интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Авторские колонки » Доброжелательный сноб » Русская классическая литература. Шанс оказать помощь культуре Запада или в омут головой вместе с ними?

 
 
 

Русская классическая литература. Шанс оказать помощь культуре Запада или в омут головой вместе с ними?

Автор: Ирина Тихонова от 17-04-2010, 23:31, посмотрело: 4619

На протяжении всей своей истории русская классическая литература являлась важнейшей составляющей общественной мысли в нашей стране. Можно утверждать, что наиболее выдающиеся произведения русской литературы появились благодаря прямому действию христианской мысли. Среди них первые письменные источники Древней Руси "Повесть временных лет" преподобного Нестора, монаха Киево - Печерской Лавры, "Слово о Законе и Благодати" Киевского митрополита Иллариона, и многое другое. Не ослабевает влияние русской классической литературы и в наши дни, во времена, когда стремительно формируется новая мировая глобальная культура, основанная на постмодернистских теориях и информационных технологиях. В этих условиях русская классическая литература, взращенная Православием и, основанная в большей степени на огромном христианском наследии играет, и уверена, будет играть роль высокого нравственного ориентира не только для России, но и для всего мира в целом. Это не патетика, не высокие слова в варианте "советское/российское - значит лучшее". Нет.

Это большая ответственность. Это боль, это горе, но это же время это и счастье, это то высокое предназначение, которое может и должна нести русская литература. На самом деле в мировой истории довольно мало культур или, выражаясь словами Самуэля Хантингтона, цивилизаций, которые бы несли в себе исторический положительный "месседж" (посыл), послание через пространство и время. И что важно, послание со знаком плюс. Некоторые авторы Античной Греции: Аристотель, который не жаловал демократию, Платон которого бы в наше время сочли бы поборником тоталитаризма и еще несколько авторов. Византия и Египет времен раннего христианства. Ориген, Симеон Новый Богослов, Григорий Палама, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Двоеслов. Почти все из перечисленных авторов - святые Православной церкви. За исключением Оригена, анафематствованного заочно, после смерти, но воспитавшего трех великих Святителей, упомянутых выше. После византийских греков и раннехристианских авторов Египта наследие перешло к Русской и Британской литературе. Для обеих в имперский период. Эти империи такие разные, во многом просто противоречивые и даже враждебные друг другу. Но что-то все-таки их связывает. На мой взгляд, это культурное наследие и огромный нравственный посыл которые несли эти культуры сквозь время и для других народов. Британская империя не выдержала долго, и в имперском, и в культурном отношении. Русская же культура, составной частью которой является литература, живет до сих пор.

Живет, несмотря на потерю государственности и самоидентичности в 17-м, несмотря на репрессии 30-х, во многом на безвкусие и серость 70-х - 90-х. Действительно, в послеимперский период Британия не смогла дать миру таких фигур мирового масштаба. Россия же, пройдя же через горнило испытаний дала миру Александра Солженицына. Только один этот человек может являться символом Литератора и Гражданина с большой буквы в мировом масштабе. Но, слава Богу, в России талантливых людей куда больше. Некоторые склонны видеть абсолютные величины мировой классики в Набокове и Бродском, хотя, на мой взгляд, такое мнение несколько преувеличено. По крайней мере, это величины космополитические, они не принадлежат корнями России и в этом их отличие от гения Солженицына, вышедшего из России, из ее культуры, выстрадавший вместе со своей Родиной все и являющегося часть мировой культуры. Что же за явление - Александр Исаевич Солженицын? Берусь утверждать, что он продолжение тех тенденций в русской культуре, которые подвигают человека к совершенству. Он продолжатель тех славных дел, которые начинали каждый в свое время киевский митрополит Илларион, монах Нестор, Святитель Дмитрий Ростовский, преподобные Андрей Рублев, Сергий Радонежский, Серафим Саровский. Творчество Солженицына вне времени, вне пространства. Оно и для сейчас живущих, и для поколений будущего.

Это творчество как для русского человека, так и для представителя любой другой нации. Это то высокое, что позволяет воспитывать человека в духе традиционных национальных и духовных ценностей. Сегодня возрастание роли русской классической литературы происходит на фоне усугубляющегося духовного и общественно-политического кризиса в мире и, особенно в странах западной культуры. Попытки принятия новой европейской бюрократией проекта Конституции Европейского Союза, основанной не на традиционных западно-христианских ценностях, а не беспрецедентном плюрализме, и в первую очередь плюрализме религиозном вызвала бурю протестов в Европе и привела к провалу на референдумах по Конституции ЕС во многих странах. Попытки вызвать из небытия тени прошлого, бурный рост неоязычества в Западной Европе и вместе с тем уравнивание христианства, религии, которую исповедуют большинство европейцев с культами, приверженцами которых являются от нескольких десятков до нескольких сотен адептов приводит к размыванию социальных, культурных, политических особенностей Европы и как следствие ущемление прав подавляющего числа христианского населения Западной Европы. Все это не проходит бесследно. На сегодняшний день мы видим системный кризис западно-европейской культуры, который известный американский политолог и культуролог Патрик Бьюкенен назвал "Смертью Запада". В одноименном труде он пишет о негативных последствиях ущемления христианской культуры и смене приоритетов в развитии культуры в Европе и США, что вызывает падение рождаемости, всплеск преступности, насилия, развитие сексуальных и сатанистских культов. По мнению этого ученого именно отход классической западной литературы от христианских истоков и практически полное отсутствие прихожан в католических храмах Европы явились отправной точкой потери западными народами своей самоидентичности. Это все является грозным предостережением и для стран, носителей православной культуры.

Как, восстановление культа германских языческих богов, философии национального превосходства и идей сверхчеловека Фридриха Ницше вкупе с грандиозной по своему содержанию, но абсолютно бессмысленной в своей безысходности музыкой Вагнера привело к установлению диктатуры Гитлера и появлению Третьего рейха, так и современное реанимирование древних языческих богов наряду с новейшими информационными технологиями может привести к установлению в наши дни диктатуры, по своей жестокости не имеющей аналогов в мировой истории. Все это верно и для Российской Федерации. Рост бездуховности, создание литературных проектов современности, имеющих в своей основе не христианские ценности, способные воспитать из человека полноценного члена общества и патриота своего государства, а культ насилия, эзотеризм, коммерческий интерес как первопричину написания литературного произведения приводит не просто к падению качества, но и творческому тупику. Как пример можно привести творчество известного русского писателя Сергея Алексеева.

Будучи честным человеком и патриотом своей страны, этот писатель, не имея православного миропонимания, а стоящий на позициях русского язычества не может в полной мере реализовать свой творческий потенциал. Его книги, в которых красной нитью проходит необходимость борьбы на духовном и физическом уровне с врагами России, тем не менее, лишены перспективы. В них борьба, тоска, страдание присутствует не просто как средство для достижения великой цели - спасения души, или как для Федора Достоевского спасения человечества путем спасения, отдельно взятого ребенка. В его творения безысходность. Борьба ради борьбы. Страдание, не ведущее к избавлению. Так, скандинавские боги живут и собирают храбрецов только лишь для того, что бы в конце времен, сразившись с мировым злом в виде волка или змея Фарнира погибнуть в битве и исчезнуть без следа.

Тяжелая перспектива. Британский философ, профессор Дж. Р.Р. Толкин в труде "Чудовища и литературоведы" указывает: "+дни прошлого были языческими, благородными и лишенными всякой надежды". Эти слова как нельзя точно выражают трагедию языческого мира в основании, которого лежит безысходность. К сожалению, они выражают и трагедию бездуховности мира современного. С другой стороны, совершенно иным представляется творчество, основанное на традиционной христианской культуре. Именно этот фундамент позволял и до настоящего времени влиять на произведения, которые являются результатом человеческого гения, плоды которого находятся в мировой литературной сокровищнице. Проникновение русской классической литературы в другие культуры общеизвестно. И сегодня, в странах Западной Европы, Азии, США люди зачитываются произведениями русских классиков, среди которых особое место занимает великий гениальный "путаник" - Федор Михайлович Достоевский. Как известно, Федор Достоевский был осужден к каторге за участие в радикальном революционном кружке Петрашевского. Противоречивый, мятущийся гений Федора Достоевского создал великие произведения, среди которых особо необходимо выделить, на мой взгляд "Идиота", с центральным персонажем князя Мышкина, "Братьев Карамазовых" с духовным противостоянием Ивана и Алеши Карамазова, "Бесы", послужившие грозным предостережением для русского общества. Это произведение имело документальную подоплеку. Речь идет о нечаевском подполье и самом Нечаеве, как теоретике терроризма и разрушения российского государства. На чем же основывалось творчество Федора Достоевского? Только на одном, на христианском понимании места человека в этом мире, на традиционных христианских ценностях. Хотелось бы привести в качестве примера творческое наследие еще одного великого русского ученого и писателя Льва Тихомирова. Вчерашний идеолог "Народной Воли", заочно осужденный в России, находясь в эмиграции, нашел в себе силы вернуться в лоно Русской Православной Церкви и пересмотреть свои взгляды. До этого периода его творчество заключалось в написании прокламаций, программ и манифестов, призывающих к политической и вооруженной борьбе, к свержению государственного строя. И только после возращения к Православию родились его величайшие труды, актуальность которых не исчерпана и в настоящее время. Прежде всего, это главный труд его жизни - "Религиозно - философское осмысление истории". "Нашему русскому народу вверена величайшая святыня - вера православная.

Наш святой долг - не только блюсти ее в чистоте завернутую в убрус церковных канонов и преданий+наш долг - сделать сокровище наше достоянием всего мира во спасение людей". Эти слова принадлежат знаменитому русскому философу, публицисту и многолетнему критику Святителя Никона (Рождественского) Василию Васильевичу Розанову. К концу жизни великий русский бунтарь, имеющий свое мнение о Православии, о вере, о Церкви и о многом другом пришел к выводу о том, что все установления Православной церкви, ее каноны и догматы являются величайшей святыней, даром, который принадлежит не только русским людям, но и всему миру.

В.В. Розанов говорил о своем враге - архиепископе Никоне (Рождественском): "Я его не любил. Синод. Прямолинейный правовер. Дуролом". Но 1 января 1918 года, в день именин писателя, который в то время жил в Сергиевом Посаде и в этот день оказался на службе в Троицком соборе Лавры, где Литургию совершал архиепископ Никон, Розанов пришел из Церкви приветливый, со следами сильного, только что пережитого чувства.
Своему другу писателю С.Н. Дурылину он в этот день скажет о Святителе: "Я шел назад и думал: вот он сделал свое дело. Он старик. И он всю жизнь твердо стоял на том, что считал истиной. Твердо, прямо, упорно. Ему не в чем упрекнуть себя перед своей родиной и верой. А я? И мне захотелось пойти к нему и поцеловать его старую жилистую руку. Молча. Что я скажу ему? Разве как Бобчинский: "Жил-был Василий Васильевич Бобчинский в Петербурге", - и прибавить: "Пописывал - все прозевал+". Под конец своей жизни В.В. Розанов раскаялся, примирился с Церковью, нашел в себе силы порвать с собственной гордостью и самомнением. Это сделал тот, о котором архиепископ Никон (Рождественский) говорил, что он ересиарх. Долгие годы Розанов считал архиепископа своим врагом, но долгие годы писал ему и получал от Владыки ответы. Святитель долго, болезненно, но упорно врачевал его духовные раны и склонил его к примирению с Церковью. Великий философ обрел покой, но этот покой был обретен только в лоне Русской Православной Церкви. В.В. Розанов в конце своей жизни задался вопросом - а зачем собственно все эти годы своей жизни он пытался найти Истину, мучительно больно и не нашел ее. И только примиряясь с Церковью, поняв ее, он обрел то, к чему стремился всю свою жизнь.

Стоило ли измучивать себя бесплодными поисками, - спрашивает самого себя В.В. Розанов, - если Истина, во всей своей красе, во всем великолепии пребывала, пребывает, и будет пребывать до скончания века в Православной Церкви, и только в ней. На примере В.В. Розанова явлено чудо, чудо раскаяния разбойника, чудо прихода ко Христу практически в конце жизни философа. А вот пример другого не менее великого русского мыслителя - Льва Николаевича Толстого, который боролся с Богом, да так и остался у разбитого корыта, следуя терминологии сказок А.С. Пушкина, так же пришедшего ко Христу во второй, более плодотворной части своей жизни. По словам оптинских старцев хоть Толстой и был Львом, но +увы, и "он оказался побежден смертью". В наше время идет спор, что есть культура, что, есть литература в своем высшем проявлении. Что это игра чистого разума, в своей деятельности руководствующегося вне временными, вне нравственными, вне моральными нормами. Или же это то великое предназначение, способное воспитать и изменить человека к лучшему, привести его к миру со своей совестью, со своими окружающими, со своим Творцом. В наше время в Малороссии, в Одессе, на территории нынешней Украины в Свято - Успенском мужском монастыре живет дивный человек - Архимандрит Иона. Глядя на него, на его ум, мудрость, доброту, любовь сразу же вспоминается ныне усопший Александр Солженицын. Это поистине цельные люди одного склада, одной судьбы. Так. вот, архимандрит Иона на вопрос о том, что является целью человека в этой жизни ответил просто: Цель человека в этой жизни вернуть разорванное единство, разорванную связь со своим Творцом. Однако есть и другое мнение. Сергей Довлатов, литератор, виртуозно владеющий словом, но растративший свою жизнь бесплодно и бесцельно считал, что целью литературы является игра чистого ума, не обусловленного нравственными переживаниями или моральными нормами. По его мнению, литература выше нравственности. В лекции, прочитанной 1982 году в США в университете Новой Каролины он заявил: "Примером+глобальной неудачи можно считать публицистическую деятельность Солженицына, который начал с потрясающих романов, но, оказавшись на Западе, выступил в роли обличителя и пророка, возглавив чрезвычайно опасную, национально-христианскую и, в конечном счете, - авторитарную тенденцию в русской общественной мысли, изрядно скомпрометировала себя в глазах тех+, кто хотел бы видеть будущую Россию - европейским демократическим государством+". Примером "чистой" литературы у несомненно талантливого Довлатова служат те выбросы яда против своей Родины и своего народа которые имеются практически во всех его произведениях. Жаль, что человек, получивший от Бога такой огромный талант, разменял его во многом на цинизм и пошлость. Но хочется верить, что все-таки в будущем русская литература явит миру не только таких творцов как Солженицын, но и как Распутин, Астафьев, Солоухин, Шафаревич.

Ирина Тихонова

Категория: Авторские колонки » Доброжелательный сноб









<
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
  • ICQ: --
3 мая 2010 09:31

Alena

  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
 
Восхищаюсь!!!!!!!!!!!!