интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Искусство созерцать » Границы условные: Оука Лееле против запретов

 
 
 

Границы условные: Оука Лееле против запретов

Автор: Ксения Мальцева от 28-04-2014, 03:03, посмотрело: 2505

Границы условные: Оука Лееле против запретов

До 9 мая в рамках международного фестиваля фотографии «Фотобиеннале-2014» пройдет выставка знаменитой испанской фотохудожницы Оуки Лееле. Серия «Трансгрессивная утопия» охватывает период с 1975 по 2007 годы и основана на работах, победивших в 2008 году на ХI Художественной Биеннале в Каире.

Границы условные: Оука Лееле против запретов
Оука Лееле (псевдоним Барбары Альенде, который на языке аборигенов Экваториальной Гвинеи обозначает «направь колесо жизни в сторону удачи») превращает факты из своей жизни в произведения искусства, осмысливая их и создавая фотохронику на основе своих душевных переживаний. Её работы напоминают сюрреалистические картины Сальвадора Дали - это образы, которым не нужны слова. Она балансирует на грани между правдой и художественным вымыслом и, опираясь на местный испанский колорит, создаёт свой неповторимый художественный язык, отображающий современность.

Когда в 1975 году после смерти генерала Франко остались позади 36 лет репрессий и цензуры, Испания впервые за долгое время вздохнула свободно. Испанцы, а в особенности мадридцы, наконец, получили возможность освободиться от различных ограничений, установленных тоталитарным франкистским режимом, и открыто делать и говорить то, что хочется.

На этой волне в испанской культуре широкое распространение получило движение под названием movida madrileña («мадридская движуха»), путеводной звездой которого стал режиссёр Педро Альмодовар. Оно сплотило всех находившихся ранее под запретом творческих личностей: писателей, музыкантов, художников, фотографов и других деятелей искусства.

Оука Лееле, примкнувшая к этому движению, открыла для себя идеологию нового гедонизма и творческой вседозволенности и принялась активно нарушать общественные и эстетические табу, возвращая человеку право быть тем, кем он являлся на самом деле. Вот как Оука Лееле описывала свои ощущения: «Мовида была смесью всего, что только возможно, было чудесно чувствовать, что ты дитя этого города, неважно, кем ты был, к какому классу ты принадлежал, каждый мог быть принят таким, как он есть».

Работы фотографа отличает уникальный стиль, который не спутаешь ни с чем. Оука Лееле начинала как художница, поэтому, создавая фотографии, она не боялась экспериментировать, вручную раскрашивая свои снимки в стилистике кислотных афиш и таким образом смешивая техники живописи и фотографии.

На выставке можно увидеть и цветные и чёрно-белые фотографии художницы, на которых лиризм и духовность умело сочетаются с экспрессией и сластолюбием. Они не только отражают жизненную философию автора, но и толкают зрителя к рефлексии, заставляя взглянуть на многие вещи под другим углом.

Благодаря своему таланту Оука Лееле стала единственной, кому разрешили делать снимки в музее Прадо, причем, как фотографии экспозиций, так и моделей на фоне произведений великих художников.

Работы Оуки Лееле стали своего рода гимном свободомыслию, помогающим любому, кто их увидит, приблизиться к пониманию целого периода в истории и ощутить дух карнавала Испании 80-х.

Границы условные: Оука Лееле против запретовГраницы условные: Оука Лееле против запретовГраницы условные: Оука Лееле против запретовГраницы условные: Оука Лееле против запретов












Границы условные: Оука Лееле против запретовГраницы условные: Оука Лееле против запретовГраницы условные: Оука Лееле против запретов










Ксения Мальцева

Фотографии автора

Категория: Искусство созерцать