интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Авторские колонки » Записки озадаченного журналиста » #МоиЛюбимыеАртефакты. Леонардо да Винчи. "Витрувианский человек"

 
 
 

#МоиЛюбимыеАртефакты. Леонардо да Винчи. "Витрувианский человек"

Автор: Ольга Пурчинская от 1-11-2020, 04:57, посмотрело: 953

Витрувианский человек (Homo vitruvianus) - рисунок Леонардо да Винчи. Создан в промежутке между 1490 и 1492 годами в качестве иллюстрации к книге, рассказывающей о трудах античного римского архитектора Марка Витрувия Поллиона. Художник также увековечил это изображение на странице своего дневника.

#МоиЛюбимыеАртефакты. Леонардо да Винчи. "Витрувианский человек"Рисунок представляет собой изображение обнаженной мужской фигуры в двух позициях, наложенных друг на друга. Руки и ноги разведены в стороны. Вся картина вписана в окружность. «Вторая часть» портрета с разведенными руками и соединенными ногами вписана в квадрат. На листке с изображением также даны подробные сопроводительные комментарии Леонардо.

Сами рисунки и заметки автора давно признаны «каноническими (неизменная, традиционная, консервативная, не подлежащая какому-либо развитию совокупность норм и правил) пропорциями». Изготавливая «Витрувианского человека», Леонардо да Винчи работал пером, чернилами, акварельными красками и металлическим карандашом. Размер готового изображения - 24,5 х 34,3 см.

Сегодня уникальный памятник изобразительного искусства эпохи Возрождения можно увидеть в экспозиции галереи Академии в Венеции. В знаменитом изображении гармонично соединились научная разработка и артефакт. Кроме того, это явная иллюстрация стремления Мастера к совершенству, его безграничного уважения к пропорции.

На листе с «Витрувианским человеком» Леонардо оставил множество заметок, в которых пояснил, что создал этот рисунок для определения пропорций человеческого (мужского) тела. Разработка велась в соответствии с античным текстом трактата «Об архитектуре» (книга III, глава I) Ветрувия.

Вот некоторые из указанных пропорций:
1. Длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из четырех пальцев соответствует длине ладони.
2. Длина ступни равна четырем ладоням.
3. Длина локтя включает шесть ладоней.
4. Рост человека соответствует четырем локтям от пальцев, либо двадцать четыре ладони.
5. Длина шага человека равна четырем ладоням.
6. Размах рук соответствует росту человека.
7. Расстояние от линии волос до подбородка равна 1/10 часть роста.
8. Расстояние от макушки до подбородка равна 1/8 человеческого роста.
9. Расстояние от макушки до сосков человека соответствует 1/4 его роста.
10. Расстояние от локтя до кончиков пальцев равно 1/4 длины человека.
11. Длина руки соответствует 2/5 роста.
12. Расстояние от носа до подбородка равно 1/3 длины лица.
13. Расстояние от линии волос до бровей составляет 1/3 от длины лица.
14. Пупок - символический центр окружности, описанной вокруг фигуры Витрувианского человека
.

Леонардо да Винчи был одним из тех ученых, кому в XV веке удалось заново открыть математические пропорции человеческого тела. Это одно из важнейших открытий ренессансного периода. Ранее аналогичные достижения были у мастеров эпохи Античности. Во вторгшееся между этими двумя эрами тысячелетие Средневековья, ввиду тотального контроля получившей безграничную власть католической церкви, серьезные научные разработки если и велись, то закрыто, а чудом уцелевшие документы нашлись еще очень не скоро.

Рассматривая объединенные рисунки Витрувианского человека, можно заметить, что комбинации рук и ног дают две разные позиции. Изображение с разведенными руками и сведенными ногами автор вписал в квадрат, а ту половину, где разведены и верхние, и нижние конечности - в окружность.

Много позже метод Леонардо вдохновил франко-швейцарского архитектора Ле Корбюзье на создание модулора - уникальной шкалы пропорционирования. Эта разработка оказала существенное влияние на эстетику архитектуры ХХ века и на развитие нового течения в искусстве - модернизма. Витрувианский человек стал негласным символом симметрии не только человеческого тела, но и целой Вселенной.

Ольга Пурчинская

Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета

Категория: Авторские колонки » Записки озадаченного журналиста