В 2005 году начинающий аниматор Шейн Эккер представил на Берлинском кинофестивале короткометражный мультфильм «9». История приключений двух тряпичных кукол в постапокалиптическом мире быстро нашла отклик в сердцах зрителей, а сам мультик немедленно получил продюсера в лице популярного нынче на западе Тимура Бекмамбетова и добро на съемки полного метра. Сопродюсером российского режиссера стал мэтр американской мультипликации Тим Бертон. Неудивительно, что такой весьма необычный продюсерский тандем обеспечил фильму отличную рекламу еще до выхода. Что же мы имеем в итоге?
Постапокалиптический сеттинг в современном кинематографе и игровой индустрии едва ли не столь же «заезжен», как бесконечные вариации на тему Второй Мировой, и сегодня создать на этой почве что-то по-настоящему оригинальное довольно проблематично. В этом смысле «9» - настоящее откровение, так как полнометражных 3D мультфильмов о жизни после Судного дня мир еще не видел.
Тряпичная «Матрица»
На этом откровения, увы, заканчиваются. Предыстория навевает четкое ощущение дежа-вю: двух тысячи такой-то год, Земля, как и положено, лежит в руинах. Человек заигрался в Бога и при помощи новейших технологий сумел создать искусственный интеллект, которым наделил машины, работающие на него. Но изобретение вышло из-под контроля, и то, что должно было помогать людям, полностью уничтожило их в кровопролитной войне. Единственными выжившими существами стали 9 тряпичных кукол, которых перед смертью оживил профессор – автор рокового изобретения. Им предстоит сохранить человеческую душу, познать тайну своего происхождения и спасти планету от власти машин.
Редкий зритель не усмотрит здесь отсылок к «Матрице», «Терминатору» и другим киношным предшественникам «9». Да, мультфильм почти полностью состоит из штампов и клише. Так, например, местные машины - точные копии аналогов из «Матрицы», большинство ситуаций легко предсказуемы, а герои говорят шаблонными фразами… Впрочем, вполне возможно, что последнее - вина русской адаптации, о которой позже, ибо она заслуживает самого пристального внимания.
За что нужно похвалить разработчиков, так это за качество картинки. Куклы отлично анимированы и проработаны до мельчайших деталей, а багровое небо, сероватый дым от сгоревших развалин, черная громадина Завода и прочие прелести бэк-граунда в сочетании с хорошим музыкальным сопровождением создают мрачную атмосферу опустошенности.
Удручает почти полное отсутствие юмора, которым так славится голливудская мультипликация. Из-за этого кажется, что мультик воспринимает себя очень серьезно, не иначе как философскую притчу. Эффект получается прямо противоположным. Порция самоиронии пошла бы картине только на пользу, нисколько не испортив атмосферу.
Еще не совсем понятно, на какую аудиторию был рассчитан мультфильм. Дети рискуют его не понять, взрослого же зрителя вряд ли тронешь глубиной поднятых в картине проблем. Даже тема ответственности за содеянное, которая лейтмотивом проходит через весь фильм, к сожалению, раскрывается довольно сумбурно.
О русской адаптации
Для создания русской версии Тимур Бекмамбетов собрал целую «звездную команду»: сценарий адаптации доверили писать популярному фантасту Дмитрию Глуховскому, а дубляжом занимались Константин Хабенский, Тутта Ларсен, Александр Пушной, Владимир Турчинский, Геннадий Хазанов и другие именитые личности. Насколько сладки плоды их трудов каждый зритель сам для себя решит, но многие после сеанса жаловались на то, что реплики неоригинальны и избиты, голоса наших актеров плохо вяжутся с образами героев, а интонация убивает своим однообразием.
***
В целом «9» получился крепким середнячком, дорогим и красивым, на которого не без удовольствия сходишь в кино, но можно и нужно было сделать лучше. Сложилось впечатление, что в фильм про спасение души эту самую душу по какому-то нелепому недоразумению забыли вложить. Обидно, потому что короткометражка (ее, кстати, без проблем можно посмотреть на том же YouTube по соответствующему запросу) показала, что у картины имелись все шансы, что бы стать если не шедевром, то по крайней мере запомниться по-настоящему.
Ольга Анциферова
Постапокалиптический сеттинг в современном кинематографе и игровой индустрии едва ли не столь же «заезжен», как бесконечные вариации на тему Второй Мировой, и сегодня создать на этой почве что-то по-настоящему оригинальное довольно проблематично. В этом смысле «9» - настоящее откровение, так как полнометражных 3D мультфильмов о жизни после Судного дня мир еще не видел.
Тряпичная «Матрица»
На этом откровения, увы, заканчиваются. Предыстория навевает четкое ощущение дежа-вю: двух тысячи такой-то год, Земля, как и положено, лежит в руинах. Человек заигрался в Бога и при помощи новейших технологий сумел создать искусственный интеллект, которым наделил машины, работающие на него. Но изобретение вышло из-под контроля, и то, что должно было помогать людям, полностью уничтожило их в кровопролитной войне. Единственными выжившими существами стали 9 тряпичных кукол, которых перед смертью оживил профессор – автор рокового изобретения. Им предстоит сохранить человеческую душу, познать тайну своего происхождения и спасти планету от власти машин.
Редкий зритель не усмотрит здесь отсылок к «Матрице», «Терминатору» и другим киношным предшественникам «9». Да, мультфильм почти полностью состоит из штампов и клише. Так, например, местные машины - точные копии аналогов из «Матрицы», большинство ситуаций легко предсказуемы, а герои говорят шаблонными фразами… Впрочем, вполне возможно, что последнее - вина русской адаптации, о которой позже, ибо она заслуживает самого пристального внимания.
За что нужно похвалить разработчиков, так это за качество картинки. Куклы отлично анимированы и проработаны до мельчайших деталей, а багровое небо, сероватый дым от сгоревших развалин, черная громадина Завода и прочие прелести бэк-граунда в сочетании с хорошим музыкальным сопровождением создают мрачную атмосферу опустошенности.
Удручает почти полное отсутствие юмора, которым так славится голливудская мультипликация. Из-за этого кажется, что мультик воспринимает себя очень серьезно, не иначе как философскую притчу. Эффект получается прямо противоположным. Порция самоиронии пошла бы картине только на пользу, нисколько не испортив атмосферу.
Еще не совсем понятно, на какую аудиторию был рассчитан мультфильм. Дети рискуют его не понять, взрослого же зрителя вряд ли тронешь глубиной поднятых в картине проблем. Даже тема ответственности за содеянное, которая лейтмотивом проходит через весь фильм, к сожалению, раскрывается довольно сумбурно.
О русской адаптации
Для создания русской версии Тимур Бекмамбетов собрал целую «звездную команду»: сценарий адаптации доверили писать популярному фантасту Дмитрию Глуховскому, а дубляжом занимались Константин Хабенский, Тутта Ларсен, Александр Пушной, Владимир Турчинский, Геннадий Хазанов и другие именитые личности. Насколько сладки плоды их трудов каждый зритель сам для себя решит, но многие после сеанса жаловались на то, что реплики неоригинальны и избиты, голоса наших актеров плохо вяжутся с образами героев, а интонация убивает своим однообразием.
***
В целом «9» получился крепким середнячком, дорогим и красивым, на которого не без удовольствия сходишь в кино, но можно и нужно было сделать лучше. Сложилось впечатление, что в фильм про спасение души эту самую душу по какому-то нелепому недоразумению забыли вложить. Обидно, потому что короткометражка (ее, кстати, без проблем можно посмотреть на том же YouTube по соответствующему запросу) показала, что у картины имелись все шансы, что бы стать если не шедевром, то по крайней мере запомниться по-настоящему.
Ольга Анциферова