Ночь. Снежная буря. В холл небольшого отеля «Тишина и покой», расположенного вблизи некоего горнолыжного курорта, стремительно, словно ураган, врываются три богато одетых человека. Два брата и сестра разыскивают свою приемную мать, сбежавшую от них, когда ее везли в сумасшедший дом.
Так начинается спектакль Заслуженного деятеля искусств России Владимира Иванова «Возьмите зонт, мадам Готье!» по одноименной пьесе французского драматурга Ива Пло, продолжившего 13 и 14 октября 2015 года парад премьер на Новой сцене театра имени Вахтангова. Автор сценографии и костюмов Максим Обрезков превратил уютный зал в вестибюль отеля. Множество чемоданов хаотически разбросаны практически повсеместно. Три двери в самом центре ведут в одноместные номера. Сбоку – вход в трехкомнатный «люкс», отличающийся от всех остальных помещений даже дверью. Немного правее расположена огромная рождественская ель, лишенная, однако, каких-либо украшений.
…Итак, вместе со снежным облаком в ночную тишину холла отеля врываются три человека – двое мужчин и одна женщина. Кто эти люди в черном? Известный политический деятель Антуан Готье (Александр Рыщенков), судья Огюст Готье (Кирилл Рубцов) и «светская львица» Мирей Готье (Ксения Кубасова). Их приемная мать, мадам Катрин Готье (Народная артистка СССР, лауреат Государственных премий России Юлия Борисова), внезапно исчезла из машины, в которой дети покойного мужа везли ее в психиатрическую лечебницу, прихватив с собой лишь огромный кактус – своего постоянного «спутника». Молодое поколение высокородного семейства одолевают отнюдь не светлые чувства печали или волнения. Всех троих, кажется, вот-вот разорвет от бессильной злобы, ведь ненавистная мачеха «куда-то дела» свою часть наследства.
Как бы ни дрожали от ярости два месье и мадемуазель Готье, но из-за разгулявшейся не на шутку стихии они вынуждены переночевать в единственном жилом помещении, попавшемся по дороге. Кроме того, туда же могла попасть и их родственница. Благодаря четким, высокопрофессиональным действиям господина Пьера Леже (Заслуженный артист России Андрей Ильин), управляющего отелем «Тишина и покой», троица может отдохнуть и принять горячую ванну в комфортабельных номерах.
А что же мадам Готье? Она, как выясняется чуть позже, находится там же. Только до поры, до времени это – строжайшая тайна, и вскоре она открывается одному таинственному, загадочному человеку, обеспечивающему работу жилого дома, так кстати встретившегося на пути людей, попавших в снежную бурю. Невысокая, изящная, хрупкая и при этом очень величественная, эта высокородная дама сжимает в руках свой кактус и просит приютить ее на ночь. В отличие от своих приемных детей, главная героиня излучает положительную энергетику, от нее будто исходит сияние, внутренний свет.
Поскольку все номера уже заняты, одинокая женщина вынуждена разделить комнату с очень необычной компанией. По иронии судьбы, ее соседями оказываются пациенты той самой психиатрической больницы, куда мадам Готье отправляли насильно. Новые знакомые одинокой женщины – Сара (Ася Домская), Мадам Барб (Мария Бердинских), Анри (Денис Самойлов), Клод (Александр Галочкин) и Анна-Мария (Татьяна Полосина) – кажутся абсолютно нормальными, добрыми, искренними людьми, честными и имеющими свои прекрасные заветные желания. Каждый из них, несмотря на тяжелое душевное потрясение, остался способен мечтать и верить, что когда-нибудь в жизни наступит светлая полоса.
На экскурсию в отель обитатели больницы, точнее, выздоравливающие пациенты, отправились в сопровождении мадемуазель Ирэн (Ольга Немогай), молодой медсестры, сопереживающей бедам своих подопечных и заботливо ухаживающей за ними. У девушки есть объективная причина, побудившая найти такое непростое занятие.
Очень скоро заикающийся сотрудник статистической компании, научившийся играть на треугольнике и мечтающий вывести формулу настоящего счастья, молодой военный, прячущий свои обезображенные ожогами руки и любящий музыку, маленькая женщина, панически боящаяся света, молодая мать, потерявшая ребенка и «нашедшая» его в плюшевом медведе и светлая, обаятельная девушка, нуждающаяся в том, чтобы ее любили, становятся для мадам Готье более родными людьми, чем пасынки и падчерица.
А что же приемные дети? Найдут ли они свою мать? Чем закончится это противостояние света и тьмы? И загорится ли огромная ель, ожидающая скорый праздник Рождества? Об этом узнает каждый зритель спектакля «Возьмите зонт, мадам Готье!» Здесь есть все – и поводы для удивления, и эпизоды, вызывающие улыбку, и моменты, способные довести до слез.
Эта история объединила сразу несколько поколений актеров. Исполнительница главной роли, Юлия Константиновна Борисова, создала образ, на первый взгляд, хрупкой и нежной пожилой леди, которая, с другой стороны, не утратила силы воли, духа и характера. Каждое слово, сказанное ею, словно навечно впечатывается в сердца и души всех зрителей. Особое, почти гипнотическое действие оказывают руки Народной артистки СССР. Движения и жесты могут как успокоить, расслабить, так и взволновать. В любом случае, хочется следить за ними, не отрываясь, даже не моргая.
Управляющий отелем Пьер Леже в исполнении Андрея Ильина, кажется, является не только хранителем ключей, но и знает множество тайн, которые хранит это загадочное здание. Еще бы – ведь постояльцы регулярно меняются, постоянно внося что-то новое в жизнь этого дома, и только один служащий остается на своем месте, оберегая его и становясь его «душой».
В спектакле есть элемент воспоминания. Помимо взрослых детей мадам Готье, на сцене периодически появляются «мини-копии» наследников фамильного состояния. Юные Антуан (Никита Середин), Огюст (Андрей Борисов) и Мирей (Маша Борисова), как и все дети, вместе играют, листают семейный фотоальбом, общаются. Глядя на этих ангелочков, сложно понять, как из таких обаятельных, дружных малышей смогли вырасти злые, жестокие люди с черствыми сердцами и затуманенными душами.
Все роли пациентов психиатрической больницы, приехавших в отель «Тишина и покой» на экскурсию, играют выпускники разных лет театрального института имени Б.Щукина, курс Владимира Иванова. Созданные ими яркие образы добрых, светлых, искренних людей, чьи желания рождаются в сердце, оставляют в душе глубокий след.
Музыкальное оформление спектакля – гармоничное сочетание классики и современности. Мелодии К.В.Глюка, Ф.Ж.М.Пуленка и В.Косма – прочное полотно, показывающее, что все человеческие взаимоотношения, мысли, чувства и желания не меняются в зависимости от эпохи. Какие бы ни были век, эпоха, политический строй, общественные настроения, люди все равно будут любить и ненавидеть, оберегать и уничтожать, находить и терять, создавать и разрушать… В общем, жить.
По своему сюжету пьеса «Возьмите зонт, мадам Готье!» немного напоминает знаменитую комедию американского драматурга Джона Патрика «Странная миссис Сэвидж», которая была поставлена в 1966 году в театре имени Моссовета. Спектакль был приурочен к 70-летию Фаины Георгиевны Раневской. Но не буду уничтожать интригу: пусть лучше каждый зритель сам для себя определит степень похожести этих двух историй!
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Так начинается спектакль Заслуженного деятеля искусств России Владимира Иванова «Возьмите зонт, мадам Готье!» по одноименной пьесе французского драматурга Ива Пло, продолжившего 13 и 14 октября 2015 года парад премьер на Новой сцене театра имени Вахтангова. Автор сценографии и костюмов Максим Обрезков превратил уютный зал в вестибюль отеля. Множество чемоданов хаотически разбросаны практически повсеместно. Три двери в самом центре ведут в одноместные номера. Сбоку – вход в трехкомнатный «люкс», отличающийся от всех остальных помещений даже дверью. Немного правее расположена огромная рождественская ель, лишенная, однако, каких-либо украшений.
…Итак, вместе со снежным облаком в ночную тишину холла отеля врываются три человека – двое мужчин и одна женщина. Кто эти люди в черном? Известный политический деятель Антуан Готье (Александр Рыщенков), судья Огюст Готье (Кирилл Рубцов) и «светская львица» Мирей Готье (Ксения Кубасова). Их приемная мать, мадам Катрин Готье (Народная артистка СССР, лауреат Государственных премий России Юлия Борисова), внезапно исчезла из машины, в которой дети покойного мужа везли ее в психиатрическую лечебницу, прихватив с собой лишь огромный кактус – своего постоянного «спутника». Молодое поколение высокородного семейства одолевают отнюдь не светлые чувства печали или волнения. Всех троих, кажется, вот-вот разорвет от бессильной злобы, ведь ненавистная мачеха «куда-то дела» свою часть наследства.
Как бы ни дрожали от ярости два месье и мадемуазель Готье, но из-за разгулявшейся не на шутку стихии они вынуждены переночевать в единственном жилом помещении, попавшемся по дороге. Кроме того, туда же могла попасть и их родственница. Благодаря четким, высокопрофессиональным действиям господина Пьера Леже (Заслуженный артист России Андрей Ильин), управляющего отелем «Тишина и покой», троица может отдохнуть и принять горячую ванну в комфортабельных номерах.
А что же мадам Готье? Она, как выясняется чуть позже, находится там же. Только до поры, до времени это – строжайшая тайна, и вскоре она открывается одному таинственному, загадочному человеку, обеспечивающему работу жилого дома, так кстати встретившегося на пути людей, попавших в снежную бурю. Невысокая, изящная, хрупкая и при этом очень величественная, эта высокородная дама сжимает в руках свой кактус и просит приютить ее на ночь. В отличие от своих приемных детей, главная героиня излучает положительную энергетику, от нее будто исходит сияние, внутренний свет.
Поскольку все номера уже заняты, одинокая женщина вынуждена разделить комнату с очень необычной компанией. По иронии судьбы, ее соседями оказываются пациенты той самой психиатрической больницы, куда мадам Готье отправляли насильно. Новые знакомые одинокой женщины – Сара (Ася Домская), Мадам Барб (Мария Бердинских), Анри (Денис Самойлов), Клод (Александр Галочкин) и Анна-Мария (Татьяна Полосина) – кажутся абсолютно нормальными, добрыми, искренними людьми, честными и имеющими свои прекрасные заветные желания. Каждый из них, несмотря на тяжелое душевное потрясение, остался способен мечтать и верить, что когда-нибудь в жизни наступит светлая полоса.
На экскурсию в отель обитатели больницы, точнее, выздоравливающие пациенты, отправились в сопровождении мадемуазель Ирэн (Ольга Немогай), молодой медсестры, сопереживающей бедам своих подопечных и заботливо ухаживающей за ними. У девушки есть объективная причина, побудившая найти такое непростое занятие.
Очень скоро заикающийся сотрудник статистической компании, научившийся играть на треугольнике и мечтающий вывести формулу настоящего счастья, молодой военный, прячущий свои обезображенные ожогами руки и любящий музыку, маленькая женщина, панически боящаяся света, молодая мать, потерявшая ребенка и «нашедшая» его в плюшевом медведе и светлая, обаятельная девушка, нуждающаяся в том, чтобы ее любили, становятся для мадам Готье более родными людьми, чем пасынки и падчерица.
А что же приемные дети? Найдут ли они свою мать? Чем закончится это противостояние света и тьмы? И загорится ли огромная ель, ожидающая скорый праздник Рождества? Об этом узнает каждый зритель спектакля «Возьмите зонт, мадам Готье!» Здесь есть все – и поводы для удивления, и эпизоды, вызывающие улыбку, и моменты, способные довести до слез.
Эта история объединила сразу несколько поколений актеров. Исполнительница главной роли, Юлия Константиновна Борисова, создала образ, на первый взгляд, хрупкой и нежной пожилой леди, которая, с другой стороны, не утратила силы воли, духа и характера. Каждое слово, сказанное ею, словно навечно впечатывается в сердца и души всех зрителей. Особое, почти гипнотическое действие оказывают руки Народной артистки СССР. Движения и жесты могут как успокоить, расслабить, так и взволновать. В любом случае, хочется следить за ними, не отрываясь, даже не моргая.
Управляющий отелем Пьер Леже в исполнении Андрея Ильина, кажется, является не только хранителем ключей, но и знает множество тайн, которые хранит это загадочное здание. Еще бы – ведь постояльцы регулярно меняются, постоянно внося что-то новое в жизнь этого дома, и только один служащий остается на своем месте, оберегая его и становясь его «душой».
В спектакле есть элемент воспоминания. Помимо взрослых детей мадам Готье, на сцене периодически появляются «мини-копии» наследников фамильного состояния. Юные Антуан (Никита Середин), Огюст (Андрей Борисов) и Мирей (Маша Борисова), как и все дети, вместе играют, листают семейный фотоальбом, общаются. Глядя на этих ангелочков, сложно понять, как из таких обаятельных, дружных малышей смогли вырасти злые, жестокие люди с черствыми сердцами и затуманенными душами.
Все роли пациентов психиатрической больницы, приехавших в отель «Тишина и покой» на экскурсию, играют выпускники разных лет театрального института имени Б.Щукина, курс Владимира Иванова. Созданные ими яркие образы добрых, светлых, искренних людей, чьи желания рождаются в сердце, оставляют в душе глубокий след.
Музыкальное оформление спектакля – гармоничное сочетание классики и современности. Мелодии К.В.Глюка, Ф.Ж.М.Пуленка и В.Косма – прочное полотно, показывающее, что все человеческие взаимоотношения, мысли, чувства и желания не меняются в зависимости от эпохи. Какие бы ни были век, эпоха, политический строй, общественные настроения, люди все равно будут любить и ненавидеть, оберегать и уничтожать, находить и терять, создавать и разрушать… В общем, жить.
По своему сюжету пьеса «Возьмите зонт, мадам Готье!» немного напоминает знаменитую комедию американского драматурга Джона Патрика «Странная миссис Сэвидж», которая была поставлена в 1966 году в театре имени Моссовета. Спектакль был приурочен к 70-летию Фаины Георгиевны Раневской. Но не буду уничтожать интригу: пусть лучше каждый зритель сам для себя определит степень похожести этих двух историй!
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц