интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Книжный базар » Тайны культурной преемственности

 
 
 

Тайны культурной преемственности

Автор: Диана Буцко от 20-12-2013, 22:37, посмотрело: 2658

Тайны культурной  преемственностиВ прошлом году ушла из жизни Паола Волкова – выдающийся искусствовед, культуролог. Ее имя известно во всем мире, Волкову почитают как одного из ведущих специалистов по творчеству Андрея Тарковского. 30 лет Паола Дмитриевна преподавала во ВГИКе: ее обожали студенты, на лекциях всегда был аншлаг. Для тех же, кому не посчастливилось присутствовать на ее занятиях, есть альтернативная возможность ощутить тонкое восприятия искусствоведа: для телеканала «Культура» Паола Дмитриевна сняла 12-серийный фильм о мировой живописи «Мост над бездной». Еще одну возможность познакомится с глубоким анализом искусства предоставляют книги культуролога «Мост через бездну». От первых двух мы не могли оторваться.

Издательство «Зебра Е» в память об искусствоведе Паоле Дмитриевне Волковой продолжает издавать задуманный ею проект «Мост через бездну». Серия должна была состоять из пяти книг, но Паола Дмитриевна успела издать только первую часть. Предлагаемая же издательством вторая часть (тексты до конца не были отредактированы автором) поступила в продажу этим летом.

«Любая эпоха, цивилизация, культура строит мост, перекидывая его через бездну времен, сама не подозревая об этом». От прошлого нам остались отрывки, осколки, идеи, но древняя культура гораздо ближе, чем могло бы казаться. Она выжила в новых образах, традициях, культурных эпохах, наполняя их своими смыслами и передавая нам в наследство.

В первой части Паола Волкова исследует потаенные уголки двух культур - Китая и средиземноморской античности, которые в большей степени, чем другие, повлияли на потомков и до сих пор не потеряли своей способности отзываться эхом. Автор предлагает читателю проследить самые неожиданные отзвуки древних эпох в преемственных цивилизациях.

Одним из таких дыханий древности в последующей культуре является Стоунхендж, продолжателем традиций которого стал «Глобус» Шекспира. В древней постройке проходили театрально-поэтические мистерии. Сцена «Глобуса», к тому же, пропорциями повторяла алтарный стол Стоунхенджа.

Первенство на пьедестале культурных влияний, конечно же, принадлежит Древней Греции. «Мы ее производное через алфавит, искусство, философию, театр». Она шествует через века и вот - отражается в древнерусском эпосе «Слово о полку Игореве» (влияние «Илиады») . Образ Ярославны, считает автор, навеян героиней гомеровской поэмы - Андромахой. Или тень дантовской Беатриче - отзвук Эвридики в подземном царстве.

Автор раскрывает самые неочевидные черты античности, к примеру, «карнавальность» и особая роль маски, которые эхом откликаются в творчестве Булгакова и Ахматовой.

«Чувство жизни как сцены и право самому решать вопросы смерти – уникальная черта римского сознания. Рим на протяжении всей своей жизни сохранил главный психологический устойчивый стереотип – страсть к игре. Мир есть театр, и люди в нем – актеры». Не это ли повторял Шекспир, а потом художники Барокко?

От крито-микенской культуры остались лишь цитаты, утверждает автор. Но удивительным образом культура, которая исчезла более четырех тысяч лет тому назад, перекочевала на Пиренейский полуостров: «Есть и сейчас то место на земле, где культ игры с Быком-Смертью-Роком, где пышные ярусные юбки, и узенькие кофточки, и взбитые воронова крыла волосы змеями вьются по щекам, где тонкие талии и напряженные прогнутые спины мужчин и причудливые уборы на голове. Эта страна – Испания».

Другим неожиданным мостом является отзвук китайской архаики «ба-гуа» в супрематизме Малевича с их космо-энергетическим мировосприятием.

«Мост – звено связи двух берегов: «этого» и «того», другого мира. Вы переходите через реку времени». По этому мосту проходят гении. Извечный шекспировский или гомеровский вопрос, возможно, не требует ответа.«Гений всегда анонимен». Он перерастает свою человеческую сущность, становится метафизическим общекультурным явлением. «…особый поэт, тайна бессмертия которого не расшифровывается, как и непременная тайна его анонима».

Древняя культура иногда чужда и непонятна современному человеку, но она, как и наш мир, скрывается от нас за ширмой секретов. «Сегодня, в начале ХХІ века, мир окончательно оделся тайной. Это не «век маски», а «век в маске». Тайной маски стало все: погода, выборы, производство ножей и вилок, имя лидера партии и страны, функции международных организаций и образование. Тайна постепенно засасывает, и уводит в «зазеркалье», и мир становится невидимым».

Самые удивительные межкультурные мосты выстраивает Паола Волкова, по которым с огромным интересом и удовольствием может пройти читатель. Чтобы понять наш мир, надо попытаться разгадать загадки предыдущих эпох, ведь, возможно, у них ключ ко всем тайнам. Античность, однажды надев маску, может подсказать, как ее снять сейчас.

Посредине мира искусства

Во второй части Паола Волкова продолжала возводить мосты над бездной времен. Под лупу искусствоведа попало изобразительное искусство. Новые мосты, новые открытия, новый взгляд на известные шедевры и недооценённые полотна. Споры автора с догматическими теориями, историками культуры, стереотипами и главное – с читателем, - все это делает чтение не только познавательным, увлекательным процессом, но еще формированием собственного понимания искусства и его места в культуре.

Путешествие по удивительному миру прошлого начинается с попытки отыскать ключ к удивительной личности святого Франциска. Отрекшись от земных благ, он взошел на вершину, середину мира, откуда можно наблюдать всех. Автор прибегает именно к этой личности, потому что считает гуманистическое францисканство необходимой сегодняшнему человеку позицией. «Это бескорыстная помощь миру, и понимание, и осознание себя через других, и ответственность «посредине мира». Именно это последние было характерно для эпохи Возрождения.

Далее автор анализирует творчество святого-иконописца - Андрея Рублева и «узренное им откровение», которое мы можем постигнуть сквозь века на его «Троице». Объединение традиций и новаторства было характерно не только для Рублева, но и Джотто ди Бондоне – ключевой фигуры Проторенессанса, да и европейского искусства вообще. Созданное им представление о композиции продержалось вплоть до импрессионизма. «Не имея прецедентов, выйдя в трансцендентный ноль, создал с чистого листа современное европейское искусство».Его умение изобразить самый драматический момент истории автор сравнивает с творческим почерком Рембрандта.

Символом раннего Возрождения автор считает «Весну» Сандро Ботичелли. Паола Дмитриевна называет художника первым поэтом-романтиком, разбирает ритмы картины, сравнивая ее с музыкальной поэмой.

Автор особое внимание уделяет творчеству Иеронима Босха – художника, абсолютно не похожего на других живописцев Возрождения. В то время, как большинство из них рисовали гармоничных и прекрасных личностей, Иероним Босх изобличал пороки и грехи. Он создал очень важное для нас послание о том, что быть настоящим человеком – это подвиг, но мы должны его со дня в день осуществлять, борясь с собственными недостатками.

Автор сознательно отказывается от тщательного анализа затертой до дыр «Мона Лизы», она выбрала другой, не менее гениальный, но менее оцененный шедевр Леонардо да Винчи – «Святую Анну с Мадонной и младенцем Христом». До сих пор не разгаданное послание да Винчи автор понимает как попытку художника осознать Всемирный дух.

Паола Волкова ищет зашифрованные знаки в гравюре «Меланхолия» Альфреда Дюрера, которую никто до сих пор не смог скопировать, и капелле Медичи – размышлении Микеланджело Буонарроти о времени.

Читатель может погрузиться в удивительный мир Диего Веласкеса, где художник мог быть тем, кем хотел, потому что творчество дарит свободу; ощутить «огненную печь творчества» Винсента Ван Гога в его «Ночном кафе», разгадать загадки черного квадрата Малевича и созданного им нового художественного алфавита.

Последней под анализ попадает пророческая и неоцененная «Герника» Пикассо. Нам этот выбор кажется не случайным. На примере этой картины Паола Волкова хотела сказать, как важно научиться понимать искусство, читать его послания, чтобы величайшие трагедии не повторялись и не привели мир к хаосу.

Диана Буцко

Категория: Книжный базар