Ожидая "Inferno"

Автор: Ольга Пурчинская от 13-08-2013, 22:40, посмотрело: 2751

Сентябрь подарит российским любителям остросюжетно-интеллектуальной литературы, детективных романов с элементами арт-исследований великолепный экземпляр этого сложного, но такого захватывающего жанра. Именно в начале осени, наконец-то, выйдет российская адаптация романа известного американского писателя Дэна Брауна (Dan Brown) с весьма интригующим названием "Inferno".

Это - четвертое произведение, центральной фигурой которого является профессор Роберт Лэнгдон (Robert Langdon), преподаватель Гарвардского университета, специалист по религиозной символике.

На языке оригинала (english) книга вышла еще в мае, оказавшись на российском рынке всего через несколько дней после официального релиза в США. Наверняка многие люди, свободно владеющие английским языком, уже удовлетворили свое любопытство, прочитав произведение буквально в один присест.

Тем, кто решил подождать возможности спокойно, без излишних препятствий погрузиться в уникальные исследования знаменитого символиста и искусствоведа в одном лице, предлагаю вспомнить события, происходившие в уже давно вышедших (и уже не раз прочитанных!) первых трех произведениях Дэна Брауна, повествующих о приключениях Роберта Лэнгдона.

"Ангелы и демоны", "Код да Винчи", "Утраченный символ". Рим, Ватикан, Париж, Вашингтон. События упомянутых произведений развиваются именно в этих городах (и крошечном городе-государстве).

Высокий, стройный, обаятельный мужчина примерно 45 лет. Одевается всегда в брюки, водолазку (или рубашку) и клетчатый пиджак. Блестящую физическую форму поддерживает путем ежедневных тренировок в бассейне. Помимо отменного владения техникой плавания, когда-то, в студенческие времена, активно занимался водным поло. Обязательный элемент образа - часы, циферблат которых украшен изображением Микки-Мауса (подарок родителей) - делает его одним из любимых преподавателей среди самых разных категорий студентов.

Таково описание Роберта Лэнгдона, точнее, его физической наружности, в самой краткой форме. Если ко всему, сказанному выше, добавить еще колоссальную базу знаний по истории искусств, символизма и религии (при этом герой - атеист, что позволяет ему спокойно разговаривать об основном предмете своих знаний, отрешенно, спокойно, так сказать, с нейтральной точки зрения, а, следовательно, максимально объективно), то перед читателем возникает образ идеального преподавателя. К сожалению, такие специалисты, особенно в сочетании с приятным образом, - большая редкость. Тем не менее, в жизни всякое возможно, и иногда встречаются самые лучшие экземпляры.

Иллюминаты. Приорат Сиона. Масонская ложа. Тайные сообщества, существующие в Старом и Новом Свете уже не одно столетие. Представителями этих "элитарных клубов" были (и являются) очень яркие, талантливые, сильные личности, имена которых известны чуть ли не каждому человеку. А вот легендарные знания, которыми владеют эти люди, за пределы братств никогда не выносятся. Охотников за столь ценной информацией, считающих, что доступ к ней откроет перед ними все дороги, что ведут не только к могуществу, а, возможно, и к абсолютной власти над всем миром, к несметным сокровищам, история знает немало.

Наука и религия. Эти два социальных института на протяжении всего периода жизни человечества на Земле находятся в постоянном конфликте. Вечное противостояние двух твердынь - Знания и Веры, на разных этапах развития homo sapiens склонялось в пользу то одной стороны, то другой. Желание одних помочь людям обрести Истину, исцелиться от тяжелых недугов постоянно сталкивалось с почти паническим страхом других, что они потеряют свою практически тоталитарную власть над человечеством. Отсюда - постоянные войны, нападения на ученых, их смерть под жестокими пытками, уничтожение их лабораторий и бесценных результатов их исследований.

С течением времени ситуация менялась. Великий век Просвещения, последовавший сразу за эпохой не менее великих географических открытий, дал зеленую улицу для развития науки. С тех пор ученым умам стало жить несколько легче: жестокое Средневековье с его абсолютно бесчеловечными расправами над всеми "противниками" религии (то есть контроля священнослужителей буквально за каждым человеком на всех этапах его жизнедеятельности) стало достоянием истории, и даже власть стран Старого Света больше не чинила препятствий исследовательской деятельности, стали появляться видные, уважаемые ученые.

На эти общеизвестные исторические факты герои книг ссылаются с завидной регулярностью. Чтение превращается в приятное общение с прекрасно образованными, интеллигентными людьми, в любой момент могущими сообщить множество уникальной, полезной информации о самом главном, интересном, захватывающем.

К сожалению, как и подобает романам детективного жанра, книги Дэна Брауна представляют собой расследования убийств, выполненных с непередаваемой жестокостью, очень сильно напоминающей описываемые в исторических произведениях пытки времен Средневековья и (частично) Возрождения.

На груди убитого человека металлическим клеймом выжжено слово "Illuminati", выполненное в форме амбиграммы (надписи, позволяющей совместить два разных прочтения одних и тех же линий, аналогично палиндрому). Кроме того, у несчастного вырезан глаз. Обладателям яркого, живого воображения лучше временно этот дар "отключить", либо не зачитываться захватывающим произведением непосредственно перед сном (иначе он может просто не наступить).

Знаменитый ученый, куратор Лувра, убит буквально на своем рабочем месте. Тело его нашло вечный покой в специфической позе. Обнаженное, оно лежит так же, как на эскизе Леонадро да Винчи "Витрувианский человек". На груди - странные надписи. В дальнейшем становится ясно, что это - шифр, разгадать который под силу лишь одному человеку (для которого, естественно, все это и предназначено).

На полу одного из центральных залов Капитолия появляется кисть руки, на каждом пальце которой путем татуировки нанесены некие символы. Ладонь эта еще пару минут назад принадлежала одному очень высокопоставленному человеку. А затем ее безжалостно отняли, преследуя свою цель.

События поистине ужасны. Попасть в аналогичную ситуацию, как говорится, и врагу не пожелаешь. На решение каждой из описанных выше головоломок профессору Лэнгдону выделяется не так уж много времени. На помощь ему приходят очень умные, высокообразованные женщины: ученый физик Виттория Ветра ("Ангелы и Демоны"), дешифровальщик Софи Неве ("Код да Винчи"), специалист по ноэтике Кэтрин Соломон.

Подмога сильна не только учеными дамами.. Доблестные стражи правопорядка тоже начеку. Глава Службы безопасности Святого престола в Ватикане, коммандер Оливетти, капитан французской полиции Безу Фаш, директор Службы безопасно ЦРУ Иноуэ Сато не только готовы подоспеть в нужное место (увы, не всегда в нужное время), но и использовать множество весьма любопытных устройств, в обычной жизни не применяемых, рядовым гражданам не известных.

В любом детективе существуют потенциальные жертвы злоумышленников, люди, которых необходимо охранять с особой тщательностью. Камерарий Карло Вентреска, кроткий, набожный человек, чья вера во Всевышнего, кажется, не знает границ. Именно этот человек должен открывать конклав кардиналов, задачей которого является избрание нового главы Римской католической церкви. Профессор Лью Тибинг, ставший инвалидом из-за перенесенного в детстве полиомиелита, помогает Лэнгдону докопаться до самых глубоких тайн, которые таит в себе богатое наследие великого Леонардо да Винчи.

Жестокие убийцы не дремлют. Ассасин с арабскими корнями и инстинктами, делающими его похожим скорее на животное, чем на человека, уничтожает своих жертв самыми изощренными способами. Монах-альбинос Сайлас, ужасающий гигант, безжалостно расправляется с теми, кто чинит ему препятствия, а затем пытается искупить свою вину путем самоистязания при помощи специальной подвязки с шипами, раздирающей в кровь его кожу (правила игры, которые диктует орден, к которому он принадлежит). Малах, чье "совершенное" тело почти полностью покрыто татуировками, жестоко ненавидит представителей одного, конкретного, семейства, и беспощадно истребляет его представителей.

У некоторых извергов есть "наставники". Это - загадочные личности, выступающие под вымышленными именами. Тем интереснее читать! Любопытство не отпускает ни на минуту, до тех пор, пока не станет ясно, кто же такой двуликий Янус? Кто скрывается под псевдонимом "учитель?". Малах, действующий самостоятельно, тоже имеет свой секрет.

Развязка всех произведений носит, мягко говоря, неожиданный характер. Впрочем, только частично. Ведь законы детективного жанра, логики и драматургии диктуют свои условия и наводят искушенного читателя на четкие, конкретные мысли, хотя бы на уровне предположения. И тем приятнее, что некоторые из этих предположений оказываются истинными. А в этом - вся прелесть подобных произведений!

Вот он, небольшой экскурс в историю творчества Дэна Брауна. А совсем скоро мы уже сможет прочитать новый опус. Как вы знаете, он получил название "Inferno", т.е. "Ад". Его "тезкой" является первая часть знаменитого памятника средневековой литературы, поэмы Данте Алигьери "Божественная комедия", написанной в XIV столетии. Сложно даже предположить, какие чудесные шифры, коды или загадки нашел американский писатель XXI века в классическом произведении. Пока же вспомним некоторые общеизвестные факты. В "комедии" - три части. В каждой из них - по 33 песни. И еще одна - вступление. Цифра 3 вообще занимает особое положение в средневековом эпосе. Это - первое произведение, написанное на итальянском языке, близком к современному.

Автор (Данте) спускается в ад. С ним идет "сопровождающий" - античный поэт Вергилий. Дальше (в "Чистилище" и, тем более, в "Рай") Данте отправляется один, поскольку вход туда доступен лишь католику, а спутник его был еще язычником.

Сюжет "Божественной комедии" здесь пересказывать нет никакого смысла. И даже "Ада", о котором в немалой степени поведет речь Дэн Браун. Известно, что действие нового романа происходит во Флоренции. Прекрасный итальянский город, в котором множество прекрасных памятников искусства Средневековья и Ренессанса, где, как и в Риме, буквально каждый камень дышит стариной, и наверняка помнит великие события прошлых лет, веков, тысячелетий.

Свое любопытство российским читателям удастся удовлетворить совсем скоро - релиз романа "Inferno", точнее, его русскоязычной версии, намечен на начало сентября. Так что ждем!

Ольга Пурчинская

Категория: Авторские колонки » Записки озадаченного журналиста