Много ли сказок и их героев вы знаете? Верите ли в то, что сказка - это потеха для детей и кладезь мудрости для взрослых? Художник Андрей Щербаков и знает, и верит.
С первого взгляда на любое полотно из серии "сказок" очень сложно найти знакомых героев среди вложенных друг в друга образов и причудливо переплетённых линий, складывающихся в образы животных и сказочных персонажей. "Я открыл для себя принцип матрёшки" - говорит об этом сам автор. И действительно матрёшка, правда далеко не такая простая, как традиционная русская игрушка.
"Сначала я всегда рисую старика или старуху, как правило, если этот образ удался, то удаётся и вся картина. Например, здесь у меня получился образ с тремя глазами. Они как бы олицетворяют прошлое, настоящее и будущее" - поясняет А.Щербаков, воздушным жестом руки отмечая область расположения рисунка, о которой он говорит. Но сколько я ни вглядываюсь и всё же не могу увидеть ни старухи, ни трёх глаз.
"А вот здесь, - Андрей Васильевич тем же жестом акцентирует моё внимание уже на другой части полотна, - ночь, волк вышел в деревню промышлять себе еду. Здесь Колобок, а вместо рта и носа у него Иван в лодке, качающейся на волнах". Хорошо, что хоть это я смогла разглядеть. А может всё дело в верной фокусировке глаз? Наверно, ведь с третьего раза я всё же нашла лицо трёхглазой сказительницы.
А ведь это всего три образа, в то время как их там.., я даже затрудняюсь назвать примерное количество. По первоначальной задумке автора картина "На волнах русской сказки" должна была охватить несколько сказок сразу, а именно: Теремок, Курочка Ряба, Хитрая лисица и Колобок, но по мере работы на картине появились и Баба Яга, и Кощей Бессмертный, и герои сказки Морозко. Не один час нужно провести у этой картины, чтобы различить на ней всех героев, ещё больше времени потребуется на то, чтобы осознать "кто есть кто".
- Скажите, а сколько примерно времени уходит на одну такую картину? - задаю я вопрос, который сейчас волнует меня, пожалуй, больше всего.
- Как вам ответить, это всё равно, что спросить у женщины сколько она рожала своего ребёнка. Скажет она вам, что полчаса. А ведь до этого она ещё 9 месяцев своего ребёнка носила, искала человека, в союзе с которым будут рождены дети. Так и я могу сказать, что на картину уходит примерно месяц, если системно работать каждый день по 6-7 часов, но ведь это всё ещё должно вызреть. Знаете, я считаю, что когда вдохновение приходит, человек должен быть к нему готов, чтобы потом не сидеть и не думать о том, что бы теперь такого сделать.
И правда, если не просто смотреть на картины, но и читать пояснения к ним, написанные самим автором, то многое сразу встаёт на свои места: и герои становятся узнаваемыми, и идея художника становится более понятной. Поражает не столько точность прорисовки всех образов, сколько глубина авторского замысла. Этот человек действительно знает о чём говорит, о чём пишет. За куцые полчаса нашего общения я услышала множество отрывков из разных сказок, вспомнила многих героев.
Выходя из галереи "Ателье №2" во двор ЦСИ Винзавод, я поймала себя на мысли о том, что в моей голове за пару часов, проведённых на выставке, образы сказочных героев слились в такую же "матрёшку", как на картинах А.Щербакова, а в мыслях звучали рассуждения художника: "Ведь мы знаем не так много сказочников, максимум 10. Но ведь их было гораздо больше, и они незримо присутствуют рядом с нами. Почему мы часто, к нашему стыду, мы забываем лица людей, которые для нас очень много значат? Это происходит от того, что внешнее - это не главное, важно то, что внутри."
Отворив тяжелую дверь согласно наклейке "От себя", я очутилась в самой настоящей зиме. Ветер зло отгонял меня от двери, снег стремительными хлопьями летел из облаков, немало расстраивая людей, которые в середине апреля мечтают о солнце и тепле, а не о ёлке с мандаринами. Может Весна не смогла прогнать Зиму, как это неоднократно случалось в сказках, и теперь ей на помощь спешат другие времена года, боясь задержаться в очереди?
Юлия Титова
С первого взгляда на любое полотно из серии "сказок" очень сложно найти знакомых героев среди вложенных друг в друга образов и причудливо переплетённых линий, складывающихся в образы животных и сказочных персонажей. "Я открыл для себя принцип матрёшки" - говорит об этом сам автор. И действительно матрёшка, правда далеко не такая простая, как традиционная русская игрушка.
"Сначала я всегда рисую старика или старуху, как правило, если этот образ удался, то удаётся и вся картина. Например, здесь у меня получился образ с тремя глазами. Они как бы олицетворяют прошлое, настоящее и будущее" - поясняет А.Щербаков, воздушным жестом руки отмечая область расположения рисунка, о которой он говорит. Но сколько я ни вглядываюсь и всё же не могу увидеть ни старухи, ни трёх глаз.
"А вот здесь, - Андрей Васильевич тем же жестом акцентирует моё внимание уже на другой части полотна, - ночь, волк вышел в деревню промышлять себе еду. Здесь Колобок, а вместо рта и носа у него Иван в лодке, качающейся на волнах". Хорошо, что хоть это я смогла разглядеть. А может всё дело в верной фокусировке глаз? Наверно, ведь с третьего раза я всё же нашла лицо трёхглазой сказительницы.
А ведь это всего три образа, в то время как их там.., я даже затрудняюсь назвать примерное количество. По первоначальной задумке автора картина "На волнах русской сказки" должна была охватить несколько сказок сразу, а именно: Теремок, Курочка Ряба, Хитрая лисица и Колобок, но по мере работы на картине появились и Баба Яга, и Кощей Бессмертный, и герои сказки Морозко. Не один час нужно провести у этой картины, чтобы различить на ней всех героев, ещё больше времени потребуется на то, чтобы осознать "кто есть кто".
- Скажите, а сколько примерно времени уходит на одну такую картину? - задаю я вопрос, который сейчас волнует меня, пожалуй, больше всего.
- Как вам ответить, это всё равно, что спросить у женщины сколько она рожала своего ребёнка. Скажет она вам, что полчаса. А ведь до этого она ещё 9 месяцев своего ребёнка носила, искала человека, в союзе с которым будут рождены дети. Так и я могу сказать, что на картину уходит примерно месяц, если системно работать каждый день по 6-7 часов, но ведь это всё ещё должно вызреть. Знаете, я считаю, что когда вдохновение приходит, человек должен быть к нему готов, чтобы потом не сидеть и не думать о том, что бы теперь такого сделать.
И правда, если не просто смотреть на картины, но и читать пояснения к ним, написанные самим автором, то многое сразу встаёт на свои места: и герои становятся узнаваемыми, и идея художника становится более понятной. Поражает не столько точность прорисовки всех образов, сколько глубина авторского замысла. Этот человек действительно знает о чём говорит, о чём пишет. За куцые полчаса нашего общения я услышала множество отрывков из разных сказок, вспомнила многих героев.
Выходя из галереи "Ателье №2" во двор ЦСИ Винзавод, я поймала себя на мысли о том, что в моей голове за пару часов, проведённых на выставке, образы сказочных героев слились в такую же "матрёшку", как на картинах А.Щербакова, а в мыслях звучали рассуждения художника: "Ведь мы знаем не так много сказочников, максимум 10. Но ведь их было гораздо больше, и они незримо присутствуют рядом с нами. Почему мы часто, к нашему стыду, мы забываем лица людей, которые для нас очень много значат? Это происходит от того, что внешнее - это не главное, важно то, что внутри."
Отворив тяжелую дверь согласно наклейке "От себя", я очутилась в самой настоящей зиме. Ветер зло отгонял меня от двери, снег стремительными хлопьями летел из облаков, немало расстраивая людей, которые в середине апреля мечтают о солнце и тепле, а не о ёлке с мандаринами. Может Весна не смогла прогнать Зиму, как это неоднократно случалось в сказках, и теперь ей на помощь спешат другие времена года, боясь задержаться в очереди?
Юлия Титова