интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Кино большого города » Японское кино. Часть 2. Молодежь в ярости

 
 
 

Японское кино. Часть 2. Молодежь в ярости

Автор: Константин Горелов от 11-03-2016, 06:42, посмотрело: 2742

Японское кино. Часть 2. Молодежь в яростиФильм японского режиссера Масахиро Синода «Высохшее озеро» или «Молодежь в ярости», который был показан на открытии Ретроспективы в честь 85-го Дня Рождения режиссера в Третьяковской Галерее, в свое время произвел настоящий фурор в Японии и был отличным ответом европейскому киновзрыву рубежа 50-60-х годов.

Масахиро Синода - один из выдающихся мастеров кинематографа Страны Восходящего солнца, являющийся ярчайшим представителем японской «Новой волны Офуна».

«Новая волна Офуна» зародилась в конце 50-х годов в Японии. Одним из ключевых фильмов данного направления была картина Нагиса Осима «История жестокой юности». Офуна возникла в одно время с Французской Новой Волной, и представители японского направления преследовали те же цели, что и их французские коллеги. Офуна характеризуется отказом от сложившихся стереотипов в кинематографе, а также от предсказуемости сюжета и действий. Режиссеры начинают вводить зрителя в мир жестокости и насилия среди подростков, где главными героями становятся изгои общества, психически нестабильные личности, преступники и прочие люмпены. Начинают рассматриваться вопросы расизма, сексуальной развязности, изменения роли женщины в обществе и положение меньшинств в социуме. Критикуется и порицается социальный строй Японии, чего ранее невозможно было наблюдать в традиционном японском кино.

Но чем дальше режиссеры пытались отойти от устоявшихся форм и традиций, тем более на поверхности оказывалась нерасторжимость Новой Волны с национальной историей и культурой, словно цветок кувшинки на раскидистых листьях, которые прикрывают плотные корни растения, уползающие далеко под воду и основательно въедающиеся в землю. Так и Масахиро Синода, исследуя проблемы японского общества, в поисках ответов обращался к всегда мерцающему прошлому, выплывавшему в самых, казалось бы, удивительных, но при более глубоком рассмотрении – закономерных обличиях и явлениях.

Прошлое формирует настоящее, точно так же, как мысль формирует слово, а привычка – характер. Этими словами можно обозначить первое направление, которое исследует Масахиро Синода в фильме «Высохшее озеро». Название картины служит хорошей подсказкой к прочтению внутренних пластов, которые аккуратно завуалированы в ее деталях. «Высохшее», в данном случае, значит – оголенное, обнажившее то, что скрывается внутри него. И именно отсутствие водной толщи дает нам возможность увидеть полноценную кувшинку с ее стеблем и корнями, однако, омертвевшими.

Главными героями картины можно обозначить двух персонажей – девушку Ёку, которая отказывается от финансовой стабильности, не желая зависеть от поддержки нечестнего человека, спонсирующего ее семью, находит отдушину в молодежном политическом движении, пытаясь добиться, таким образом, справедливости и соблюдения прав молодых людей, не имеющих счастья похвастаться благосостоянием; и парня по имени Такуя Симодзё, грезящего тоталитаристическими идеями и мечтающего стать великим революционером. Он пытается походить на «истинного» диктатора, который на одном пальце, словно баскетбольный мяч, вертит вселенную. Парень поклоняется самым знаменитым революционерам и диктаторам одновременно, толком не разбираясь, кто из них кто. Его главная цель – войти в историю наравне с Черчилем или Гитлером. К кому он больше льнет, ему самому неизвестно. И единственная его попытка остаться в истории – это устроить грандиозный теракт.

Японское кино. Часть 2. Молодежь в яростиЯпонское кино. Часть 2. Молодежь в яростиДействие разворачивается в период студенческой борьбы против продления Договора безопасности, военного договора между Японией и США. Главный герой Такуя как раз состоит в одном из таких движений, но к своим полномочиям относится безответственно и кроме, как представлять себя вождем, Такуя ничего не делает, а лишь напивается в барах и развлекается с девушками. Тем временем Ёко, пока еще не состоящая в студенческом движении, называемом Такуей «троцкистким движением», оказывается втянута в семейные трудности, решить которые она не в состоянии, так как одним из спонсирующих ее семью человеком является бизнесмен, по вине которого погиб отец Ёко. Ёко в отличие от Такуя не мечтает о карьере вождя, но понимает отличия между кумирами Такуи, а также прекрасно представляет себе причинно-следственную связь всех событий. И ее цель – создать светлое будущее, разорвать зависимость женщины от спонсора и утвердить себя в правах на самодостаточность и независимость. И если она делает шаги на пути к этой цели путем поиска работы и попыток прокормить себя саму, то Такуя не брезгает брать деньги у девушек, с которыми он спит, бесчестно проживая за их счет. Конечно, в данном случае эта параллель и подобное развитие судеб главных героев закономерна. Режиссер показывает нам две дороги, где одна дорога – путь героини, у которой ситуация более сложная, нежели у Такуи, но она отказывается идти по пути наименьшего сопротивления, в отличие от второй параллели – Такуи, который делу предпочел ублажение собственного, ни на чем не основанного, тщеславия. В данном случае, как уже было сказано, его первоначальной целью было не избавление общества и человечества от бед и проблем – это являлось бы, по мнению Такуи, лишь последствием его главной цели – быть знаменитым диктатором, типа генерала Тодзё Хидеки или Наполеона Бонапарта. В течение фильма судьбы двух главных персонажей пересекаются и Ёко влюбляется в Такую, а Такуя в Ёку, которая несмотря ни на какие ухищрения Такуи и его попытки казаться хуже, видит в нем то, что имеет созидательную и благодатную природу.

Судьбы героев развиваются на фоне подьема благополучия финансовых воротил и деградации развращенной золотой молодежи, устаривающей притоны на дому и наслаждающейся хроникальными кадрами фашисткой Германии.

На образе Такуи – человека, который по собственной глупости встает не на ту дорогу, Синода показывает то, как незнание перерастает в экстремизм. И если Такую в конце фильма схватили со взрывчаткой и предотвратили теракт, то буквально через 10 лет бойцы японской «красной армии» совершили ряд ужасающих терактов по всей Японии. Нельзя не сказать, что и студенческая организация, показанная в фильме, не переросла в отряд левых экстремистов.

Молодежь оказывается в затруднительном положении, тем временем, когда бизнесмены и олигархи захватывают все большую власть, новые поколения остаются без возможности к здоровой конкуренции и самореализации. Каждый сам за себя держит ответ, на что, кстати, часто в фильме указывает режиссер. В данном случае можно сказать, что окажись молодежь на местах финансовых магнатов, митинги бы ее не тревожили.

Фильм не потерял актуальности, и сейчас воспринимается, как некое блюдце, в которое можно заглянуть, узреть насущные проблемы современности и увидеть в них себя, а точнее разные стороны себя, раскрытые в характерах героев фильма.
Когда происходят финальные события фильма, то есть, шествия с плакатами, транспарантами, сдерживаемые полицией, нам предстает слияние людей в массу, наполненную как золотой молодежью, так и бедными студентами, не имеющими достатка оплатить себе учебу. И важным оказывается тот факт, что в этой толпе они ничем друг от друга в итоге не отличаются, поскольку идет «бунт бессмысленный и беспощадный», когда люди выходят с протестом против – против не зная чего. Тут нам и открывается пугающий вид высохшего озера, являющегося разъяренной молодежью. И это понятно только лишь зрителю, хотя и сами герои могли бы в этом разобраться, если бы подобно исследователю обращались к истокам всех истоков.

Действительно, Ёко имела благие намерения, присоединясь к движению и выходя на митинг. Режиссер и показывает ее отдельно от всей толпы, она идет не внутри массы, а рядом. Хочется надеяться, что Ёко не стала экстремисткой через некоторое время и нашла себя в студенческой политической организации лишь из-за отсутствия альтернативы выбора на тот момент. Ведь нет ничего плохого, если человек, карабкаясь наверх, пытается использовать дополнительное снаряжение, как Ёко использует свой голос и свое действие в студенческом митинге. И здесь остается только лишь надежда, что девушка выберется из тягот жизни и пойдет верной дорогой.

В плане актерской игры, режиссуры и художественного оформления фильм исполнен фантастически безукоризненно. Работа режиссера и художника с цветом, конечно, не может не воздействовать на зрителя. Использование контраста холодных оттенков с теплыми позволяет лучше формировать мнение в отношении героев. Здесь, кстати, заметно колоссальное влияние Эйзенштейна на творчество Масахиро Синода. Помимо контрастирующих цветов, используется также контраст музыки с картинкой, что создает неоднозначность настроения и внушает ощущение ужаса перед происходящим и одновременно с этим осознание бессмысленности всех действий, приводящих к трагическим последствиям. Отдельно необходимо отметить про один из самых мощных контрастов, часто используемых в мировой культуре – сочетание оттенков красного и синего цветов. Но сочетание этих красок у Синоды совершенно не тривиальное, поскольку режиссер с художником использует так называемые пограничные оттенки обоих цветов. Красный, как апофеоз всех представителей теплых оттенков, предстает холодным, а синий – теплым. Возможно, это звучит довольно странно, однако, ничего сверхъестественного в этом нет, посольку цвет лепестков горного мака – холодный красный папавер, а тычинки ультрамариновые с небольшим добавлением золотистой охры, что дает только лишь легкую теплоту и никак не играет на изменение насыщенности. Таким образом, смена теплоты цветов дает одно из самых мощных воздействий на наше подсознание – в мозгу происходит подмена реальности, и тогда живое кажется мертвым, а мертвое – живым. Этот прием один из самых распространенных в древней японской плоскописи или плоской живописи, которая оказала неоценимое влияние на западноевропейскую культуру и на мировую в целом. Знаменитый трактат «Теория цвета» Жоржа Сера включает в себя этот элемент техники распределения цвета в композиции. Также плоская живопись во многом повлияла на творчество Винсента ван Гога. Маковый цветок, конечно, затронут неслучайно, ведь издревле мак считается олицетворением плодородия, непосредственно связанного с миром мертвых. Мать-Земля или Богиня с маком в руке, которая дает жизнь и принимает умерших.

Работа на этих оттенках в фильме «Высохшее озеро» доводится до своего апогея на том моменте, когда Такуя, придя домой, наблюдает из окна за футбольной командой, представляя игроков в качестве своих подчиненных солдат, которыми он, словно вождь, управляет. При этом его лицо при ежесекундной смене кадра окрашено то в красный, то в синий. И этот эпизод фильма является точкой соприкосновения границ пропорций золотого сечения, то есть кульминационный стык, во время которого Такуя совершает выбор своей жизни и решает воплотить свой замысел, но терпит поражение, как и большинство героев Масахиро Синода.

Этот прием оказывается одним из иструментов исследования на пути вверх к цветку кувшинки, по стебельку которого поднимался режиссер, осушая поверхность для зрителя и предлагая нам эту историю, в которой политический пласт оказывается мощной аллегорией, применимой к любой другой задаче.

Константин Горелов

Автор выражает большую благодарность Трегуловой Земфире, Прунцовой Людмиле и Ёко Саканоуэ.

Категория: Кино большого города