Утро. Вы открываете глаза, начинаете собираться на работу или учебу и думаете о предстоящих планах на день. Но пройдет каких-то несколько часов, и вот уже слышен знакомый всем стук пальцев по клавиатуре. Почта, поисковые системы, блоги, чаты, форумы, — виртуальный мир затягивает нас в своё пространство, открывая всё новые и новые горизонты. А задумывались ли вы когда-нибудь о том, что человек, используя в своей повседневной жизни компьютерные технологии, в этот самый момент вовлекается в процессы создания нового цифрового искусства?
Убедиться в этом можно, посетив выставку "Decode: прикосновение к цифровому искусству", которая проходит в центре современной культуры "Гараж" начиная с 11 февраля 2011 года.
Уже у входа посетителей встречает творение Даана Роозегаарде "Дюна", реагирующее на движения и начинающее светиться и чирикать, подготавливая ожидающих зрителей к тому, что им ещё предстоит увидеть.
Выставка разделена на 3 секции, каждая из которых акцентирует своё внимание на актуальных темах цифрового дизайна.
В разделе "Код" представлены работы, материалом для которых служат не холст и кисти, как для художника, или камень и металл, как для скульптора, а фундаментальный компьютерный код "0101". Наблюдая за постоянно меняющимися объектами, мы наглядно видим, как грани пространства расширяются с помощью программирования.
Одним из таких объектов является работа английской группы "Troika", для создания которой были использованы интерактивные технологии и специальный фотопринт. Внутри этой работы есть специальная компьютерная программа, которая произвольно выбирает некоторые слова, и нам кажется, что они вдруг становятся в фокусе, но потом столь же внезапно исчезают. Создается ощущение, будто вы услышали обрывок разговора в автобусе или где-то на улице.
Также в этом разделе представлена работа известного художника Джона Маэда "Природа", сочетающая в себе части природы (цветы и деревья) с новыми технологическими достижениями. Это одна из немногих работ, которая не может быть дублирована и присутствует на выставке как скульптура или как картина, которую невозможно было бы повторить.
Особого внимания заслуживает работа "О росте и форме" британского художника Даниэля Брауна, который уже очень давно работает с Интернет-технологиями. Вдохновившись инсталляциями в музее "Victoria & Albert", он взял за основу своего произведения несколько текстильных и керамических работ и сделал из них очень интересный и своеобразный микс, представляющий собой процессы жизнедеятельности растения. Даниэль отдал компьютеру право решать, когда цветок вырастает и распускается. Для этого был написан специальный алгоритм, благодаря которому данная картина движется.
Вторая секция "Интерактивность" подразумевает интерактивное использование человека-зрителя, без которого сама выставка будет невозможна. Ведь на протяжении всей выставки главным элементом является именно человеческое присутствие. Посетители сами участвуют в моделировании инсталляций, многие из которых заставляют задуматься о границе между дизайном и перфомансом. Здесь мы наблюдаем то, как человек становится частью этих работ.
Например, инсталляция "Дерево" Симона Хейденса показывает зрителям, какие не самые простые отношения складываются сейчас у природы и технологий и какое огромное влияние технологический процесс оказывает на природу. Вне "Гаража" установлены специальные сенсоры, благодаря которым мы можем, не покидая внутреннее пространство, увидеть, как дует ветер и что происходит на улице.
"Живопись телом" Мехмета Актена — перфоманс, позволяющий людям рисовать своими телами на виртуальном полотне и получать интерпретацию своих жестов в виде отдельных изображений. Движения зрителей, полученные с помощью инфракрасных камер в режиме реального времени, анализируются специальным программным обеспечением и преобразовываются в мазки кисти различных цветов и оттенков.
Далее представлены несколько работ, в числе которых "Видеосетка" Росса Филипса, "Целующиеся" Рафаэля Лосано-Хеммера и "Одуванчик", результат совместного творчества студий "YOKE" и "Sennep".
В этой же части вы увидите огромное венецианское зеркало коллектива "Fabrica": работу, которая напоминает вам о старинной фотографии, которая требовала довольно больших затрат времени. Это наиболее сложная для интерактивной выставки инсталляция. Снизу спрятана камера, и нужно стоять очень неподвижно, чтобы увидеть своё изображение.
В третьем разделе выставки под названием "Сеть" показано, как люди используют Интернет. Большую роль здесь играет не только человеческое, но и эмоциональное присутствие.
Такова работа Джонатана Харриса "Мы чувствуем себя хорошо". Это сетевой проект, в котором переосмысливается взаимодействие людей с технологией. С 2005 года из всех блогах собиралась информация, если человек писал слово "feel" или "feeling", то есть "чувство" или "чувствую". Так образовалась своеобразная "библиотека чувств", которая пополняется и по сей день. Например, если вы хотите узнать, как обычно чувствовали себя мужчины 30 лет в 80-е годы, когда идет снег, вы можете набрать это с помощью поиска, и вам выдадут все результаты из разных стран.
Эта работа очень точно отражает смысл всей коллекции: ни одна работа не закончена до конца, они постоянно движутся и находятся в процессе изобретения себя.
Интересны и работы Аарона Коблина "Схемы полетов" и Саши Пофлеппа "Социальный коллайдер". "Схемы полетов" представляет собой карту всех полетов, зафиксированных за сутки в 2009 году. Эта работа интересна тем, что для нее была взята информация касательно перелетов людей и грузов по северной Америке. Каждая из разноцветных полосочек подразумевает под собой разный тип самолета, и по количеству перелетов можно увидеть, где находятся экономические центры, куда в основном люди летают и как они перемещаются.
Программа "Социальный коллайдер", в свою очередь, сканирует Твиттер и показывает, кто, о чем и с кем разговаривает, а также, кто копирует чьи-то записи и даёт отсылки к первоисточникам. И если с появлением Твиттера люди делали около 500 записей в сутки, то теперь масштабы достигают нескольких миллионов. Мы наблюдаем за тем, как программа изменяется вместе с соцсетями и как технологии влияют на пользователя, как преобразуется сам Интернет.
Таким образом, все выставленные работы представляют собой некоторый вызов для других выставочных центров. Например, в музее "Victoria & Albert" одновременно друг напротив друга были открыты галереи Ренессанса и Средних веков и новые галереи, что порождало между ними некий весьма интересный диалог.
Выставка, безусловно, заслуживает внимания, и будет интересна не только взрослым, но и детям. Вовлечённость посетителей в процесс создания работ подарит массу положительных эмоций и никого не оставит равнодушным, каждый сможет найти что-то себе по душе. Смотрите, наслаждайтесь, творите!
Фото слева - "Световой дождь", студия "WOW".
Фото справа - "Оазис", коллектив "Everyware"
Ксения Мальцева
фотографии автора
Убедиться в этом можно, посетив выставку "Decode: прикосновение к цифровому искусству", которая проходит в центре современной культуры "Гараж" начиная с 11 февраля 2011 года.
Уже у входа посетителей встречает творение Даана Роозегаарде "Дюна", реагирующее на движения и начинающее светиться и чирикать, подготавливая ожидающих зрителей к тому, что им ещё предстоит увидеть.
Выставка разделена на 3 секции, каждая из которых акцентирует своё внимание на актуальных темах цифрового дизайна.
В разделе "Код" представлены работы, материалом для которых служат не холст и кисти, как для художника, или камень и металл, как для скульптора, а фундаментальный компьютерный код "0101". Наблюдая за постоянно меняющимися объектами, мы наглядно видим, как грани пространства расширяются с помощью программирования.
Одним из таких объектов является работа английской группы "Troika", для создания которой были использованы интерактивные технологии и специальный фотопринт. Внутри этой работы есть специальная компьютерная программа, которая произвольно выбирает некоторые слова, и нам кажется, что они вдруг становятся в фокусе, но потом столь же внезапно исчезают. Создается ощущение, будто вы услышали обрывок разговора в автобусе или где-то на улице.
Также в этом разделе представлена работа известного художника Джона Маэда "Природа", сочетающая в себе части природы (цветы и деревья) с новыми технологическими достижениями. Это одна из немногих работ, которая не может быть дублирована и присутствует на выставке как скульптура или как картина, которую невозможно было бы повторить.
Особого внимания заслуживает работа "О росте и форме" британского художника Даниэля Брауна, который уже очень давно работает с Интернет-технологиями. Вдохновившись инсталляциями в музее "Victoria & Albert", он взял за основу своего произведения несколько текстильных и керамических работ и сделал из них очень интересный и своеобразный микс, представляющий собой процессы жизнедеятельности растения. Даниэль отдал компьютеру право решать, когда цветок вырастает и распускается. Для этого был написан специальный алгоритм, благодаря которому данная картина движется.
Вторая секция "Интерактивность" подразумевает интерактивное использование человека-зрителя, без которого сама выставка будет невозможна. Ведь на протяжении всей выставки главным элементом является именно человеческое присутствие. Посетители сами участвуют в моделировании инсталляций, многие из которых заставляют задуматься о границе между дизайном и перфомансом. Здесь мы наблюдаем то, как человек становится частью этих работ.
Например, инсталляция "Дерево" Симона Хейденса показывает зрителям, какие не самые простые отношения складываются сейчас у природы и технологий и какое огромное влияние технологический процесс оказывает на природу. Вне "Гаража" установлены специальные сенсоры, благодаря которым мы можем, не покидая внутреннее пространство, увидеть, как дует ветер и что происходит на улице.
"Живопись телом" Мехмета Актена — перфоманс, позволяющий людям рисовать своими телами на виртуальном полотне и получать интерпретацию своих жестов в виде отдельных изображений. Движения зрителей, полученные с помощью инфракрасных камер в режиме реального времени, анализируются специальным программным обеспечением и преобразовываются в мазки кисти различных цветов и оттенков.
Далее представлены несколько работ, в числе которых "Видеосетка" Росса Филипса, "Целующиеся" Рафаэля Лосано-Хеммера и "Одуванчик", результат совместного творчества студий "YOKE" и "Sennep".
В этой же части вы увидите огромное венецианское зеркало коллектива "Fabrica": работу, которая напоминает вам о старинной фотографии, которая требовала довольно больших затрат времени. Это наиболее сложная для интерактивной выставки инсталляция. Снизу спрятана камера, и нужно стоять очень неподвижно, чтобы увидеть своё изображение.
В третьем разделе выставки под названием "Сеть" показано, как люди используют Интернет. Большую роль здесь играет не только человеческое, но и эмоциональное присутствие.
Такова работа Джонатана Харриса "Мы чувствуем себя хорошо". Это сетевой проект, в котором переосмысливается взаимодействие людей с технологией. С 2005 года из всех блогах собиралась информация, если человек писал слово "feel" или "feeling", то есть "чувство" или "чувствую". Так образовалась своеобразная "библиотека чувств", которая пополняется и по сей день. Например, если вы хотите узнать, как обычно чувствовали себя мужчины 30 лет в 80-е годы, когда идет снег, вы можете набрать это с помощью поиска, и вам выдадут все результаты из разных стран.
Эта работа очень точно отражает смысл всей коллекции: ни одна работа не закончена до конца, они постоянно движутся и находятся в процессе изобретения себя.
Интересны и работы Аарона Коблина "Схемы полетов" и Саши Пофлеппа "Социальный коллайдер". "Схемы полетов" представляет собой карту всех полетов, зафиксированных за сутки в 2009 году. Эта работа интересна тем, что для нее была взята информация касательно перелетов людей и грузов по северной Америке. Каждая из разноцветных полосочек подразумевает под собой разный тип самолета, и по количеству перелетов можно увидеть, где находятся экономические центры, куда в основном люди летают и как они перемещаются.
Программа "Социальный коллайдер", в свою очередь, сканирует Твиттер и показывает, кто, о чем и с кем разговаривает, а также, кто копирует чьи-то записи и даёт отсылки к первоисточникам. И если с появлением Твиттера люди делали около 500 записей в сутки, то теперь масштабы достигают нескольких миллионов. Мы наблюдаем за тем, как программа изменяется вместе с соцсетями и как технологии влияют на пользователя, как преобразуется сам Интернет.
Таким образом, все выставленные работы представляют собой некоторый вызов для других выставочных центров. Например, в музее "Victoria & Albert" одновременно друг напротив друга были открыты галереи Ренессанса и Средних веков и новые галереи, что порождало между ними некий весьма интересный диалог.
Выставка, безусловно, заслуживает внимания, и будет интересна не только взрослым, но и детям. Вовлечённость посетителей в процесс создания работ подарит массу положительных эмоций и никого не оставит равнодушным, каждый сможет найти что-то себе по душе. Смотрите, наслаждайтесь, творите!
Фото слева - "Световой дождь", студия "WOW".
Фото справа - "Оазис", коллектив "Everyware"
Ксения Мальцева
фотографии автора