«Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой» - полотно руки испанского живописца эпохи Ренессанса Франсиско де Сурбараны (1598-1664). Картина датирована 1633 годом, сегодня является собственностью Музея Нортона Саймона в Пасадине (Калифорния, США). Иногда, заводя речь об этой картине, употребляют более короткую форму его названия – «Натюрморт с апельсинами и лимонами».
Размер полотна составляет 62,2 х 109,5 см. Специалисты, внимательно рассмотрев его, отмечают, что изображение слева – вовсе не лимоны, как кажется многим, а другая вариация на тему цитрусовых плодов – цитроны. От своих сородичей они отличаются более толстой кожурой с бугорками.
Натюрморт представляет собой три группы предметов – желтые фрукты (цитроны) слева на тарелке, оранжевые плоды (апельсины) в центре в корзине и роза на серебряном блюдце рядом с серебряной чашечкой справа, - которые ярким пятном проступают на темном фоне (за него «отвечают» темно-коричневый стол и черная стена на дальнем плане).
Существует предположение, что эти предметы – не случайный набор, а тщательно продуманная композиция, символическая аллегория Святой Троицы. Согласно другой гипотезе, апельсины, цветы и чашка с водой напоминают о чистоте Девы Марии, а роза, лишенная шипов, ассоциируется с непорочным зачатием.
Современные технологии помогли искусствоведам выяснить, что изначальная версия полотна содержала еще одну серебряную тарелку, которую Сурбарана расположил между фруктами. Там были изображены кусочки сладкого картофеля в карамели – одного из наиболее популярных испанских десертов первой половины XVII века.
Датировка картины носит официальный характер, поскольку проставлена непосредственно рукой мастера. Это единственное полотно Франсиско де Сурбараны, дату создания которого он обозначил лично.
На протяжении нескольких столетий картина находилась в собственности неизвестных частных коллекционеров, пока в 1930-х годах ее не прибрел итальянский коллекционер Алессандро Контини-Банакосси. Изначально предполагалось, что натюрморт, как и все остальные полотна из собрания флорентийца, после его смерти станут собственностью государства, однако наследникам фамилии после серии сложных переговоров удалось оставить этот шедевр у себя, как и еще несколько картин.
В 1972 году «Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой» приобрел американский богач и коллекционер Нортон Саймон. Шедевр европейской живописи обошелся ему в 2,725 миллиона долларов. Огромная сумма на тот момент стала третьей в рейтинге стоимости приобретенных в частные коллекции шедевров старых мастеров.
Ольга Пурчинская
Размер полотна составляет 62,2 х 109,5 см. Специалисты, внимательно рассмотрев его, отмечают, что изображение слева – вовсе не лимоны, как кажется многим, а другая вариация на тему цитрусовых плодов – цитроны. От своих сородичей они отличаются более толстой кожурой с бугорками.
Натюрморт представляет собой три группы предметов – желтые фрукты (цитроны) слева на тарелке, оранжевые плоды (апельсины) в центре в корзине и роза на серебряном блюдце рядом с серебряной чашечкой справа, - которые ярким пятном проступают на темном фоне (за него «отвечают» темно-коричневый стол и черная стена на дальнем плане).
Существует предположение, что эти предметы – не случайный набор, а тщательно продуманная композиция, символическая аллегория Святой Троицы. Согласно другой гипотезе, апельсины, цветы и чашка с водой напоминают о чистоте Девы Марии, а роза, лишенная шипов, ассоциируется с непорочным зачатием.
Современные технологии помогли искусствоведам выяснить, что изначальная версия полотна содержала еще одну серебряную тарелку, которую Сурбарана расположил между фруктами. Там были изображены кусочки сладкого картофеля в карамели – одного из наиболее популярных испанских десертов первой половины XVII века.
Датировка картины носит официальный характер, поскольку проставлена непосредственно рукой мастера. Это единственное полотно Франсиско де Сурбараны, дату создания которого он обозначил лично.
На протяжении нескольких столетий картина находилась в собственности неизвестных частных коллекционеров, пока в 1930-х годах ее не прибрел итальянский коллекционер Алессандро Контини-Банакосси. Изначально предполагалось, что натюрморт, как и все остальные полотна из собрания флорентийца, после его смерти станут собственностью государства, однако наследникам фамилии после серии сложных переговоров удалось оставить этот шедевр у себя, как и еще несколько картин.
В 1972 году «Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой» приобрел американский богач и коллекционер Нортон Саймон. Шедевр европейской живописи обошелся ему в 2,725 миллиона долларов. Огромная сумма на тот момент стала третьей в рейтинге стоимости приобретенных в частные коллекции шедевров старых мастеров.
Ольга Пурчинская