«Страшно не то, что умрешь от любви, а проживешь долго-долго просто так…»
«Богиня: как я полюбила»
«Богиня: как я полюбила»
«Я не хочу, чтобы мое безумие было лимитировано», – однажды призналась Рената Литвинова в интервью. «Последняя сказка Риты» – своего рода воплощение жанровой сверхзадачи, поставленной Литвиновой в творчестве, это и мистическая сказка, драма и мелодрама с комедийными элементами.
Что умеет создавать Рената Литвинова в своих фильмах, так это фантастический мир, неповторимый по своей цветовой гамме и звуковому наполнению. С этой точки зрения второй ее фильм, созданный на ее собственные деньги в творческом тандеме с Земфирой, выглядит чуть менее изящным в сравнении с «Богиней…», где буквально каждый кадр завораживает.
Главная героиня, Маргарита Готье (Ольга Кузина) лежит в разваливающейся больнице, в которой работает ее близкая подруга Надя (Татьяна Друбич). Все в жизни Риты Готье хорошо, она влюблена и любима. Ее подруга Надя – наоборот, потерянная, спивающаяся и бессильная. Рите суждено встретить неизбежность смерти на пике своего счастья. «Так, надо, дочка…Пора…» – звучат слова матери Риты во сне. А Надя продолжает жить, но можно ли назвать это жизнью?
Сама Литвинова играет «охотницу за красивыми душами» или Смерть – называйте как угодно. Таинственная незнакомка, получившая задание сопровождать Риту в мир иной, отправляется в больницу под видом медсестры Тани Неубивко. Разумеется, работу находит в морговом отделении. В мире людей Смерть старается вести себя естественно – много курит и пьет, и, как водится, ходит на свидания; правда, порой все же ведет себя довольно странно – то и дело оживляет чучело хорька и принимает сигналы с того света с помощью радиоприемника. Манерно заламывая руки, Смерть жалуется на то, что все красивые здания сносят, и остается одно убожество. И ее тривиальная на первый взгляд фраза «Все такое уродливое…» становится лейтмотивом картины.
В реальности, в объективной реальности Риты Готье, все обречены. Мир старых, уродливых зданий, окутанных сигаретным дымом, мир убожества и грязных больничных стен, мир белых халатов врачей, мир равнодушных женщин с ярко-накрашенными губами – от него невозможно скрыться, можно только умереть. Ну а смерть… Смерть, в общем-то, не так страшна. Ведь она может прийти в желтом платье и с бокалом шампанского.
Валерия Родионова