Одним из самых ярких впечатлений фестиваля "Московская премьера" 2010 года стал фильм режиссера Андрея Прошкина "Апельсиновый сок", который был вполне заслуженно удостоен приза Гран-при. Фильм снят по повести известного и талантливого сценариста Галины Слуцки "Бумажный брак", и у этой истории очень непростая судьба. Изначально фильм по этой повести должен был снимать режиссер Сергей Бодров, и на главные роли планировались американская "звезда" Джон Малкович, Ингеборга Дапкунайте и Сергей Бодров–младший. После известных печальных событий съемки фильма были отложены на неопределенное время. Спустя много лет продюсерской группе Максима Федосеева удалось договориться с Сергеем Бодровым, и фильм предложили снимать Андрею Прошкину.
Режиссеру фильма замечательнейшим образом удалось из камерной истории на троих сделать очень цельный, и совершенно нескучный фильм. Отдельно хочется отметить классика операторского искусства Вадима Ивановича Юсова. В этом фильме он стал совершеннейшим сподвижником режиссера, и это тот самый редкий случай, когда авторский замысел осуществился единственно возможным способом. И дело даже не в том, что запечатленная камерой неброская живопись подмосковной природы красива и гармонична, а в том, насколько точно удалось Вадиму Юсову вдуматься и всмотреться в героев фильма. Именно в этом проекте очень кстати пришлась несравненная манера Владимира Ивановича с предельным уважением и даже любовью относиться к прекрасной тайне человеческого лица, и запечатленные в этом фильме актеры полны не определимых словом значений. Оператор героев никак не приукрашивал и не делал ничего такого, чтобы специально разоблачить их, однако ему в полной мере удалось филигранно раскрыть их характеры.
Можно с уверенностью сказать, что в фильме "Апельсиновый сок" Андрей Панин сыграл свою лучшую роль. Для артиста всегда испытание существовать в роли, которая ему совершенно не присуща по предыдущим ролям и очень далека от его действительной жизни. Панину замечательно удалось вжиться в роль миллионера Стивена, для которого деньги и их количество уже ничего не значат. Да и сама жизнь для него уже практически закончилась, осталось поставить только точку. Смертельно больной, он приезжает в Россию умирать, решив купить себе право подвергнуть себя эвтаназии совершенно ‘законно’ за очень большие деньги. Привыкший подчинять жизнь, людей, обстоятельства своей воле, он не может и не хочет смиренно ждать смерти. А пока коротает дни на подмосковной даче в компании молодого доктора-аспиранта Егора (Александр Яценко), который вплотную занимается проблемой эвтаназии, и у которого цель заработать столько денег, чтобы добраться до Америки; просто парень пребывает в твердой уверенности, что счастливой и беззаботной его жизнь станет только там. А у сиделки Даши (Ингеборга Дапкунайте) эта работа – единственный шанс заработать серьезные деньги, чтобы рассчитаться по кредиту мужа, который она получила в "наследство" только благодаря собственной беспечности. Естественно, что Стивену скучно, и потому самым его большим развлечением стало "низводить" сиделку, придираясь к ней по пустякам, и забавно, что камнем преткновения стал апельсиновый сок, которого миллионер подозревает в страшном грехе: он не свежевыжатый, а из пакета. А еще ради скуки хозяин на полном серьезе предложит доктору и сиделке совокупиться прямо на его глазах за тридцать тысяч долларов, клятвенно пообещав быть при этом безмолвным свидетелем. И потому предложение Стивена Даше повенчаться было воспринято ею как очередная забава хозяина. Венчаться так венчаться - устало подумала Даша, которую все время терроризируют банковские специалисты по взысканию долгов. Все бы ничего, но цена вопроса – квартира, в которой живут родители.
Присущие Ингеборге Дапкунайте железная выдержка и прибалтийская холодность, а также обычная для нее лаконичность актерских средств именно в этом фильме пришлись весьма кстати. И можно только удивляться, как актрисе удалось "притушить" свою бьющую фонтаном "западность". На разуверившуюся в жизни и не ожидающую от нее более никаких сюрпризов Дашу любовь Стивена поначалу не произвела никакого впечатления, все чувства Даши спрятаны так глубоко, что она кажется абсолютно бесчувственной. Но, как известно, от любви до ненависти всего лишь один маленький шаг, и еще - мы ведь в ответе за тех, кого приручили.
В этом фильме почти нет слов о любви, слов нет, а любовь есть. Очень мужская и очень настоящая. Нахлынувшая совсем неожиданно. И для Стивена это величайшая божья милость, потому что он перестал думать и мучиться собой, а вообразил, что пришел конец его одиночеству. Умирать страшно, и спасти может только вера и надежда, что в твой последний и горький час ты будешь не один, и кто-то обязательно будет тебя держать за руку.
У Стивена на все хватит мужества. Он заплатит долг Даши, и уйдет, сам, в одночасье, избавив доктора Егора от необходимости претворить в жизнь все свои знания об эвтаназии. Как бы ни храбрился доктор, лишить человека жизни даже по его желанию - жесткое испытание.
Нет, все-таки история, рассказанная Андреем Прошкиным, получилась только на двоих, и остальные герои, даже Егор, которого неоправданно и бестолково много, отошли на далекий второй план. Андрей Панин и Ингеборге Дапкунайте интересны и неожиданны, и им удалось создать такие образы, которые не требуют словесного разъяснения, и точно смогут затронуть искушенную зрительскую душу своей искренностью и гармоничностью существования в роли.
Фильм, в котором много нелепого и смешного, заканчивается пронзительно. Он прост, и там все, как в жизни. Ждать безграничного счастья – абсолютно бесполезная штука, счастье измеряется лишь минутами. А Даше остается только выпить апельсиновый сок, настоящий, не из пакета, и просто дальше жить. Но жизнь ее будет обязательно краше, пока в ней будет живо воспоминание о Любви Стивена, которая была святее и несказаннее всего.
Александра Симонова
Режиссеру фильма замечательнейшим образом удалось из камерной истории на троих сделать очень цельный, и совершенно нескучный фильм. Отдельно хочется отметить классика операторского искусства Вадима Ивановича Юсова. В этом фильме он стал совершеннейшим сподвижником режиссера, и это тот самый редкий случай, когда авторский замысел осуществился единственно возможным способом. И дело даже не в том, что запечатленная камерой неброская живопись подмосковной природы красива и гармонична, а в том, насколько точно удалось Вадиму Юсову вдуматься и всмотреться в героев фильма. Именно в этом проекте очень кстати пришлась несравненная манера Владимира Ивановича с предельным уважением и даже любовью относиться к прекрасной тайне человеческого лица, и запечатленные в этом фильме актеры полны не определимых словом значений. Оператор героев никак не приукрашивал и не делал ничего такого, чтобы специально разоблачить их, однако ему в полной мере удалось филигранно раскрыть их характеры.
Можно с уверенностью сказать, что в фильме "Апельсиновый сок" Андрей Панин сыграл свою лучшую роль. Для артиста всегда испытание существовать в роли, которая ему совершенно не присуща по предыдущим ролям и очень далека от его действительной жизни. Панину замечательно удалось вжиться в роль миллионера Стивена, для которого деньги и их количество уже ничего не значат. Да и сама жизнь для него уже практически закончилась, осталось поставить только точку. Смертельно больной, он приезжает в Россию умирать, решив купить себе право подвергнуть себя эвтаназии совершенно ‘законно’ за очень большие деньги. Привыкший подчинять жизнь, людей, обстоятельства своей воле, он не может и не хочет смиренно ждать смерти. А пока коротает дни на подмосковной даче в компании молодого доктора-аспиранта Егора (Александр Яценко), который вплотную занимается проблемой эвтаназии, и у которого цель заработать столько денег, чтобы добраться до Америки; просто парень пребывает в твердой уверенности, что счастливой и беззаботной его жизнь станет только там. А у сиделки Даши (Ингеборга Дапкунайте) эта работа – единственный шанс заработать серьезные деньги, чтобы рассчитаться по кредиту мужа, который она получила в "наследство" только благодаря собственной беспечности. Естественно, что Стивену скучно, и потому самым его большим развлечением стало "низводить" сиделку, придираясь к ней по пустякам, и забавно, что камнем преткновения стал апельсиновый сок, которого миллионер подозревает в страшном грехе: он не свежевыжатый, а из пакета. А еще ради скуки хозяин на полном серьезе предложит доктору и сиделке совокупиться прямо на его глазах за тридцать тысяч долларов, клятвенно пообещав быть при этом безмолвным свидетелем. И потому предложение Стивена Даше повенчаться было воспринято ею как очередная забава хозяина. Венчаться так венчаться - устало подумала Даша, которую все время терроризируют банковские специалисты по взысканию долгов. Все бы ничего, но цена вопроса – квартира, в которой живут родители.
Присущие Ингеборге Дапкунайте железная выдержка и прибалтийская холодность, а также обычная для нее лаконичность актерских средств именно в этом фильме пришлись весьма кстати. И можно только удивляться, как актрисе удалось "притушить" свою бьющую фонтаном "западность". На разуверившуюся в жизни и не ожидающую от нее более никаких сюрпризов Дашу любовь Стивена поначалу не произвела никакого впечатления, все чувства Даши спрятаны так глубоко, что она кажется абсолютно бесчувственной. Но, как известно, от любви до ненависти всего лишь один маленький шаг, и еще - мы ведь в ответе за тех, кого приручили.
В этом фильме почти нет слов о любви, слов нет, а любовь есть. Очень мужская и очень настоящая. Нахлынувшая совсем неожиданно. И для Стивена это величайшая божья милость, потому что он перестал думать и мучиться собой, а вообразил, что пришел конец его одиночеству. Умирать страшно, и спасти может только вера и надежда, что в твой последний и горький час ты будешь не один, и кто-то обязательно будет тебя держать за руку.
У Стивена на все хватит мужества. Он заплатит долг Даши, и уйдет, сам, в одночасье, избавив доктора Егора от необходимости претворить в жизнь все свои знания об эвтаназии. Как бы ни храбрился доктор, лишить человека жизни даже по его желанию - жесткое испытание.
Нет, все-таки история, рассказанная Андреем Прошкиным, получилась только на двоих, и остальные герои, даже Егор, которого неоправданно и бестолково много, отошли на далекий второй план. Андрей Панин и Ингеборге Дапкунайте интересны и неожиданны, и им удалось создать такие образы, которые не требуют словесного разъяснения, и точно смогут затронуть искушенную зрительскую душу своей искренностью и гармоничностью существования в роли.
Фильм, в котором много нелепого и смешного, заканчивается пронзительно. Он прост, и там все, как в жизни. Ждать безграничного счастья – абсолютно бесполезная штука, счастье измеряется лишь минутами. А Даше остается только выпить апельсиновый сок, настоящий, не из пакета, и просто дальше жить. Но жизнь ее будет обязательно краше, пока в ней будет живо воспоминание о Любви Стивена, которая была святее и несказаннее всего.
Александра Симонова