более 70 художников разных пола, возраста, национальности и взглядов могут органично соседствовать вместе, что и доказывают экспонаты на этой огромной выставочной площадке. Видимо, недоверие к заезжему куратору оказывается необоснованным, а Бог действительно любит троицу – третья биеннале озаглавлена выставкой, способной поразить даже самое пресыщенное воображение.

Заканчивая череду советов, следует дать последний – начните свой рейд по выставкам биеннале именно с «Гаража».

Удачного Вам времяпровождения!

Выставка открыта с 25 сентября по 25 октября 2009 года в центре современного искусства «Гараж».

Автор: Ирина Подгорная

Фото: Полина Глебова


«Против исключений» - исключая однообразие
«Против исключений» - исключая однообразие
«Против исключений» - исключая однообразие
«Против исключений» - исключая однообразие

Категория: Искусство созерцать