Остаётся меньше недели до закрытия выставки Павла Полянского "Пустота", проходящей в галерее "Айдан" центра современного искусства "Винзавод".
В будни выставочные залы часто пустуют, а если эти будни дополнены льющимся на головы дождём, то в галереях совсем тихо. Картины обращены не к зрителям, а к лампам подсветки, друг другу и скучающей в плену однотонных стен смотрительнице зала.
Нарушая уединённое, как будто абстрагировавшееся от времени, помещение галереи "Айдан" в самый обычный вторник, я вдруг почувствовала себя Алисой, попавшей в страну чудес. Различие лишь в том, что героиня сказки Кэрролла увидела Мартовского Зайца и Червонную Королеву, а я вижу чёрно-белые натюрморты с вкраплениями неожиданно сочных цветных элементов, да и белые стены галереи мало похожи на волшебные миры английского писателя, впрочем, ощущения есть ощущения.
"...человеческое представление о мире можно уместить, пользуясь первыми попавшимися под руку предметами в виде символов, на обычном столе, и стол при этом будет характеризовать поле зрения и поле восприятия. Так вот, уместится всё, вся когнитивная система человека." - пишет П.Полянский об одной из концепций мировосприятия человека, вдохновившей его на создание картин, представленных на выставке. Чёрно-белые сюжеты натюрмортов с органично вплетёнными в них радужными фруктами или цветами, будто подёрнутыми туманной дымкой, на удивление не отменяют общей плавности линий и не перетягивают всё внимание на себя. Глаз как бы отталкивается от них, чтобы постигнуть сущность задумчивой позы изображаемого героя, понять причину его внутреннего томления, той самой когнитивной составляющей, о которой упоминает автор.
Следуя за мыслью автора и относя его картины к жанру натюрморта, сразу возникает вопрос о символике. Ведь натюрморт во все времена был символичен. Например, букет в вазах уподоблялся человеческой жизни, а увядшие цветы и осыпавшиеся лепестки воспринимались как метка бренности, фрукты внушали мысль о плодородии, омары и раки олицетворяли то мудрость, то превратность судьбы. Тогда может в полотнах Полянского значимость подчёркнутого яркостью цветов символа превалирует над изображением людей и является смысловым центром картины, а позы людей лишь поддерживают стилистику символики, дополняя её своей наглядностью? Или эти цветные пятна введены с целью подчеркнуть контраст, задержать на себя взгляд? Впрочем, на то натюрморт и символичен, что идея у автора одна, а каждый поймёт по своему: ближе всех к разгадке замысла художника окажется человек, знакомый с теорией натюрмортной живописи, чуть в сторону уйдёт простой наблюдатель, глубоко в свои личные ассоциации и переживания окунётся случайный прохожий.
"Съешь меня" - прочитала Алиса надпись на пирожке, "Павел Полянский "Пустота" - вижу я на безупречно белой стене. И задумываюсь над тем, с какой начинкой был тот пирожок: может это там был один из фруктов с натюрмортов Полянского.
Юлия Титова
В будни выставочные залы часто пустуют, а если эти будни дополнены льющимся на головы дождём, то в галереях совсем тихо. Картины обращены не к зрителям, а к лампам подсветки, друг другу и скучающей в плену однотонных стен смотрительнице зала.
Нарушая уединённое, как будто абстрагировавшееся от времени, помещение галереи "Айдан" в самый обычный вторник, я вдруг почувствовала себя Алисой, попавшей в страну чудес. Различие лишь в том, что героиня сказки Кэрролла увидела Мартовского Зайца и Червонную Королеву, а я вижу чёрно-белые натюрморты с вкраплениями неожиданно сочных цветных элементов, да и белые стены галереи мало похожи на волшебные миры английского писателя, впрочем, ощущения есть ощущения.
"...человеческое представление о мире можно уместить, пользуясь первыми попавшимися под руку предметами в виде символов, на обычном столе, и стол при этом будет характеризовать поле зрения и поле восприятия. Так вот, уместится всё, вся когнитивная система человека." - пишет П.Полянский об одной из концепций мировосприятия человека, вдохновившей его на создание картин, представленных на выставке. Чёрно-белые сюжеты натюрмортов с органично вплетёнными в них радужными фруктами или цветами, будто подёрнутыми туманной дымкой, на удивление не отменяют общей плавности линий и не перетягивают всё внимание на себя. Глаз как бы отталкивается от них, чтобы постигнуть сущность задумчивой позы изображаемого героя, понять причину его внутреннего томления, той самой когнитивной составляющей, о которой упоминает автор.
Следуя за мыслью автора и относя его картины к жанру натюрморта, сразу возникает вопрос о символике. Ведь натюрморт во все времена был символичен. Например, букет в вазах уподоблялся человеческой жизни, а увядшие цветы и осыпавшиеся лепестки воспринимались как метка бренности, фрукты внушали мысль о плодородии, омары и раки олицетворяли то мудрость, то превратность судьбы. Тогда может в полотнах Полянского значимость подчёркнутого яркостью цветов символа превалирует над изображением людей и является смысловым центром картины, а позы людей лишь поддерживают стилистику символики, дополняя её своей наглядностью? Или эти цветные пятна введены с целью подчеркнуть контраст, задержать на себя взгляд? Впрочем, на то натюрморт и символичен, что идея у автора одна, а каждый поймёт по своему: ближе всех к разгадке замысла художника окажется человек, знакомый с теорией натюрмортной живописи, чуть в сторону уйдёт простой наблюдатель, глубоко в свои личные ассоциации и переживания окунётся случайный прохожий.
"Съешь меня" - прочитала Алиса надпись на пирожке, "Павел Полянский "Пустота" - вижу я на безупречно белой стене. И задумываюсь над тем, с какой начинкой был тот пирожок: может это там был один из фруктов с натюрмортов Полянского.
Павел Полянский
Цветы, 2011
Цветы, 2011
Павел Полянский
Натюрморт, 2010
Натюрморт, 2010
Павел Полянский
Мальчик и арбуз, 2010
Мальчик и арбуз, 2010
Павел Полянский
Мальчик и птица, 2010
Мальчик и птица, 2010
Павел Полянский
Cheerleader, 2010
Cheerleader, 2010
Павел Полянский
Тыква, 2010
Тыква, 2010
Павел Полянский
Охота, 2010
Охота, 2010
Юлия Титова