Готика. Ночная эпоха

Автор: Ксения Нестерова от 26-04-2010, 01:26, посмотрело: 4136

В рамках проводящегося в Москве Фотобиеннале 2010 в галерее FotoLoft в Центре Современного Искусства "Винзавод" при поддержке Парижской Художественной Ассоциации L'ART INTEMPOREL, демонстрируется выставка " The Middle Ages или Готика XXI века".

Своеобразным эпиграфом к выставке является цитата из книги Николая Бердяева "Новое средневековье" - " Средневековье не есть эпоха тьмы, но оно есть ночная эпоха. Мы выходим из берегов новой истории, из её рационального дня и вступаем в мистическую ночь средневековья. В предчувствии ночи нужно духовно вооружиться для борьбы со злом, обострить способность его различения, вырабатывать новое рыцарство".

Действительно, когда ты заходишь в помещение, где расположилась выставка, у тебя складывается ощущение, что ты попал в другую эпоху, веков на 8 назад. Чуть приглушённое освещение, деревянный пол под ногами, печальная музыка, раздающаяся откуда-то сверху. На стенах висят инсталляции, почти у самого входа - "замершие" между потолком и полом работы, объединённые под названием "Трасцендентальная алхимия" и созданные Валентином Самариным. На них-то, в первую очередь, и фокусируется внимание.

Готика. Ночная эпоха Цветовая гамма инсталляций довольно-таки спокойная, но с уклоном в тёмные тона. В первый момент можно подумать, что это – различные вариации на тему карты нашей планеты, выдержанные в стиле, характерном для времён Колумба. Но, немного присмотревшись, понимаешь, что связь между тем, что ты сам для себя предполагал, и тем, что ты на самом деле видишь перед собой, условна, почти призрачна.

Инсталляции Самарина как будто многослойны. В одно мгновение ты видишь человека, в другое, когда глаз сменит фокусировку, ты видишь уже дерево. Создаётся ощущение, что изображение живёт своей жизнью, перетекая из одного состояния в другое.

Пройдя дальше, можно посмотреть на достаточно правдоподобно выполненные черепа, возле которых лежат вполне обычные таблички "руками не трогать". Над столом, где лежат неприкосновенные части тел, висят инсталляции, вызывающие ассоциацию с картами Таро.
Готика. Ночная эпоха
На полу - весьма специфический символ-узор, которому посвящено видео, демонстрируемое на экране. Чуть дальше, за экраном, условно делящим помещение на две части, выставляются работы Олега Виденина, выполненные в чёрно-белом стиле. Эти фотографии заставляют замереть на некоторое время, полностью погрузиться в тот миг, который запечатлела камера. Сразу начинает казаться, что чёрно-белая фотография вмещает в себя намного больше оттенков, нежели цветная. Возможно, потому, что на чёрно-белой фотографии любой цвет и его оттенок совершенно иначе смотрятся.

Фотография на основе старинных негативов - "Иконостас" Рафаэля Дени. Это часть выставки "The Middle Ages", но она заставляет задуматься посмотреть на негативы, которым многие десятки лет, другими глазами. Люди, замершие в вечности на снимках, внушают что-то похожее на ужас перед смертью. От них почти ощутимо веет могильным холодом, печалью и скорбью, веет духом времени, столь беспощадным к людским жизням.




Готика. Ночная эпоха В конце посетителей провожает (или встречает) работа Габриэля Леже "Параноидальная пляска", наглядно демонстрирующая разницу между тем, что мы можем видеть, и тем, что есть на самом деле. И впечатление эта работа производит колоссальное, особенно если вспомнить о теории двойственности человеческой души и всей природы в сущности.


Готика. Ночная эпоха


Только пройдя всю выставку, ты начинаешь понимать, что что-то вызывает небольшой диссонанс между атмосферой и ощущениями. Атмосфера совершенно точно передаёт саму суть готики, особенности её восприятия жизни. Но в воздухе разливается аромат свежеприготовленного кофе, как будто напоминая, что это уже не готика Средневековья, а готика XXI века, со своими особенностями и взглядами.

Ксения Нестерова

Категория: Искусство созерцать